378.93 0.00     423 0.00     5.87 0.00    
Понедельник, 20 Мая 2019 Время:

Прометей казахстанского кино

Создано: 15.05.2019
  • 180
  • 0

Тынышпаев стоял у истоков создания студии «Казахтелефильм», где долгое время работал главным оператором.

9 мая исполнилось бы 110 лет народному артисту Казахстана, заслуженному деятелю искусств Искандеру Тынышпаеву. Искандер Тынышпаев - первый казах-кинооператор в истории становления профессионального отечественного кино.

Фотогалерея Искандера Тынышпаева состоит из тысяч шедевров. Его фотоаппарат запечатлел легендарных личностей: Дину НурпеисовуКенена АзербаеваДинмухамеда Кунаева и многих других. В своих воспоминаниях народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, восхищаясь своей фотографией, снятой Тынышпаевым, сказала: «Как он умел находить в каждом человеке что-то особенное, прекрасно фиксировать на пленке. Это и есть талант, который превращает простого человека в личность!» Его творчеству принадлежит целый ряд высокохудожественных игровых фильмов, таких как «Мы из Семиречья», «Его время придет», «Дочь степей», «Однажды ночью», «Березы в степи».

Еще в юности, насмотревшись фильмов, мальчик решил связать свою жизнь с кино. Сопровождая отца во всех экспедициях, Искандер увлекся фотографией: пленка будущего основоположника казахстанской операторской школы фиксировала разнообразие природы, лиц, обычаев. Позже, в 1928 году, он переведется из технического вуза в Ленинграде в Москву в ГТК - Государственный техникум кинематографии, который через два года преобразуется в Государственный институт кинематографии, а в 1938 году - во ВГИК. Будучи студентом, Тынышпаев как ассистент оператора в «Алма-Атинском отделении Восток-Кино» участвовал в съемках фильма «Алма-Ата и ее окрестности» и при минимальном наборе технических средств самостоятельно снял три фильма: «Смычка Турксиба», «Боровое», «Каркаралинская потребкооперация».

Большая жизненная энергия помогла ему пережить немало испытаний. Искандер Тынышпаев родился в семье первого профессионального инженера-казаха, видного политического и общественного деятеля Мухамеджана Тынышпаева, который за связь с Алаш-Ордой был репрессирован и расстрелян в 1938 году. Искандер как сын врага народа отсидел десять лет в лагерях: Соловки, Беломор-Канал, Нижний Тагил. Мухамеджана убили не сразу. Он жил на поселении, куда в 1932 году к нему приехал Искандер. После свидания с отцом, от которого бы он не отрекся никогда, следователь ОГПУ назвал Искандера «помощником шпиона», за что получил мощный удар кулаком и пришел в сознание через сутки. Тынышпаева-младшего приговорили к смертной казни, но затем заменили десятилетним сроком. Позже он рассказывал своим ученикам, что свой силовой «аргумент» использовал еще не раз, и это позволило ему выжить в условиях ГУЛАГа. Да и позже, в мирной жизни, он демонстрировал свою богатырскую силу, вытаскивая из оврагов одним махом плеча машины для съемок или заваливая на спор известных силачей города. На восторги окружающих он невозмутимо отвечал: «А это я на лесоповале закалился».

Свой первый художественный фильм «Тахир и Зухра» Искандер Тынышпаев снял в Ташкенте после освобождения в 1944 году, куда поехал после письменного совета своего друга, советского кинорежиссера Романа Кармена, приславшего ему деньги на дорогу в Ташкент. Роман не забыл, как они с Искандером сняли вместе фильм в 1932 году «Далеко на Востоке».

Также Тынышпаев тепло вспоминал своего любимого учителя, гения операторского искусства, режиссера, профессора Юрия Александровича Желябужского, который прививал любознательному юноше тонкий вкус и чутье, способность находить душу снимаемого произведения. Стоит отметить, что Желябужский с 1919 года как оператор снимал Ленина.

Благодаря значительному опыту работы с фотографией на лекциях профессора Тынышпаев раскрывал для себя базовые аспекты кинопроизводства: различные подходы к свету и портрету, статике, динамике, визуальной стилистике и принципы эмоционального воздействия визуального ряда на зрителя.

Главной фигурой в начале XX века был не кинорежиссер, а кинооператор. Их в те времена называли «засъемщиками». Дефицит операторов пополнялся иностранными специалистами из Франции, Германии и других государств. Поэтому творческим процессом создания фильмов в то время руководили операторы. А все советские будущие кинооператоры из-за способа фиксации в кино так или иначе были связаны с фотографией. В те времена кинематограф назывался «живая фотография». Даже будучи узником лагерей, Искандер Тынышпаев являлся кинооператором в системе трудовых лагерей, работал фотографом газеты «Сталинская стройка». Ему разрешались фотосъемки на всех объектах строительства.

Тынышпаев стоял у истоков создания студии «Казахтелефильм», где долгое время работал главным оператором. Им созданы десятки тысяч сюжетов для киножурналов «Советский Казахстан» и «Новости дня», а также документальные фильмы «У подножия Хан-Тенгри», «Табунщица», «Поет Ермек Серкебаев», «Я Казахстан» и телефильм «Абай». Почти 60 лет Искандер Тынышпаев посвятил своему любимому делу - кинематографу.

- В 75 лет папа снимал сложно постановочную картину «Знай наших» о знаменитом Хаджи-Мукане. Работа над фильмом шла долго и напряженно, - вспоминает его дочь Елена Тынышпаева.  Вскоре у отца случился обширный инфаркт. Но и с искусственным сердцем - кардиостимулятором - папа прожил еще 11 лет.

Огонь Прометея казахстанского кино Искандера Тынышпаева не иссякает в душах благодарных почитателей его творчества, а его звезда не меркнет и должна была самой первой гореть на аллее звезд казахстанского кино.

Сауле ДАВЛЕТБЕКОВА, автор проекта «Звезды не меркнут».

Автор _

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...