367.06 0.00     416.17 0.00     5.56 0.00    
Воскресенье, 18 Ноября 2018 Время:

Сергей Пускепалис: «Я запрещаю себе пошлость и глупость»

Создано: 18.07.2018
  • 609
  • 0

Популярный российский актер и режиссер был гостем недавнего МКФ «Евразия». Здесь он, помимо фестивальных просмотров, и на творческой встрече со студентами побывал, и на открытии выставки в музее, и на премьере в «Астана опера». И всюду Сергея Пускепалиса узнавали астанчане, подходили за автографом и фото на память. «Комсомолке» актер дал эксклюзивное интервью.

В кинематографической среде сначала стал известен его 11-летний сын Глеб после исполнения главной роли в нашумевшем фильме «Коктебель». Чуть раньше в том же 2013-м впервые снялся в кино и Пускепалис старший - в знаменитой «Прогулке» Учителя он засветился в эпизоде. И уже на съемках «Коктебеля» Сергея приметил Алексей Попогребский, предложив театральному режиссеру главную роль в картине «Простые вещи».

За 15 лет Пускепалис снялся почти в 50 фильмах и сериалах, при этом не оставляя своей основной профессии.

- Вы уже бывали прежде в Казахстане...

- Да, в прошлом году я представлял на Днях российского кино в Астане картину «Ледокол». А сериал «Вернуть любой ценой» по мотивам романа Андрея Дышева «Походно полевая жена» мы снимали под Капчагаем, скоро он пойдет на Первом канале. Это история об афганских событиях и судьбах людей, которых столкнула война, о том, как она прошлась по их жизни: кто-то приспособился к новым условиям, кто-то так и не устроился. Я с нетерпением жду выхода этой картины, потому что съемки проходили в условиях, можно сказать, приближенных к боевым. Отдельные места под Капчагаем очень похожи на афганский ландшафт. Однажды местный житель, увидев «душманов», помчался с настоящим автоматом и боекомплектом спасать наших ребят - еле остановили! Объяснили, что фильм снимаем. И я благодарен за возможность побывать на фестивале «Евразия», здесь очень много хорошего, особенно встреч! Говорю не о количестве, а об их качестве, что меня сильно порадовало: я общался с очень интересными людьми. Огромное спасибо организаторам за этот кинопраздник. У меня только одно пожелание - чтобы фестиваль продолжал жить!

- Сергей, по матери вы болгарин, а по отцу - литовец, родились в Курске, детство провели на Чукотке, работали в разных театрах России. Вы можете назвать себя космополитом?

- В слове «космополит» есть для меня что-то тревожное, будто перекати-поле.

Когда кто-то говорит: «Я - человек мира», меня это немного настораживает, сразу представляется некий семирукий восьмикрыл. Нет, я не космополит, я - русский литовец.

- Но не русский болгарин?

- У нас все таки по отцу дается национальность, а не как у евреев или французов - по матери. Можно иметь какую угодно национальность, но при этом оставаться русским. Русский - единственная, пожалуй, национальность, существующая в прилагательном наклонении. Кстати, мой отец строил город Целиноград. Я съездил на противоположную сторону Ишима, посмотрел на гостиницу с таким же названием. И что-то внутри екнуло: подумал  вдруг отец там останавливался? Так что и в нынешний приезд я прошелся по городу. Он, конечно, сейчас совершенно другой, качественно изменился, стал таким - унисекс, городом мира, как его сейчас позиционируют.

На одной волне

- Сергей, а вы в школе прилежно учились?

- Я был хорошистом. Правда, с математикой не все ладилось, а у моего товарища - с литературой. Поэтому мы друг другу помогали, вытаскивая по этим предметам.

- Известно, что с детства вы были страстным книголюбом. Правда ли, что с пятого класса учительница доверяла вам принимать у ребят экзамены по литературе?

- Не мне одному: в каждом ряду определялся ученик, выполнивший на «отлично» промежуточные задания. Ирина Петровна придумала такую игру: мальчик или девочка задавали одноклассникам своего ряда вопросы, на которые они должны ответить. Естественно, ты должен был ориентироваться в материале лучше, чем твои однокашники. И это стимулировало постигать русский язык и литературу значительно глубже.

- Вслед за писателем Горьким могли бы поделиться, чему лучшему в себе вы обязаны книгам?

- Нет. Пожалуй, в первую очередь я обязан людям, с которыми мне повезло встретиться. А книги - это просто подспорье, где тоже заложен огромный человеческий опыт. Он то и помогал мне общаться на одной волне с теми людьми.

- Но что же подтолкнуло пойти в театральное училище?

- Наверное, желание свободной жизни. Поэтому я покинул отчий дом, поехал в Саратов, где уже мог жить самостоятельно. Скорее всего, это стало определяющим в выборе профессии.

- Помните, кто первым поверил в ваш талант?

- Юрий Петрович Киселев - мой мастер, который принял меня на курс театрального училища имени Слонова. Он 50 лет руководил Саратовским театром юного зрителя (там после службы в армии Сергей проработал несколько лет. - Авт.).

- Как-то на «Кинотавре» я спросила Говорухина: «Вас больше знают как режиссера жесткого кино  «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок». А почему вы брались за экранизацию детских книг: о капитане Гранте, Робинзоне Крузо, Томе Сойере?» И он сказал: «Это была дань уважения тем писателям и их произведениям, на которых я был воспитан».

- Станислав Сергеевич снял еще один замечательный подобный фильм - «Ветер «Надежды» (о курсантах морских училищ, отправившихся на паруснике к берегам Австралии, чтобы принять участие в международной регате. - Авт.).

- Знаю, в восемь лет вы уже читали рассказы Чехова и других солидных авторов! Тогда не хотелось поставить что-нибудь на школьной сцене, да того же «Ваньку Жукова»?

- Тогда - нет, не было режиссерских амбиций. У меня вообще никогда не было никаких амбиций, связанных с искусством, с творчеством. Потом как то совершенно случайно все само собой произошло.

- А сейчас нет желания взяться за подобный материал?

- Я уже практически занимаюсь этим вопросом: к столетию Юрия Киселева я поставил в Саратовском ТЮЗе спектакль «Приключения Солнышкина» по повести Виталия Коржикова «Веселое мореплавание Солнышкина». Он обращен к мальчишкам подросткам и идет достаточно успешно. Так что я осуществил эту постановку в знак благодарности и в память о своем педагоге.

- А важно творческому человеку встретить, как говорится, правильных и нужных людей? Такими, наверное, в вашей биографии были и учительница русского языка, и театральный режиссер Петр Фоменко, и кинорежиссер Алексей Попогребский. Кого еще назовете?

- Я встретил огромное количество людей, которые послужили мне примером, неким жизненным ориентиром. Поэтому всегда старался поступать так, чтобы не подвести их, в первую очередь, в профессии. Своим отношением ко мне, дружбой они мне выдали аванс, который я обязан был оправдать. Можно еще много перечислять имен, но у нас столько времени нет. Все они потрясающие люди, как и те, которых вы назвали. За встречу с ними я очень благодарен судьбе.

- Вы еще не готовы набрать актерский курс в Москве и потом на его основе создать свой театр?

- Нет, не готов. Это огромный труд, на который сейчас у меня не хватит ни терпения, ни времени. Так я сегодня говорю. А пройдет несколько лет, и эта готовность, может быть, возникнет.

- А вам знакомо состояние героя Леонида Филатова в фильме «Успех»? Для наших читателей напомню: столичный режиссер приезжает в провинциальный городок ставить в местном театре чеховскую «Чайку», прикипает к нему всей душой, но после премьеры вынужден уехать. Часто в жизни бываете в шкуре таких персонажей?

- Постоянно. Каждый раз, когда я приезжаю в какой-то театр для постановки спектакля, происходит нечто подобное: буквально по-живому приходится резать, расставаясь с людьми. Хотя в последнее время и стараюсь относиться к этому философски. Я сделал много спектаклей в разных городах (на Камчатке, в Самаре, Омске, Уфе, Челябинске, был главным режиссером Магнитогорского и Ярославского театров драмы. - Авт.). У меня остались очень теплые воспоминания о коллективах, где я работал, надеюсь, у них обо мне тоже.

От врача до космонавта

- Как киноактер широкому зрителю вы стали известны после выхода фильма Алексея Попогребского «Простые вещи», где сыграли врача анестезиолога. Случайно ли героя зовут Сергей, сценарий писался не на вас?

- К моменту нашего знакомства с режиссером сценарий уже был написан. Леша увидел меня на съемочной площадке фильма «Коктебель», который он снимал вместе с Борисом Хлебниковым. Наверное, я совпал с его героем, но абсолютно точно знаю, что под меня ничего не корректировалось.

- Эта роль вам трудно далась психологически?

- Она трудно далась физически, поскольку каждый день я был на съемочной площадке по 12 часов. Но, знаете, как то об этом не думал: втянулся в работу, и все вошло в свою колею. А когда закончились съемки, вдруг ощутил, что из меня что-то ушло - какой-то кусок силы. Но я очень люблю эту картину.

- Я тоже ее обожаю! А вот за следующую роль - и тоже Сергея! - в фильме Попогребского «Как я провел этим летом» вы и ваш партнер Григорий Добрыгин в 2010 м получили приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Берлине. У кого из вас остался «Серебряный медведь»?

- А приза было два, так что проблем с дележкой не возникло.

- Среди партнеров сериала «Золотая Орда» у вас были и казахстанские актеры. И вы снимались с Аружан Джазильбековой в одной из пикантных сцен. Что можете сказать о наших ребятах?

- Они - удивительные! Очень светлые и открытые: и Аружан, и Санжар Мади, и другие актеры. После общения с ними хочется дружить со всем Казахстаном! Они - настоящие патриоты своей страны: любят свою землю, рассказывают о ней и ее прекрасных людях.

- В сериале «София» вы были великим князем литовским Казимиром IV. Вас позвали на эту роль из-за того, что вы его исторический соплеменник?

- Нет, картину снимал мой друг, и нам показалось забавным, что я предстану в этом образе. У меня совершенно не было времени, но я согласился.

- Вы хотели бы сняться у кого то из зарубежных режиссеров?

- Ни у кого. Я ночами не грежу о подобных планах, сплю спокойно. На самом деле к актерству я отношусь как бы со стороны, потому что снимаюсь в фильмах моих друзей. И если они просят, если видят меня в их материале, то я соглашаюсь. А так, чтобы строить свою карьеру, исходя из своих актерских планов, у меня не получается - это не моя жизнь. Просят - я помогаю, но в мечтаниях не пребываю. К счастью ли, к сожалению - не знаю. В моей актерской истории сначала я стал известен не так широко, просто совпало с тем, что я пригодился своим друзьям режиссерам как актер. Вот зрители и узнали меня в этом качестве, а не узнали бы - я и дальше бы занимался спокойно своим делом - театральной режиссурой. И не сильно бы переживал по этому поводу. А известность меня мало волновала, она только отвлекает.

- К слову, Кевин Костнер признавался, что в кино чаще играл героев, которые были значительно умнее его...

- То же самое могу сказать и я. Ну, вот когда бы я себе напридумал, что могу стать космонавтом? Или капитаном ледокола? Это очень уважаемые мной люди! Люди уникальных, потрясающих профессий! Работать над такими ролями трудно, но безумно интересно. Это помогает и мне как то держаться на плаву.

С надеждой на все

- Вас с Никитой Михалковым роднит один факт биографии: служба в Военно морском флоте...

- Только он служил в морчасти погранвойск, а я - Военно-морском флоте. Это разные отделения: одно относится к КГБ, другое - к Министерству обороны. Правда, мы оба ходили по морю. Но не только это роднит меня с Никитой Сергеевичем, а еще мое глубокое уважение к его творчеству, к его личности.

- Как и он, имея актерскую профессию, вы пошли в режиссуру, ставили много спектаклей. А почему в кино как режиссер начали с криминальной драмы «Клинч»?

- Одноименную пьесу Алексея Слаповского, с которым дружу много лет, я ставил в Молодежном театре Уфы еще лет 13 назад. И понял, что на эту тему - о наших отношениях со своими детьми - мало кто высказывается в кино. Последним был Эльдар Рязанов в фильме «Дорогая Елена Сергеевна». А больше пока никто ничего не собирался делать, разве что Валерия Гай Германика обратилась к этой проблеме в картине «Все умрут, а я останусь». То есть был определенный поколенческий вакуум. Поэтому я посчитал необходимым взяться за эту работу, но с одним условием - роль учителя сыграет только Алексей Серебряков. Если бы он не смог, поскольку много снимается, я бы его ждал - никого другого не видел в этой роли. Но у меня все сошлось: случайно и счастливо продюсер Рубен Дишдишян подхватил мою идею, и мы сняли этот фильм (в 2016 году на кинофестивале «Виват кино России» фильм удостоен награды «За лучший дебют», а на кинофестивале «Амурская осень» - приза «За лучшую режиссуру». - Авт.). Не думайте, что здесь я обслуживал какие-то свои кинорежиссерские амбиции. У меня хватает работы. Хочется ли дальше снимать как режиссеру? Очень. Но сейчас надо точно обнаружить тему, своих подельников из продюсерского отдела, потому что кино - довольно затратное дело. По поводу использования средств ходят разные слухи. Я этого не терплю, меня сам факт этого оскорбляет. Не хочу идти на какие-то сделки ради того, чтобы снять кино и закрыть глаза на то, что будет там происходить. Понимаете? Я очень щепетильный человек в этих вопросах.

- С какой эмоцией сегодняшнего времени вы живете?

- Надежда. Надежда на многое, на все! Эмоция не может же быть конкретной, она - радость, она - надежда, она - уныние и так далее.

- А часто вам приходилось играть в жизни? Подыгрывать?

- Всегда. Все люди подыгрывают, в хорошем смысле: не фальшивят, не выгадывают. Мы же находимся в обществе, где трудно, но важно оставаться собой. И все таки окружающих тебя людей надо учитывать, а это требует от человека умения коммуницировать с другими.

- Юрий Лотман говорил, что культура начинается с запрета. Что вы себе запрещаете?

- Пошлость, безответственность, что еще? (После паузы.) Глупость.

 

5 самых известных фильмов Сергея Пускепалиса

  1. «Метро»
  2. «Ледокол»
  3. «А у нас во дворе»
  4. «Как я провел этим летом»
  5. «Большие деньги»

Галина ЛЕОНОВА.

Фото автора.

Автор _

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...