378.56 +1.23     424.44 -0.24     5.91 -0.01    
Четверг, 25 Апреля 2019 Время:

Сюжет, рожденный игрой света и звука

Создано: 06.02.2019
  • 486
  • 0

В Алматы прошел инклюзивный перформанс-импровизация Spectrum, созданный в поддержку будущего спектакля лаборатории «Действие буквально».

Действо с участием актеров с особыми потребностями развернулось на базе пространства «Трансформа». Зрителей встретил небольшой, но уютный зал, выдержанный в темных тонах. Кресла буквально окружали пятачок условной сцены - протяни руку и дотронешься до кого-нибудь из артистов. Позже всем присутствующим стало ясно, зачем был использован этот прием.

И вот представление началось. Актеры, с ног до головы одетые во все черное, стали, казалось бы, хаотично перемещаться по сцене. Они метались из угла в угол, изредка останавливаясь друг напротив друга. В ходе перформанса не прозвучало ни одной полноценной реплики - участники вынуждены были общаться взглядами, жестами и чуть ли не первобытными звуками.

Признаться, поначалу открывающиеся глазу абстрактные картины виделись несвязными, бессистемными и даже бессмысленными. Шаги, резкие движения, выкрики - малоизвестная и непонятная сторона театральности. Лишь привыкая к происходящему, можно было начать замечать детали. А их много: едва заметные перешептывания, протянутые руки, улыбки, невесомые прикосновения, мигания прожекторов и маленьких карманных фонариков. Когда представление достигло кульминации, на повторе зазвучали словно обрывки чьих-то разговоров. До изумленной публики доносились фразы: «Кто я?», «Где я?», «Я люблю тебя», «Я не люблю правила», «Все слишком зациклены». Складывалось впечатление, будто среди окружающей темноты абсолютно разные люди - профессионалы и любители, здоровые и с расстройствами, взрослые и юные - пытаются достигнуть понимания и единства. Самые обычные люди, ищущие себя и других среди ослепляющего света и какофонии голосов. Задуманное случилось - актеры собрались в круг и, не прекращая «переговариваться» звуками, внезапно потянулись вверх, к «солнцу» загоревшегося над ними прожектора.

Зрители, в том числе присутствовавшие родители актеров с аутизмом или ДЦП, приветствовали группу бурными аплодисментами, стоя. Польщенные «звезды» вечера остались с залом, чтобы ответить на вопросы зрителей и задать им собственные. Конечно, увиденное каждый интерпретировал по-своемуКто-то провел параллель с обществом древности, лишенным социальных надстроек, кто-то - с попаданием человека в новый коллектив и надеждой найти контакт. Одно можно сказать точно - слово «контакт», а также вариации вроде «взаимодействия» и «общения» не раз прозвучали в течение вечера.

По словам актрисы Елены Вовновой, все, что было представлено на суд публики, не репетировалось заранее и явилось абсолютной импровизацией.

 - Конечно, мы можем взять какой-нибудь «Теремок», раздать роли и быстро все это поставить, но у нас задачи другие. Поэтому, когда мы придем к спектаклю, это тоже не будет классическая или современная драматургия. Это будет драматургия, созданная нами, исходящая из наших возможностей, потребностей, талантов и способностей, - подчеркнула она.

СПРАВКА «КП»

«Действие буквально» - это инклюзивная театральная лаборатория, созданная в Алматы в 2018 году. В постановках принимают участие как профессиональные артисты, художники и прочие деятели искусства, так и люди с особенностями развития.

ДОСЛОВНО

Екатерина ДЗВОНИК, куратор проекта:
 - В нашей труппе среди прочих есть актеры с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра. Возможно, благодаря им то, чем мы здесь занимаемся, является для меня тем, чем театр и должен быть. Ведь зачем люди ходят в театр? Чтобы получить эмоциональное «подключение». Главное - контакт, он и рождает то самое «подключение». А мы работаем с абсолютной правдой. У наших артистов не возникает мысли: «А что, если я буду плохо выглядеть, не так упадет свет?» Я ощущаю огромную свободу, когда работаю с ребятами.

В некотором смысле сложнее зрителю, мы погружаем его в чистую экспрессию. Мы выражаем свои чувства, мысли, идеи, и зритель сам должен найти в этом образы, перекликающиеся с его личным опытом. Популярные театры сейчас в большей степени направлены на «кормление» доступными для понимания вещами, а мы заставляем публику думать.

Автор Мишура Ирина

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...