361.94 -7.42     423.25 -8.05     5.4 -0.05    
Пятница, 21 Сентября 2018 Время:

Здоровье нации - основной вектор государственной политики

Создано: 10.08.2018
  • 1009
  • 0

Здоровье - самое ценное, что есть у человека. И потому все, что происходит в сфере здравоохранения, вызывает высокий интерес со стороны населения. О том, как развивается эта сфера в Астане, «КП» рассказал руководитель Управления здравоохранения города Астаны Камалжан Надыров.

- Камалжан Талгатович, каково, по вашей оценке, текущее состояние городской системы здравоохранения? Какие перспективы развития?

- Астана является одним из самых быстрорастущих мегаполисов на всем евразийском пространстве. На территории столицы площадью 710 км² проживает более миллиона человек, 6% от общей численности населения страны.

Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности государства, отражающим степень его ответственности перед своими гражданами. В столице сегодня функционируют более 100 медорганизаций, в том числе 37 подведомственных Управлению общественного здравоохранения, где работают более 9,5 тысячи медработников. Для достижения показателей госпрограммы «Денсаулық» на 2016­-2019 годы Управлением общественного здравоохранения Астаны предпринимаются все необходимые меры по поэтапному внедрению лучших международных стандартов, направленных на улучшение качества и доступности предоставляемых медицинских услуг, повышение эффективности системы управления и финансирования системы здравоохранения, а также рациональное использование имеющихся ресурсов.

Для обеспечения своевременного оказания медпомощи в оптимальном объеме максимальному числу обратившихся пациентов в многопрофильных стационарах города внедрена система триаж-­сортировки. Она позволяет разделять потоки пациентов в зависимости от потребности неотложной помощи.

Для обеспечения доступности и качества оказания медицинских услуг населению в организациях первичной медико­-санитарной помощи введен принцип «зеленого коридора» для беременных женщин: выделены отдельные регистратуры, телефоны дозвона, улучшена доступность осмотра терапевтом и профильными специалистами.

Функционирует Единый медицинский информационный сall­-центр, предусматривающий триаж­-сортировку обращений, создание электронных регистратур в поликлиниках и онлайн-­записи на прием к врачу. Созданы службы социально­-психологической помощи, где работают психологи и обученные по специальной программе соцработники.

В столичных поликлиниках для улучшения преемственности службы скорой медицинской помощи и ПМСП и качества динамического наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями функционируют отделения скорой неотложной помощи.

Управлением активно ведется работа по внедрению проекта «SMART Медицина», где подразумевается не только автоматизация процессов по принципу «информация следует за пациентом», но и внедрение SMART-элементов в процессы диагностики и лечения.

Отмечу, что цифровизация открывает большие возможности для правильного управления потоками пациентов, чтобы более рационально управлять ресурсами и отслеживать процессы, которые происходят в клиниках. Именно поэтому в настоящее время во всех подведомственных медорганизациях установлены информационные системы. Весь персонал обучен компьютерной грамотности, работе в информационных системах. Проведена большая работа по оцифровыванию документации: уже сегодня 93% населения города имеют электронный паспорт здоровья, который пополняется новыми медицинскими записями и будет хранить всю информацию о пациенте.

Также акимат Астаны разработал мобильное приложение Smart Astana, с помощью которого жители и гости города могут записаться на прием к врачу и вызвать врача на дом, управлять своими обращениями в «Личном кабинете», первыми узнавать о новых событиях в жизни города, участвовать в опросах, а также получать своевременные push-­сообщения. К примеру, если раньше пациенту на то, чтобы записаться на прием к врачу по телефону, уходило в среднем 20­-25 минут, либо ему вовсе требовалось часами ожидать своей очереди, то сейчас достаточно одной минуты. Для создания безбарьерных и комфортных условий для пациентов в этом году во всех поликлиниках созданы посты цифровой грамотности, где объясняют, как правильно подключить и пользоваться мобильным приложением. Данный проект будет реализован также во всех организациях первичной медико­-санитарной помощи.

Кроме того, создан ситуационный центр, который дает уникальную возможность в онлайн-­режиме получить визуализацию информации на экран, что позволит полномасштабно, оперативно анализировать, моделировать, прогнозировать сценарии ситуации и динамично вырабатывать эффективные решения, определять реальные потребности конкретных мед­организаций и контролировать работу системы столичного здравоохранения.

Для улучшения и повышения уровня удовлетворенности населения во всех медорганизациях Астаны установлены информационные стенды с фотографиями первых руководителей организаций и контактами для обратной связи посредством сall-­центра, WhatsApp и соцсетей Facebook и Instagram для оперативного реагирования на жалобы и предложения жителей столицы в реальном времени. С функционированием сall-центра отмечается устранение очередей в городских поликлиниках, повышение качества услуг. С помощью информационного центра жители города могут проверить доступность лекарств в аптеках города, здесь также принимаются жалобы от населения по вопросам работы объектов здравоохранения. Работает сall­-центр ежедневно и круглосуточно по принципу «Здесь и сейчас».

- На заседании совета Управления здравоохранения Астаны по итогам работы в 2017 году аким города отметил необходимость изменения вектора деятельности ведомства в сторону усиления вопросов общественного здравоохранения. Что делается в этом направлении?

- Служба общественного здравоохранения подразумевает первичную профилактику заболевания населения, подразумевающую здоровый образ жизни, здоровое питание, контроль за экологическим состоянием внешней среды и т.д. Для этого был создан Комитет общественного здравоохранения, а в региональных управлениях здравоохранения - соответствующие отделы. Их основная задача - повлиять на продолжительность жизни граждан Казахстана, обобщив лучший мировой опыт и успешные практики по предупреждению заболеваний и укреплению здоровья населения.

Кроме того, в целях реализации Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016­-2019 годы проводятся различные по форме мероприятия по укреплению здоровья граждан, среди которых приоритетами являются социально значимые болезни.

Цель профилактических мероприятий среди населения - повышение информированности о факторах риска возникновения социально значимых заболеваний, о мерах профилактики и эффективных способах лечения, значимости динамического наблюдения у специалистов.

Центр формирования здорового образа жизни Астаны тесно сотрудничает с НПО, общественные организации выступают соорганизаторами в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в различных целевых группах.

Основной целью проведения скрининговых осмотров целевых групп населения является выявление заболеваний на ранних стадиях и предупреждение их развития, факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, формирование и укрепление здоровья.

- Что еще делают власти для повышения качества медицинских услуг?

- Сегодня ведется работа по развитию государственно­-частного партнерства в здравоохранении, определены объекты здравоохранения, планируемые к передаче в доверительное управление, сформирован перечень сопутствующих услуг, переданы в аутсорсинг лаборатория, клининговые услуги, охранные услуги и автотранспорт. Такой подход позволит сэкономить бюджетные средства.

С учетом ежегодного прироста населения за счет рождаемости и внутренней миграции утвержден перспективный план развития инфраструктуры здраво­охранения до 2025 года, где планируется реструктуризация многопрофильных больниц и развитие сети первичной медико­-санитарной помощи для повышения доступности первичной медицинской помощи, модернизации инфраструктуры, улучшения менеджмента медицинских организаций, привлечения инвестиций и увеличения доли частного сектора, повышения экономической эффективности и качества системы здравоохранения.

В текущем году состоялось открытие 3­-х новых объектов здравоохранения (Семейно-­врачебная амбулатория, район «Есиль», мкр. «Жагалау», ул. Ч. Айтматова, 36, Семейно­-врачебная амбулатория, район «Алматы», мкр. «Молодежный», ул. Бараева, 11/1, «Доктор у дома», район «Сарыарка», ул. Боталы, 26. - Авт.), целью которых является обеспечение 20­-минутной шаговой доступности первичной медико-­санитарной помощи населению города. В данных врачебных амбулаториях функционируют кабинеты общей практики, процедурные кабинеты, минимальный необходимый объем для исследования (ЭКГ и другие функциональные пробы).

Для проведения симптоматической терапии больным с запущенной стадией рака было развернуто отделение паллиативной помощи на 40 коек. Паллиативная помощь в отделении оказывается инкурабельным больным в терминальной стадии заболевания, обеспечивающая оптимальный комфорт, функциональность и социальную поддержку пациентов и членов семьи на стадии заболевания, когда специальное, в частности, противоопухолевое лечение, уже невозможно. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение.

В текущем году в коммунальную собственность города Астаны перешло ТОО «Центральная дорожная больница города Астаны».

- Насколько столичные медучреждения популярны среди жителей других регионов и соседних стран?

- Всего в стране 7 организаций, аккредитованных JCI, из них 6 находятся в Астане (НЦМиД, НЦДР, РДЦ, НЦ нейрохирургии, НЦ кардиохирургии, МЦ УДП). В столице активно развивается медицинский туризм. Сегодня по количеству медицинских туристов Астана находится на втором месте (7%) после Алматы. За последние два года в столице получили лечение более 3 тысяч иностранцев (2016 г. - 1795 чел., 2017 г. - 1559 чел.), в 2017 году доход составил 91,7 млн. тенге.

Отмечу, что по доходу от медицинских туристов Астана на 23% приносит больше дохода, чем Алматы. В первую очередь это связано с тем, что в Астане проводят более дорогие и высокотехнологичные операции, чем в Алматы.

По Астане туристы в первую очередь ориентированы на услуги кардиохирургии, протезной хирургии, нейрохирургии, ЭКО, стоматологические услуги и оздоровительное лечение.

По итогам двух кварталов 2018 года количество пролеченных медицинских туристов в Астане составило 974 человека, из них 132 иностранных гражданина получили в столичных клиниках плановое стационарное лечение. В целом, объем доходов организаций здравоохранения, полученных от диагностики и лечения иностранных пациентов, составил 173 198 320 тенге, то есть за два квартала 2018 года прошли диагностику и лечение на 85 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Соответственно, объем доходов организации здравоохранения, полученных от диагностики и лечения иностранных пациентов за два квартала 2018 года, на 18 605 634 тенге больше.

В 2017 году количество пролеченных иностранных граждан (не резидентов) составило 1721, из них 499 иностранных граждан получили в столичных клиниках плановое стационарное лечение. Итого объем доходов организации здравоохранения, полученных от диагностики и лечения иностранных пациентов, составил 331 787 798 тенге.

Впервые в стране в столице была проведена уникальная операция - имплантация искусственного сердца - в Национальном центре кардиохирургии во главе с Юрием Пя. 19 июня его команда впервые в мире 60-летнему Кунанбаю Абраеву, страдавшему хронической сердечной недостаточностью, провела трансплантацию донорского сердца, которая заменила собой ранее имплантированное искусственное сердце.

- Такие новости вдохновляют, конечно. Но, с другой стороны, в повседневности многие пациенты сталкиваются с проблемой нехватки медпрепаратов. Особенно остро эта проблема проявляется в начале года. С чем это связано? Каковы пути ее решения?

- Действительно, по городу Астане в начале года, как и во всех регионах страны, ситуация с лекарственным обеспечением имела определенные сложности. Но на сегодняшний день в целом ситуация нормализовалась. С 1 января 2018 года в городе лекарственные средства и медицинские изделия в рамках гарантированной бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне выдаются из аптек организаций первичной медико-­санитарной помощи, что позволило приблизить отпуск льготного лекарственного обеспечения населению и сэкономить бюджетные средства за счет отказа от фармацевтической услуги. Управлением совместно с ТОО «СК-­Фармация» и Комитетом фармации МЗ РК постоянно проводится оперативный мониторинг процесса поставок и наличия потребности лекарств в амбулаторно­-поликлинических учреждениях города. На сегодняшний день проходит интеграция информационной системы «Лекарственное обеспечение» и «Комплексной медицинской информационной системы», что упростит и улучшит лекарственное обеспечение населения города Астаны.

Автор Даирова Оксана

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...