378.17 0.00     429.11 0.00     5.88 0.00    
Воскресенье, 24 Марта 2019 Время:

Продолжение. Казахские имена: от скифов до наших дней

Создано: 19.12.2018
  • 2156
  • 0

(Продолжение. Начало)

«Комсомолка» продолжает неисчерпаемую тему происхождения казахских имен, начатую в прошлом номере и вызвавшую живой интерес и отклик читателей. На этот раз Бердалы Оспан, известный казахстанский музыкант, писатель и исследователь казахских обычаев и традиций рассказал о том, какие имена у казахов связаны с гостями, какие должны помочь появлению на свет мальчиков и почему некоторых детей нарекают сразу двумя именами.

- Гостеприимство в жизни казахов - один из основополагающих моментов, а гость всегда был добрым знамением, - начал свой рассказ Бердалы Оспан. - Поэтому нередки случаи, когда при рождении ребенка именно гостя просили дать имя новорожденному. Например, имя великой домбристке Дине Нурпеисовой, как рассказывают ее родственники, было дано гостем по имени Торемурат. Но нередко были случаи, когда ребенка называли в честь гостя. Заслуженный артист Казахской ССР Канабек Байсеитов в своей книге «Құштар көңіл - На всю жизнь» вспоминал, как он получил свое имя: «Моя мать разрешилась именно в тот день, когда в наш дом пришли двое уважаемых гостей: один из них был волостной рода найман - Канабек, второй - Есенбай. По народному поверью считается, что гость, пришедший во время подобной радости, не простой человек, и ему оказываются небывалые почести. Поэтому мой отец не скупился в угощении. Зарезал живность, гостям преподнес дорогие подарки. И дал мне имя Канабек, сказав: «Да будет долгожданный сын мой, которого я увидел в сорок лет, таким же уважаемым, как Канабек».

Есть еще один очень интересный обычай - давать имя, которое напоминало бы его носителю о том, что он должен сделать в своей жизни. Такая история связана с именем отца батыра Сырыма Датулы: «Шолан, дед батыра Сырыма, был предательски убит. Чтобы случившаяся трагедия не забылась, старейшины посовещались и мальчика, родившегося после гибели Шолана, нарекли именем Дат». Слово «дат» означает требование справедливости, и имя было дано с пожеланием, чтобы мальчик вырос и добился справедливости.

Как исправить ситуацию, если рождаются одни девочки?

- Жизнь в бескрайней казахской степи всегда была нелегкой, и мужская сила ценилась очень высоко, - пояснил Бердалы Оспан. - Поэтому неудивительно, что девочкам зачастую давали имена, как бы желая им родить как можно больше сыновей - защитников и помощников для преодоления бытовых трудностей: Ұлбосын - «пусть родится мальчик», Ұлмекен - «гнездо мальчиков», Ұлтабар - «находящая мальчиков», Ұлтуаш - «рожающая мальчиков» и т.д. Мать известного казахского акына Жамбыла, прожившего сто лет и прозванного современниками Гомером ХХ века, звали Ұландай - «как сын», мать певца и композитора Кенена Азербайулы - Ұлдар - «сыновья». Нередко девочек нарекали и мужскими именами, и на это была определенная причина. Если в семье постоянно рождались девочки, то чтобы следующим на свет появился мальчик, новорожденным давали чисто мальчишечье имя. Например: Толбала, Ұлжан, Ұмiтжан, Ұмiтхан, Бахыт, Багдат, Баржаксы, Айтпай. Например, Ахмет Жубанов в книге «Замана бұлбұлдары - Соловьи столетий», рассказывая о песне Биржан сала «Айтпай», приводит такое объяснение: «Айтпай - имя девушки. У казахов есть обычай: если после девочки не рождается сын, то следующую дочь называют мужским именем». Великий казахский ученый Шокан Уалиханов так описывал древние верования казахов: «У казахов есть обряды в виде предзнаменования. Например, у кого нет сыновей, а рождаются одни девочки, то последней дают имя Ұлтуган - «сын родился», Майкөт - «чтобы сыновья легко рождались», чтобы они стали предзнаменованием для рождения сына».

Этот обычай до сих пор бытует у казахов. Однажды мой сын мне сказал, что одну из девочек, которая учится в его школе, зовут Үзілхан. Слово «Үзіл» в переводе с казахского означает «оторвись, остановись». Я попросил сына, чтобы он узнал, есть ли братья у этой девочки. Как оказалось, в ее семье были одни девочки.

Часто имя подразумевало и стойкость к жизненным трудностям. К примеру, имя Шеген, так звали деда казахского просветителя Ибрая Алтынсарина, явилось результатом подобного желания. Обычно, чтобы вырытые колодцы не обваливались, их стены в круговую обрамляли твердым деревом, например, саксаулом. Этот прием называется «шегендеу» - шегеновать. Именно поэтому его так и назвали, чтобы он рос крепким и выстоял перед трудностями жизни.

Родился на берегу реки - получи ее имя

- Нередки случаи, когда новорожденных нарекали именами той местности, где они родились, - продолжил писатель. - Прадед великого акына Абая Кунанбайулы Торгай Айдосулы получил свое имя от реки Торгай, рядом с которой он родился в годы джунгарского нашествия (1723 1729), известного в истории казахов как «Ақтабан шұбырынды - Великое бедствие». В книге «Боздағым» приводится интересная информация о знатном бие Кенгирбае Жандосулы: «Он родился во время переезда рядом с горой Улытау, где находятся курганы ханов Алаша и Джучи на берегу реки Кенгир, поэтому его назвали Кенгирбай». Имя поэта Жамбыла Жабайулы тоже связано с названием местности. Знавший близко акына писатель Сәбит Муканов писал в 1946 году: «Жамбыл родился у подножия горы Жамбул, что находится на берегу реки Чу. Поэтому отец назвал его Жамбул». Эта традиция имела продолжение и в ХХ веке. Доказательством тому являются стихи поэта Сырбая Мауленова, родившегося в 1922 году:

Сыр бойында туған соң,

Сырбай қойды атымды.

Я родился на берегу Сырдарьи,

Поэтому мне дали имя Сырбай.

Иногда ребенку дают имя по названию месяца, в котором он родился. Например: Маусымжан - "душа, родившаяся в июне", Ақпан - "февраль", Ақырап - "октябрь", Амал, Наурыз - "март", Кауыс - "ноябрь". Имена Амалбек, Кауысбек появились именно в связи с этими месяцами. В книге «Қазақ батырлары - Казахские батыры» описывается один из подобных случаев: «Младшая жена хана Касыма родила сына. И по этому поводу был устроен большой той. Мальчика, появившегося на свет в месяц Наурыз, назвали Наурызбаем». Так было дано имя брату хана Кенесары, Наурызбаю, батыру недюжинной силы, копье которого другие не могли удержать одной рукой.

Иногда новорожденных нарекают сразу двумя именами. Бикен Римова в своем воспоминании о супруге, известном драматурге Шахмете Кусаинове, «Сағынғанда қараймын хаттарыңа - Когда скучаю по тебе, смотрю на письма твои» пишет о том, как их дочери было дано два имени: «Поэт Касым Аманжолов дал ей имя Меруерт. В день шильдеханы моя мать была в гостях. Вернувшись на следующий день, она спросила: «И какое имя вы дали дочери?» Услышав наш ответ - «Меруерт», она сказала: «Зачем же надо было давать имя камня, из которого делают бусы? (Меруерт - Жемчуг.) Нет, это имя мне не нравится. В годы моей молодости у нас была бабушка по имени Саги. Она была большим человеком, руководила людьми. Я даю девочке имя Саги. Имя моей доченьки будет Саги». После такого поворота событий, чтобы не обидеть ни мою маму, ни друга нашей семьи поэта Касыма Аманжолова, Шахмет записал в свидетельстве о рождении дочери два имени - Меруерт - Саги.

- В нашей семье тоже имел место подобный случай, - отметил Бердалы Оспан. - Мой сын, родившийся 1 апреля 1993 года, должен был получить имя Бектас. Потому что во сне я увидел маленького мальчика, который сказал мне: «Меня зовут Бектас». Но через несколько дней моя супруга Бейсенкуль передала мне просьбу своих родственников. Они хотели дать моему сыну имя Алибек. Тогда мой отец Асильхан Оспанулы сказал: «Ладно, у нас есть внуки, которым мы сами дали имена. Сделай так, как они просят». Таким образом, в свидетельстве о рождении было записано имя Алибек. Мы называли его Бектасом, а родственники жены в свою очередь - Алибеком. Наш сын в этом не ощущал никаких неудобств, потому что кроме этих двух имен у него, как и у всех других детей, было еще несколько ласкательных имен, данных ему матерью.

Павел ЗЛОБИН.

Автор Злобин Павел

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...