378.56 +1.23     424.44 -0.24     5.91 -0.01    
Четверг, 25 Апреля 2019 Время:

Аптеки наживаются на больных?

Создано: 06.04.2019
  • 512
  • 0

Фармацевт фармацевту рознь. Кто-то работает по принципу «любой каприз за ваши деньги», а кто-то всерьез старается не нарушать простейшие законодательные и этические нормы. Провизоры из второй группы, как ни странно, менее охотно идут на контакт с представителями СМИ. Тем не менее на вопросы «Комсомолки» ответила фармацевт, изо всех сил старающаяся не наживаться на чужих болячках. Собеседница пожелала остаться анонимной.

Хочешь жить - умей советовать дорогое

Первым делом мы, естественно, задумались о насущном - деньгах. Услышав вопрос «Как формируется зарплата?», фармацевт уклончиво заметила, что это зависит от возможностей конкретной аптеки.

Разобраться в возможностях любой аптеки, учитывая, что они сейчас на каждом шагу, нереально. Мы поступили проще - изучили популярные ресурсы поиска работы и, вбив в графу желаемой вакансии специальность «фармацевт», внимательно пролистали требования и условия. Судя по предложениям для соискателей, в большинстве случаев зарплата формируется по системе оклад + бонус с продаж или, завуалированно выражаясь, «бонус за выполнение плана». Получается, чем больше и дороже у конкретного сотрудника купят, тем больше он заработает. Блюсти высокие принципы и не навязывать лекарства как сетевую косметику, конечно, тоже можно, но себе в ущерб.

Из этого следует второй вопрос: «Советуют ли фармацевты более дорогие препараты покупателям?». По словам нашей анонимной собеседницы, профессия, имеющая непосредственное отношение к здоровью людей, требует от своих представителей честности и порядочности. И действительно, в некоторых аптеках навязывать медикаменты с самыми пугающими ценниками нам не стали. В других же, напротив, стоило попросить банально леденцы от боли в горле, на прилавок, как из рога изобилия, посыпались коробочки, знакомые по телевизионной рекламе. Цены на них ощутимо кусались - видимо, покупатель должен погасить расходы производителя на навязчивые ролики и баннеры.

К слову, ваш внешний вид может влиять на советы провизора гораздо больше, чем вам хотелось бы думать. Наша собеседница призналась, что тоже обращает на это внимание, правда, лишь с точки зрения возрастной категории:

- Смотришь на дозы и немного где-то корректируешь пожилым людям, потому что, подбирая лекарства старикам и детям, нужно быть очень внимательной - там другой подход к дозировке. Так что значение, по сути, для меня имеет только возраст - все остальное неважно.

Тем не менее следует помнить: провизор - это в первую очередь продавец, а уже потом человек, разбирающийся в тонкостях химии и биологии (да и то не всегда, пусть белый халат вас не обманывает). А в учреждение, так или иначе существующее благодаря постулатам маркетинга, с золотыми перстнями на каждом пальце лучше не входить - выйдете с мешком дорогущих БАДов и чаев для похудения, потому что явно можете себе позволить.

Дайте, чтобы не болело

Посетители в аптеках бывают разные и каждого нужно понять. Причем даже если клиент сам не знает, чего хочет.

- Очень часто, например, умудряются спутать парацетамол и простамол - один от боли и жара, другой - от простатита. Чувствуешь, что-то не то... Начинаешь спрашивать: «А что вы лечите?». Или два препарата с похожими названиями, но один тонизирующий, а другой - ферментный. Пациент в названии не уверен, так что приходится сидеть и разбирать почерк его лечащего врача. Или клиент забыл название лекарства, и начинается: «А что лечим? А какая упаковка? А таблеточка какого цвета? В форме сердечка?». Так вместе и «угадываем». Иногда приходят и требуют антибиотик. Дескать, мне плохо. Начинаю расспрашивать о температуре, анализах, почему вообще решили, что нужен антибиотик? В ответ - «Температуры нет, но мне плохо». По симптомам понимаешь, что у человека вирус. Начинаешь убеждать, что если это, скажем, грипп, то антибиотиками он не лечится, да и вообще здесь нужна помощь врача и рецепт. Кто-то понимает, кто-то скандалит. Много смешных и не очень ситуаций, - поделилась провизор.

Кстати, наша собеседница уверяет, что без врачебных рекомендаций в аптеке можно приобрести разве что так называемые препараты безрецептурного отпуска. Этот важный момент всегда указывается на упаковках. Увы, по результатам нашего небольшого эксперимента «проверку на вшивость» выдержали не все торговцы лекарствами. Как правило, крупные «точки» аккуратничают, очевидно, побаиваясь проверок и честно требуя у клиента законный рецепт (впрочем, и с ними иногда можно договориться). А вот в типичных придомовых аптеках провизор-продавец порой сам не знает, что у него на прилавке рецептурного, а что безрецептурного отпуска. В одной из таких мелких незаметных аптек нам без труда и лишних заморочек удалось купить гормональный препарат с заветной надписью «только по рецепту врача». Правда, наличие этого самого рецепта фармацевт почему-то не уточнил.

Внутренняя «кухня»

Гуляя по улицам любого казахстанского города, сложно не заметить, что аптеки расположены буквально через каждые два шага. С одной стороны, все понятно - прибыльность лекарственного бизнеса и максимальная доступность для потребителей. С другой стороны, богатство выбора должно порождать конкуренцию между «точками».

- Конкуренция есть, - с готовностью подтвердила фармацевт. - Но, к счастью, здоровая. Все просто: люди идут туда, где больше и лучше ассортимент, где цены пониже. Кроме того, смотрят на «фасад» самой аптеки, на скорость обслуживания, на квалификацию специалистов. Каждая уважающая себя заведующая старается собрать хороший коллектив, завезти качественный товар, «подтянуть» до нормального уровня сервис.

Если говорить о «фасаде», то есть самопрезентации аптеки, здесь не последнюю роль играет прилавок.

Компетентные кадры и накрахмаленные халаты, безусловно, важны, но прилавок - святая святых любой торговой точки (вне зависимости от специфики), а значит, от грамотности расстановки товара во многом зависит заработок. Ни для кого не секрет, что специалисты в области торговли делают огромную ставку на выкладку. Существует подобное и в аптеках. Заинтересовавшись темой, мы наткнулись на многочисленные статьи-рекомендации для оных. Там черным по белому значилось: препаратам высшей ценовой категории - билеты «в первый ряд». Тем, что подешевле, места похуже. Совсем уж бюджетным вариантам - томиться в подсобке и ждать, пока какой-нибудь клиент сам о нем вспомнит и именно его попросит. О причинах такого продвижения дороговизны мы писали выше. Гораздо выгоднее, чтоб на видных местах стояли распиаренные «герои рекламных пауз» в ярких упаковках, а не их скромные аналоги. Несмотря на это, по словам фармацевта, аптеки выставляют на витрины только лекарства безрецептурного отпуска, витамины, средства гигиены, детские товары, питание и медицинские приборы - глюкометры, тонометры, градусники и прочее.

- Чем больше человек видит на витрине ассортимента, тем больше шансов, что он возьмет что-нибудь еще, помимо товаров, за которыми пришел, - отметила провизор.

Работают ли законы в реальной жизни?

В соответствии с корректировками, внесенными в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения, доктора отныне должны указывать в рецептах не торговые марки лекарств, а действующие компоненты из списка международных непатентованных наименований. Проще говоря, вы приходите в больницу, вам выписывают рецепт с химическим составом, с которым вы направляетесь в аптеку - подбирать подходящий медикамент вместе с провизором. Решение Минздрава вполне обоснованно, ведь ранее менеджеры фармкомпаний были частыми гостями больничных кабинетов, обещая людям в белых халатах вознаграждение за выписку нужных препаратов. Справедливости ради, эту «лавочку» тоже прикрыли, разрешив продвижение только на специализированных конференциях и семинарах. А что по этому поводу скажут люди, которые имели дело и со «старым», и с «новым» типом рецептов?

- Это правда, уже сейчас пишут действующее вещество, - согласилась собеседница. - А мы уже смотрим, что у нас есть в наличии и предлагаем варианты. Больной выбирает по средствам.

Возможно, в чуть более лояльных к потребительскому карману условиях новый виток получит развитие отечественного рынка медикаментов, ведь, по мнению фармацевта, казахстанское производство хоть и слабо развито, но популярностью пользоваться уже начинает. Почему? Потому что дешевле. Все люди болеют, но далеко не все могут позволить себе импортный оригинал, отдавая предпочтение дженерикам - бюджетным аналогам.

Автор Мишура Ирина

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...