369.36 -2.50     431.3 -2.03     5.45 -0.01    
Четверг, 20 Сентября 2018 Время:

Гражданское общество разработало концепт реформы МВД

Создано: 31.08.2018
  • 803
  • 0

Светлана ШЕСТЕРНЕВА

Представители гражданской инициативы «За реформу МВД» представили концепцию реформирования полиции.

В соответствии с документом полиция должна быть открытой, подотчетной обществу и ориентированной на сервис. Одно из 16 предложений - возглавлять МВД должно гражданское лицо.

По словам журналиста и общественного деятеля Ирины Медниковой, которая представляла гражданскую инициативу «За реформу МВД», смерть Дениса Тена объединила в тематической группе социальной сети Facebook более 17 500 казахстанцев. За реформу МВД высказывались юристы и правозащитники, журналисты, экономисты и политологи, бизнесмены и творческая элита, а также общественные деятели и просто неравнодушные казахстанцы.

- В группе было много стихийных предложений, и мы решили их структурировать. Прошло первое заседание, на котором мы собрали предложения. Затем мы решили, что документу нужна доработка экспертов, и в результате уже второго заседания с участием экспертов получился концептуальный документ, - рассказала Ирина Медникова.

Далее, по ее словам, были проведены две быстрые кампании по службе «102» и сносу заборов вокруг полицейских участков.

- Сейчас штат службы «102» Алматы увеличен вдвое, заборы решено снести. Но два этих вопроса по-прежнему находятся в фокусе нашего внимания, и мы будем продолжать по ним работать, - пообещала общественный деятель.

Политолог Димаш Алжанов подчеркнул, что в основу документа легли более 300 предложений граждан, а также лучшая международная практика в организации полицейской службы. В результате концепция представляет собой 16 предложений, первое из которых - возглавлять МВД должно гражданское лицо.

- Министр должен быть лишен полномочий оперативного управления полицией, так как эта задача стоит перед главой полиции. Когда министр уполномочен руководить оперативной деятельностью полиции, издавая приказы и обладая дисциплинарной властью в отношении любого сотрудника, появляется соблазн использования полицейских полномочий в иных целях, - считает Димаш Альжанов.

В свою очередь директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности Евгений Жовтис заявил, что общество ожидает от полиции обеспечения порядка.

- Хочу отметить, что мы за это еще и платим своими налогами, - заметил Жовтис.

Кроме того, эксперт в области правовой защиты отметил важность парламентского контроля.

- У меня возникло ощущение, что парламент забыл о том, что это представительный орган, а не только законодательный. Где реакция депутатов на смерть Дениса Тена - преступление, имеющее серьезный общественный резонанс? Поэтому одно из предложений - усиление парламентского контроля за полицией.

Концепция реформы МВД, как ее видят представители гражданского общества, отправлена в этот же день президенту РК и в администрацию президента, также документ намерены направить в Совет безопасности РК.

А вот министру МВД концепция отправлена не будет. Авторы считают, что концептуальные предложения должны рассматриваться на уровне администрации президента.

Конкретно

Ниже - 16 концептуальных предложений «Новая полиция Казахстана», составленных на основании таких серьезных документов, как Руководство по демократическим основам полицейской деятельности (ОБСЕ), Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (ООН) и других.

  1. МВД возглавляет гражданское лицо, при этом министр должен быть лишен полномочий оперативного управления полицией.
  2. Полиция должна быть отдельным органом МВД, и для этой цели следует разработать и принять соответствующий закон.
  3. Развитие полноценной местной полицейской службы, которая должна выступать гарантом порядка и законности, а ее авторитет должен строиться на доверии местного населения.
  4. Полное соблюдение стандартов прав человека, верховенства права и законности в деятельности полиции, и при этом ее действия должны строго следовать принципам верховенства права, недопустимости дискриминации, соблюдения политической нейтральности и соразмерности применения силы и прозрачности.
  5. Четкая регламентация деятельности МВД, направленной на борьбу с преступностью, исключение непрофильных функций означает, что работа ведомства должна быть реализацией государственной политики в области предупреждения и борьбы с преступностью.
  6. Демилитаризация и сервисная ориентация полицейской службы предполагает, что данная служба должна быть гражданской, а не военизированной.
  7. Поэтапное кадровое обновление состава полиции необходимо для повышения профессионального уровня состава полиции. Нужно организовать открытый конкурсный набор сотрудников полиции с нуля, а непосредственно обновление состава начать с пилотного региона в Алматы как в городе с наибольшими криминогенными рисками, и в течение пяти лет провести во всех регионах страны.
  8. Создание современной модели полицейского образования, аттестации и переподготовки требуется для того, чтобы новые сотрудники полиции РК проходили подготовку по современным методикам обучения.
  9. Прозрачный и предсказуемый карьерный рост, исключающий коррупцию и зависимость от начальства, указывает на то, что продвижение полицейских по службе не должно зависеть от субъективной воли руководителей.
  10. Новая система оценки деятельности полиции и отдельных сотрудников нужна потому, что оценку деятельности нельзя основывать только на количественных показателях раскрываемости преступлений: не менее, если не более, важны такие показатели, как текучесть кадров, взаимоотношения с населением, особенно с уязвимыми группами, количество жалоб на полицию, скорость реагирования на происшествия и так далее.
  11. Введение парламентского и общественного контроля указывает на необходимость законодательно закрепить парламентский и общественный контроль за деятельностью полиции. Парламентские слушания должны проводиться один раз в год с обязанностью главы ведомства - отвечать на вопросы парламентариев.
  12. Свободный доступ граждан в здание полиции также не менее важен: полиция не должна отгораживаться от населения, безопасность которого она предназначена обеспечивать, и граждане должны иметь свободный доступ в полицейские участки.
  13. Полная ревизия нормативных актов, проходящих под грифом «ДСП», отсылает к статье 4.4. Конституции РК, которая четко устанавливает, что официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. Поэтому все нормативные правовые акты такого характера должны быть опубликованы.
  14. Задержание на основе разумного подозрения и права задержанных, так как в настоящее время задержанные лица предстают перед следственным судьей только в случае, когда выбирается мера пресечения.
  15. Независимый институт надзора за деятельностью полиции необходим потому, что без внешнего надзора руководство полиции всегда будет иметь возможность уклониться от тщательного рассмотрения жалоб и обращений граждан, а также будет высок соблазн воспрепятствовать объективному и справедливому расследованию в случае совершения должностными лицами полиции РК преступлений и уголовных проступков.
  16. Эффективный механизм реагирования нужен по той причине, что действующий порядок, когда параллельно существуют журнал приема обращений и единый реестр уголовных расследований, не является эффективным и часто ведет к злоупотреблениям.
Автор _

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...