378.56 +1.23     424.44 -0.24     5.91 -0.01    
Четверг, 25 Апреля 2019 Время:

Чокан ВАЛИХАНОВ: промелькнувший метеор

Создано: 13.04.2019
  • 849
  • 0

У Алтын-Эмельского хребта поставили памятник.

Жизнь - загадка, смерть - загадка

В этот день, 10 апреля 1865 года, в ауле Тезек у подножья Алтын-Эмельского хребта оборвалась короткая, но яркая жизнь великого казахского ученого, воина, общественного деятеля Чокана Валиханова. Официальная причина смерти – туберкулез в открытой форме. В это мало кто верил, особенно друзья и соратники. Аристократ Степи, прямой потомок грозного Чингисхана, личность яркая, многогранная и «многоталантливая», он успел прославиться на весь просвещенный мир в неполные тридцать лет.

Последний год жизни Чокана Валиханова полон загадок и исторических нестыковок. С марта по июнь 1864 г. он участвует в походе Ташкентского отряда полковника Черняева против Кокандского ханства. Чокан возмущен жестокой расправой войск над мирным населением при взятии крепости Аулие-Ата и высказывает это в лицо Черняеву, и по одной из версий, чуть ли не дает ему пощечину. Он покидает отряд, причем не один  по архивным данным, после бойни в Аулие-Ате сразу несколько русских офицеров подали рапорт об уходе из состава экспедиции.

В ходу и конспирологическая версия: Азиатский департамент МИД перебросил разведчика Валиханова из отряда Черняева к китайской границе в связи с уйгуро-дунганским восстанием в Восточном Туркестане и осложнением политической ситуации в регионе.

Чокан Валиханов.

По дороге в Верный Валиханов задерживается в ауле старшего султана Тезек Нуралина в Семиречье. Оказалось, что до конца своей жизни. Там же он почему-то спешно женится на сестре Тезека и через 10 месяцев умирает от чахотки. Известно, что за два месяца до смерти Чокан получил приглашение на работу в Азиатский департамент в Омске. В письме он просит генерала Колпаковского выслать 100 рублей авансом за счет будущей зарплаты и пару ящиков гаванских сигар. Чокан планировал жить, а не умирать.

Как он оказался в походе Черняева, если был тяжело болен?  Зачем просил место в консульстве в КульджеЧокан уходит из жизни в апреле 1865 г., однако в официальных бумагах туркестанского генерал-губернатора Кауфмана сначала фигурирует год 1864-й. Канцелярская небрежность или фальсификация?

Архивные данные до сих пор закрыты. Взамен существуют вольные трактовки и версии, которые можно свести к двум направлениям.

Одни предпочитают видеть в Чокане Валиханове российского супер-резидента на Востоке с перспективой стать своего рода Лоуренсом Аравийским, но чахотка обрывает его путь. Другим милее казахский султан Чокан Валиханов как формирующийся либеральный политик, который хотел перемен в Степи, но был за это отравлен или удушен.

«Валиханову - Владимира»

12 апреля 1859 года после своего знаменитого путешествия в Кашгар Чокан Валиханов возвращается в Верный. Это будут одиннадцать месяцев, которые потрясут мир. По итогам экспедиции он пишет отчет с поэтичным названием «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)».

За открытие terra incognita Чокану были благодарны востоковеды как в России, так и за ее пределами, - научный труд вскоре переиздается в Лондоне. Восточный Туркестан - точка геополитических интересов двух империй: Британской и Российской, а также Китая - перестает быть для мира полной загадкой. И ключом тому послужит научный подвиг юного казахского султана.

Большой интерес к отчету о Восточном Туркестане и его автору проявляет император Александр Второй. Он счел представление Чокана к ордену Святой Анны недостаточным и пишет на полях документа: «Валиханову - Владимира». Более того, лично награждает отважного путешественника, которому на тот момент только исполнилось двадцать четыре года.

Консульство России в Кашгаре.

Впереди у Чокана еще пять лет жизни, которые по канонической версии осложнялись болезнью. Диагноз - «чахотка» - старательно проставлен едва ли не на каждой странице его короткой, но яркой биографии. Только ли болезнь отравляла Чокану жизнь?  Не была ли болезнь мнимой?

Официальная версия о том, что он умер от туберкулеза, была встречена с недоверием еще современниками. Вот что, к примеру, писал генерал и ученый Александр Гейнс: «Администрация Сибири обиделась, что без посредства ее Чокана представили в Петербурге государю, и он обласкал его. Начался ряд оскорблений и придирок, уложивших Чокана в настоящем году в гроб».

Тут важно отметить, что герой Крымской войны Александр Константинович сделал карьеру на волне либеральных реформ 1860-х годов. Он был человеком прогрессивных взглядов, что сближало его с Чоканом Валихановым. Таких в царской колониальной администрации были единицы.

Гейнс летом 1895 г. приезжает в аул Тезека, где скончался Чокан, и пытается поговорить с вдовой. - «Айсара всхлипывала и гримасничала», - пишет он в своих воспоминаниях. Никаких подробностей о последних днях и часах Чокана Валиханова женщина не рассказала.

Портрет генерала Александра Гейнса.

Погиб Чокан, «невольник чести, пал оклеветанный молвой...»

Знаменитый путешественник Семенов-Тян-Шанский на траурном собрании Русского географического общества скажет: «В глубине казахских степей, на границе России с Китаем, погиб еще в рассвете лет даровитый казахский султан Чокан Валиханов. Смерть унесла одного из самых просвещенных людей из национальных окраин. Ему было всего 30 лет от рождения».

Думается, что это была не оговорка, и великий ученый неслучайно сказал «погиб», читай, «погиб от чьихто рук». Ведь Семенов-Тян-Шанский не написал «умер», и самое главное - не стал за всеми в след повторять официальную причину смерти - «чахотка». Видимо, имел он на то веские аргументы.

Принято считать, что на здоровье Валиханова повлияли тяжелые условия путешествия в Кашгар, нервное напряжение и лишения, которые он испытал в пути. Чокан, конечно, недомогал, требовался реабилитационный период, но почему биографы непременно указывают на «чахотку», может, это была простуда?

К тому же Валиханов иногда «болел», чтобы спокойно завершить научные работы. Ирина Стрелкова в серии ЖЗЛ отмечает, что так он поступил после разведки в Кашгарию. Так же казахский ученый «болел» в Петербурге для тайной поездки в Париж, куда он вроде съездил по косвенным данным.

Изданные в Санкт-Петербурге труды Валиханова.

После своего нашумевшего отчета о путешествии в Кашгар штабс-ротмистр Валиханов остается в столице для продолжения службы в Военно-учетном комитете Генерального штаба и Азиатском департаменте Министерства иностранных дел.

В Петербурге Чокан пробудет около двух лет. Круг общения достаточно широк: вице-президент Русского географического общества Семенов-Тян-Шанский, публицист Ковалевский, ориенталисты Мухаммед Али Казембек и Вельяминов-Зернов.

В Петербурге Валиханов вновь встречается со своим другом Федором Достоевским. Среди его петербургских друзей поэты Майков и Полонский, братья Курочкины (члены общества «Земля и воля»). Разночинная литературная среда и либеральный дух столичных интеллектуалов для Чокана предпочтительнее консервативного военно-чиновничьего уклада.

Валиханов читает прогрессивные журналы «Современник» и «Отечественные записки». И, конечно, запрещенный в России «Колокол» Герцена. По некоторым источникам (письмо А. Врангеля своему другу Ф. Достоевскому), Валиханов в этот период замечен в Париже. В одном из писем Чокан просит у отца - старшего султана Кокчетавского округа Чингиса Валиханова - деньги на поездку в Париж.

Возможно, он хотел опубликовать свои статьи в трудах Географического общества Франции. По другой версии, Валиханов ездил в Париж для встречи с издателями оппозиционной газеты «Колокол» - Герценым или Огаревым. И, видимо, неслучайно, начиная с 1861 года, на страницах «Колокола» появляются критические материалы о царской колониальной политике в казахской степи.

Миссия невыполнима

Биографы считают парижский эпизод в жизни Чокана фактом весьма сомнительным. «Лично у меня поездка в Париж не вызывает сомнений, и более того, объясняет другое «почему», почему Чокан резко поменял жизненные планы и решил покинуть Петербург и вернуться на родину», - говорит журналист Дархан Абдик - автор нового документального фильма о Чокане Валиханове, показанного недавно на телеканале «Казахстан».

Валиханов планировал продолжить образование на восточном факультете Санкт-Петербургского университета, мечтал о продолжении научной деятельности и новых путешествиях. Вдобавок отец (старший султан Кокчетавского округа чингизид Валиханов) настоятельно просит сына добыть для потомков хана Аблая русское дворянское звание, а точнее, титул князя, ведь все основания надеяться на то имеются. Чокан просьбу отца не выполнит и возвратится домой.

Причину автор фильма находит в той самой поездке Чокана в Париж и в критических публикациях в «Колоколе» Герцена. Гражданские права и право народа на самоопределение становятся для Валиханова главной идейной парадигмой. По официальной версии, Чокан покидает Петербург из-за болезни. Но, вернувшись в степь, он почему-то не лечится от чахотки, а принимает участие в выборах на должность старшего султана Атбасарского округа.

Чокан Валиханов идет в политику, идет в народ, что было присуще продвинутой молодежи той эпохи. Омское начальство встречает его намерение без восторга. И несмотря на то, что на выборах 1862 года Валиханов получил большее количество голосов, чем основной соперник, генерал-губернатор Дюгамаль, демонстративно не утверждает его в должности. После атбасарских событий Чокан протестует против решения администрации Омска и пишет об этом статьи в столичные газеты.

После выборов Чокана Валиханова приглашают на работу в составе комиссии по сбору народных мнений о земской и судебной реформе 1864 года. По ее итогам он пишет «Записку о судебной реформе», в которой доказывает необходимость сохранения традиционного суда биев. Развитие степи невозможно без системы самоуправления, самообороны и независимого суда, уверен Чокан.

Слишком вольные и смелые для той эпохи рассуждения. И хотя глубоко обоснованные рекомендации казахского ученого-просветителя были отвергнуты, «Записка о судебной реформе» является своего рода политическим завещанием, в котором наиболее полно выражены идейные убеждения Чокана Валиханова.

«...Как блестящий метеор»

Изыскания Валиханова настолько важны, что совет Русского географического общества в 1867 году решает издать все его рукописи. «Это предприятие тогда не осуществилось, некоторые статьи Валиханова, требовавшие обработки, разошлись по рукам», - пишет профессор Петербургского университета Веселовский.

Лишь в 1891 году Григорий Потанин начинает хлопотать об издании трудов своего друга и соратника. Он пишет профессору Петербургского университета Веселовскому: «Многоуважаемый Николай Иванович! Я оставил материал для издания статей Валиханова у Николая Ядринцева. Он передаст Вам портрет Чокана Валиханова... Я напишу генерал-губернатору Колпаковскому о том, что рукописи передал Вам».

Григорий Потанин.

Григорий Потанин к тому моменту только вернулся после 10-летней ссылки. После смерти своего лучшего друга Чокана он летом 1865 года был арестован по делу «Общества независимости Сибири» и привлечен к суду по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России. Потанин подвергается гражданской казни и отправляется на каторгу в Свеаборг. Лишь в 1874 году по ходатайству Императорского Русского Географического Общества (ИРГО) Григория Николаевича амнистировали.

После 10-летней ссылки Потанин фактически не имел права голоса в ИРГО, в основном его направляли в отдаленные и опасные экспедиции (на Тибет, Внутреннюю Монголию). Во время экспедиции 1892-1893 гг. на Тибет его супруга неожиданно в дороге тяжело заболела и скончалась, из-за чего Потанину пришлось прервать свой путь. Соответственно, повлиять на содержание «Истории...» и защищать заслуги друга Чокана, как прежде, он не смог. По мнению исследователей, на П. Семенова-Тян-Шанского и на Н. Веселовского оказывалось давление сверху из-за политических убеждений Чокана Валиханова и Григория Потанина, их открытой критики колониальной политики правительства.

Таким образом, книгу Чокана Валиханова Российское географическое общество сможет издать лишь в 1904 году. В предисловии к ней академик Веселовский написал те самые, хрестоматийные теперь, строки о Чокане: «...Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок казахских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд».

Асылбек АБДУЛОВ.

Автор _

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...