343.06 +0.57     402.38 +1.53     5.49 -0.02    
Среда, 18 Июля 2018 Время:

Гран­-при «Евразии» улетел во Францию

Создано: 11.07.2018
  • 164
  • 0

Астана с размахом отметила свое 20-­летие. Ко дню рождения казахстанской столицы был приурочен и заключительный кинопраздник МКФ «Евразия»: на торжественной церемонии закрытия фестиваля огласили имена победителей и лауреатов. О них и наиболее значимых мероприятиях прошедшего киносмотра рассказывает корреспондент «Комсомолки», побывавшая в самой гуще событий.

Авторитетное жюри во главе с китайским режиссером Ван Сяошуайем решило, что из 12 представленных в основной конкурс фильмов Гран-­при «Евразии» достойна французская социальная драма «Вечеринка окончена». Историю возрождения двух девушек, страдающих наркозависимостью, сняла Мари Гарель-Вайс. Это ее дебют в большом кино после двух короткометражек. Режиссер не смогла прилететь в Астану, высокую награду получал посол Франции в Казахстане г-­н Филипп Мартинэ. Уже со статуэткой в руках дипломат признался со сцены, что искренне радовался недавней победе нашей соотечественницы Самал Еслямовой на кинофестивале в Каннах, где ей вручили приз За лучшую женскую роль в фильме «Айка». А сейчас в Казахстане он гордится успехом своей землячки.

К слову, Самал участвовала в работе второго жюри МКФ «Евразия», оценивавшего в конкурсе короткого метра 36 фильмов. Среди них лучшей названа лента «Монолог рыб» (режиссер Суборна Сенюти Туши, Индия-Бангладеш). Особого упоминания жюри удостоена также российская картина Игоря Поплаухина «Календарь».

Специальным призом жюри основного конкурса награждены еще два фильма, созданные женщинами-режиссерами: грузинский «Мама» («Деде») Мариам Хачвани и южно­корейский «Преследующий автостоп» Хиджэ Юнг. А вот картину Елизаветы Стишовой «Сулейман гора» (Россия-Кыргызстан) отметили сразу два жюри: НЕТПАК и ФИПРЕССИ.

Узбекский актер Карим Мирхадиев поднялся на сцену для получения приза «За лучшую мужскую роль» в фильме «Стойкость» Рашида Маликова. Награда «За лучшую женскую роль» досталась юной актрисе Марте Козловой, проникновенно сыгравшей в российской драме Алексея Федорченко «Война Анны». Лучшей режиссерской названа работа Милко Лазарова, снявшего в Якутии щемящий фильм о пожилой паре «Ага» (Болгария­-Германия­-Франция). Заветную статуэтку МКФ «Евразия» вручили соавтору сценария этой картины
Симеону Венциславову.

К сожалению, в этом году фильмы-­конкурсанты от Казахстана не были отмечены наградами жюри: ни полнометражный «Амре», ни короткометражка «Прятки». Зато свой выбор в пользу внеконкурсной ленты «Неделимое» сделал телеканал «Ел Арна», назвав ее своим фаворитом. Жесткую криминальную драму снял 30­летний дебютант Олжас Ахметов. И что важно подчеркнуть - практически на собственные деньги, то есть он был еще и продюсером этой картины. Осуществить малобюджетный проект помогли друзья и жена Наргиза, откликнулись также популярные актеры, работавшие за мизерный гонорар. В прокате фильм «Неделимое» уже прошел, а вскоре его можно будет увидеть на одном из телеканалов. Может, теперь-то сильные мира сего обратят внимание на талантливого парня и найдут средства для съемок его следующей работы? По первому образованию он финансист и умеет ладить с деньгами, не разбазаривая их.

Фестивальные площадки

В этом году в оргкомитет «Евразии» поступило около 1000 заявок на участие в кинофестивале. Для двух конкурсных программ были отобраны лишь 48. Чуть больше фильмов представляли широкую панораму внеконкурсных лент. В раздел «Особое событие» вошли семь картин, включая известную на фестивальной орбите ленту председателя жюри Ван Сяошуайя «Шанхайские мечты», удостоенную в 2005 году приза на Каннском МКФ.

С огромным интересом публика смотрела и последний режиссерский фильм Веры Глаголевой «Не чужие», в котором снялся казахстанский актер Санжар Мади. Он же сыграл заглавную роль в конкурсной картине «Амре». Так совпало, что эти фильмы демонстрировались параллельно в двух залах кинотеатра «Чаплин» торгового центра. Но обаятельный актер успел представить обе картины, а после показа ответить на вопросы зрителей. К тому же Санжар был прекрасным соведущим церемоний открытия и закрытия в ЦКЗ «Казахстан»: блистательно говорил на английском и русском языках.

Для удобства зрителей и самих участников фестиваля показ многих фильмов дублировался на второй площадке - в ТРЦ «Хан Шатыр», где тоже можно было увидеть конкурсные короткометражки и картины из секций «Караван», «Вокруг света», «Объектив», «Выбор НЕТПАК», «Из сердца Евразии».

В течение трех первых дней фестиваля проходил второй кинорынок Eurasia Film Market, в котором приняли участие 70 компаний, 40 из которых - казахстанские. В его рамках осуществил работу Евразийский рынок проектов. Из 30 поступивших сценариев компетентное международное жюри отобрало для дальнейшего участия 10 наиболее интересных. В итоге два первых приза - двухмесячная стажировка в американской кино­академии Нью-­Йорка - присуждены проектам «Ыстык кун, салкын сыра» (Амир Аменов, Казахстан) и «Одинокая сосна» (Дальмира Тилепберген, Кыргызстан). А второй приз - поездка на кинофестиваль класса «А» вместе с делегацией МКФ «Евразия» - присужден казахстанскому проекту Асхата Кучинчирекова «Шекара». Вообще­-то парень уже дважды побывал на Каннском кинофестивале и оба раза в качестве участника фильмов Сергея Дворцевого: в 2008 году как исполнитель главной роли в ленте «Тюльпан», а в этом году - как помощник режиссера и актер небольшой роли в фильме «Айка». Со своей первой короткометражкой Асхат победил на Дубайском МКФ в 2014-­м. Так что еще одна поездка только расширит географию его фестивальной орбиты, где всегда есть чему поучиться.

На «Евразии» тоже проходили творческие встречи и мастер­-классы с именитыми гостями и членами жюри. Анна Меликян («Русалка», «Звезда», «Про любовь») говорила со студентами о режиссуре, Хиро Нарита («Звездный путь­», «Байки из склепа», «Дорогая, я уменьшил детей») - об операторском мастерстве, обладательница «Оскара» Габриэлла Кристиани - об искусстве монтажа, Павел Финн («Всадник без головы», «Объяснение в любви», «26 дней из жизни Достоевского») - о кинодраматургии. Жаль только, что аудитория на этих мероприятиях была полупустой. Кстати, известный российский сценарист по идее Ментая Утепбергенова написал киноисторию «Подарок Сталину». Казахстанский фильм имел большой успех у публики и на фестивалях. Теперь Павел Константинович работает над сценарием картины об «АЛЖИРЕ», поэтому сумел во время «Евразии» съездить в музей, где изучил материалы о женах изменников родины. А во второй фестивальный день ему вместе с другими гостями посчастливилось попасть в Astanaopera на мировую премьеру торжественной оды «Сверкающая Астана» британского композитора Карла Дженкинса. Грандиозное представление, посвященное юбилею столицы, с участием тысячи музыкантов, солистов и огромного хора восхитило всех зрителей.

Одним из важных событий фестиваля стало подписание в стенах университета искусств меморандума о сотрудничестве между МКФ «Евразия» и МКФ «Пролог». Ойбек Абдушукуров пригласил казахстанскую делегацию во главе с президентом Айман Мусаходжаевой на узбекский фестиваль в октябре.

В разгар «Евразии» состоялся и круглый стол, где обсуждались актуальные вопросы, связанные с принятием законопроекта об отечественном кино.

Визит сербского Феллини

 

Событие, о котором так долго говорили казахстанцы, свершилось! На «Евразии» побывал гуру современного кинематографа Эмир Кустурица - знаменитый сербский режиссер, сценарист, актер, продюсер, обладатель самых престижных кинонаград различных фестивалей. Фильмы гостя яркие и самобытные, оттого­-то порой журналисты называют Эмира сербским Феллини. Астанчане и гости столицы не только лицезрели звезду на красной фестивальной дорожке, но и вживую наслаждались виртуозным мастерством музыканта Кустурицы. Он прибыл со своей группой The No Smoking Orchestra и дал потрясающий концерт в день открытия фестиваля.

Под зажигательные мелодии трудно было удержаться, чтобы не пуститься в пляс, тем более к тому призвал публику сам Маэстро. Первыми откликнулись актеры Чингиз Капин и Милош Бикович, вытянув в круг своих спутниц. Кстати, Милош - соотечественник Кустурицы. На наш фестиваль его пригласили как члена жюри короткого метра, за что Милош благодарен «Евразии»: он впервые оценивал фильмы коллег. Молодой актер прекрасно говорит по­-русски, последнее время активно снимается в российском кино, сыграл заметные роли в фильмах «Духless­2», «Лед» и нескольких сериалах. В его творческом багаже уже внушительный список экранных ролей.

Казахстанцам вдвойне повезло: почетный гость «Евразии» Эмир Кустурица не только музицировал в день открытия фестиваля, но и выступил с творческой встречей в КазНУИ. Правда, студентам и поклонникам его творчества пришлось ждать мэтра полтора часа. Взойдя на сцену, он по­-простецки с рукой у сердца виновато произнес: «Простите меня! Вчера я сильно устал после концерта! Как бухнулся спать, так меня еле­-еле растормошили». «Комсомолка» поинтересовалась: сколько же теряет маэстро в весе при таком чудовищном энергетическом напряжении? Оказывается - до пяти килограммов! На сцене он и поет, и на гитаре играет, и танцует, и даже прыгает! Еще и в зал с музыкантами спускается, заводя публику. К тому же разница во времени дала о себе знать. И все-­таки гость нашел в себе силы проснуться и посетить университет искусств.

А через пару часов Кустурица уже общался с журналистами. «Комсомолка» и здесь успела спросить гостя - как же ему удалось увидеть казахстанскую картину «Хозяева» Адильхана Ержанова? Просто ее посоветовал посмотреть давний друг, к сожалению, уже ушедший, - продюсер Карл Баумгарт­нер. «Фильм мне очень понравился, - подчеркнул гость. - Самое уникальное в нем - форма повествования. Мне импонирует такой стиль». Мало того, мэтр пригласил молодого режиссера в Сербию на свой фестиваль авторского кино «Кустендорф», где парень в ряду с именитыми Тавернье, Михалковым и Кончаловским дал мастер­-класс для сербских студентов! Кустурица всегда проявляет заботу и помогает новым талантам, проводя различные семинары, куда съезжаются кинематографисты со всего мира. Поэтому встретился и с нашими студентами.

В тот же день Эмир успел представить в кинотеатре «Чаплин» свой фильм «По млечному пути». Там он сыграл и главную роль в паре с Моникой Беллуччи. Словом, за два дня гость много что сделал, оставив яркие воспоминания своим поклонникам. И вовсе не случайно ему доверили вручить на открытии фестиваля приз «За вклад в развитие отечественного кинематографа» народному любимцу Казахстана Асанали Ашимову.

Звездные встречи

Популярный французский актер Венсан Кассель знал, куда едет: лет семь назад он был в Астане на фестивале экшн-­фильмов Тимура Бекмамбетова, испытав все прелести казахского гостеприимства, хотя конину по­прежнему не может есть. В этот раз он охотно принял приглашение и от «Евразии». Публика с визгом отреагировала, когда он появился на красной дорожке: желающих сфотографироваться со звездой было видимо-­невидимо. Но бдительные охранники умело опекали улыбающегося Венсана, которого в холле концертного зала, как и других многочисленных гостей, встречала Айман Мусаходжаева. И все же прытким киноманам удалось засветиться в кадре с Касселем, иногда он с удовольствием и сам позировал, особенно на пресс­-конференции. Там он несколько раз услышал неуместные вопросы, связанные с бывшей супругой Моникой Беллуччи. С выражением сфинкса, выждав театральную паузу, Венсан парировал: «Личную жизнь я не комментирую». Но народ не унимался, желая услышать подробности. А вот о творчестве актер рассказывал открыто и с большим чувством юмора.

Звездного француза свозили также в кинотеатр, где шел фильм с его участием «Мой король». Зрители поначалу обалдели от такого визита, но приободрились и стали задавать вопросы об этой картине, рассуждая и на тему любви. В общем, в тот день Венсан остался довольным. Он по-джентльменски на церемонии открытия вручил Самал Еслямовой приз за вклад в кинематограф: как­-никак приехал­-то гость с родины братьев Люмьер, где в этом году особо отличилась наша обаятельная Самал.

Как известно, режиссеров редко кто узнает в лицо, тем более начинающих. Другое дело - актеры. Как только объявляют их имена, зрители бурно рукоплещут своим кумирам. А тут сразу тройками они шествовали по звездной дорожке, как, к примеру, Макс Акбаров, Санжар Мади и Асылхан Толепов: ну просто красавцы­-джигиты с лучезарными улыбками. Среди 300 гостей было немало алматинских звезд: Жан Байжанбаев, Берик Айт­жанов, Азиз Бейшеналиев, Димаш Ахимов, Жанна Куанышева, Меруерт Утекешева и др.

Особенно пристальное внимание зрители обращали на наряды известных актрис. Российская звезда Равшана Куркова была в строгом вечернем платье. Ее казахстанские коллеги Асель Сагатова и Айнур Ниязова, на­оборот, прошествовали парой в шикарных экстравагантных туалетах: одна - в черном, другая - в нежно-розовом. Да и многие мужчины были при бабочках: мероприятие­то не рядовое.

На нем блистали и наши удивительные примы оперной сцены: на открытии - Майра Мухамедкызы, на закрытии - Салтанат Ахметова, сражая фестивальную публику своими уникальными голосами. А молодежь лихо выступала с танцевальными номерами и песнями о прекрасной Астане.

Автор: Галина Леонова 

 

 

Автор _

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...