364.95 -2.35     416.99 -2.69     5.55 -0.03    
Четверг, 22 Ноября 2018 Время:

РЕДКИЕ СОРТА РОЗ И КАПУСТЫ ДЛЯ ВЕРНОГО ВЫПИСЫВАЛИ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

Создано: 16.03.2016
  • 320
  • 0

Казенный сад в советские годы.

 

Больше ста лет назад примерно в эти дни, во второй половине марта, ученики Верненской школы садоводства покинули парты и вышли на практику - в сады и огороды.

 

«Школа умелых выполнителей по садоводству»

 

В марте 1887 года «по мысли бывшего устроителя Семиречья военного губернатора Герасима Колпаковского» в Верном было открыто городское училище садоводства. В 1910-м оно было преобразовано в Верненскую школу садоводства I-го разряда. Сначала школа разместилась в вольнонаемном здании Шохназарова около областного Правления, а 14 ноября перешла в собственное помещение в Казенном саду. В настоящее время здесь располагается Центральный парк отдыха.

В распоряжении Школы садоводства для практических занятий были 38 десятин 176 кв. саженей. Ближайшая по тем временам железнодорожная станция «Чимкент» Семиреченской железной дороги находилась в 801 версте от Верного.

Во исполнение Устава Школы последняя имела «цель подготовления сведущих и умелых выполнителей по садоводству и соприкасающимся с ним отраслям». Попечителем школы был - г. военный губернатор Семиреченской области генерал-лейтенант Михаил Александрович Фольбаум.

В 1915 году управляющий школой Г. П. Гиричев, согласно отчету, был «в плену Германии», и его заменял М.Н. Растегаев.

В отчете за этот год в разное время в школе состояло 55 воспитанников. В течение года произошли следующие перемены: «окончили курс школы и получили аттестаты 9 человек, исключены по малоуспешности - 2, исключен за дурное поведение - 1, выбыло по собственному желанию - 3, выбыл по болезни - 1, а всего - 17 воспитанников». Из 38 воспитанников только двое были из «киргиз» - Колдыбаев и Ултербаев, что касается сословия, то преобладали мещане и крестьяне, но был и один дворянского рода.

На полной стипендии содержалось 25 человек, 7 были на полустипендии, «своекошники (те, кто обучался за свой счет. - Авт.) - 1, приходящие - 5». «Казеннокоштные» (то есть состоящие на казенном содержании) воспитанники здесь жили, учились и работали. В ежедневное «пищевое довольствие» на каждого входило: «мяса - 3/4 фунта, топленого сала для каши - 3 золотника, в постные дни мясо заменялось рыбой в соответствующем количестве, а сало - постным маслом. Муки пшеничной - 3/4 фунта, из которой школьной кухаркой выпекался хлеб. Рисовая и ячменная каши чередовались. Чаю плиточного прессованного по 1,5 зол. и сахару по 2 фунта в месяц на человека. Соль выдавалась по мере действительной потребности. Щи чередовались с картофельным супом и супом с лапшой. Каша - с жареным картофелем в сале. Утром и вечером - чай с белым хлебом. В дни воскресные, праздники Рождества Христова и св. Пасхи ученики получали по возможности улучшенную пищу».

Кроме этого, «казеннокоштных» учащихся обеспечивали одеждой и постелью. В комплект входили: шинель черного сукна с белыми пуговицами на зеленых петлицах; парадная тужурка из черного «шахворостовского» сукна, однобортная, с зелеными петлицами; брюки - зимой из черного сукна, летом -  из черной шведской материи; летняя парусиновая блуза; фуражки - летняя и зимняя; белые рубаха и кальсоны - по три пары; три носовых платка, два личных полотенца; две наволочки для подушек, две простыни, одна тюфячная наволочка, байковое одеяло, 4 пары портянок, три пары сапог. Каждый ученик пользовался железной кроватью и тюфяком, набитым соломой. В теплую погоду ученики мылись в своей бане при школе, в холодную в сопровождении преподавателя посещали торговые бани Титова.

 

Зимой - в школе, летом - в поле

 

Список преподаваемых предметов был обширен и включал как общеобразовательные предметы, так и специализованные. Ученики изучали плодоводство, огородничество, декоративное садоводство, шелководство, виноградарство, пчеловодство, техническую переработку плодов, ботанику, минералогию, зоологию, физику, химию, русский язык, черчение, арифметику, геометрию, историю, Закон Божий, географию, землемерие, счетоводство, законоведение.

В зимнее время ученики вставали в 6 утра, затем следовала утренняя молитва и утренний чай. С 8 до 12 - теоретические учения, 12-14 - обед и отдых, 14-16 ­ практические занятия, в 7 - вечерний час и подготовка уроков, в 9 - отход ко сну. В летний период у учеников были только практические занятия.

Классные занятия зимой проходили со 2 октября по 16 декабря и с 16 января по 15 марта.

Практиковались учащиеся на нескольких участках. Во-первых, работы велись в Старом плодовом саду. «В этом году, как и в прошлом 1914-м, работы, производимыя учениками, за некоторым исключением носили характер только учебный. Сколько-нибудь доходной статьей сад до полнейшей его реорганизации служить не может. Тот урожай, который сад дает ежегодно, утилизируется на добывание семян… Кроме того, один из участков сада, в котором систематически, начиная с 1912-го года, производились разного рода культурные операции, как например, обрезка, обмолаживание, прореживание, перепрививка и прочее, дал сравнительно недурной урожай, как результат ухода. Особенной урожайностью выделялся анис, титовка и Могол Великий. Наличность урожая дала возможность показать процесс сбора плодов с деревьев, сортировку их на три сорта, упаковку в ящики и другое».

Также в распоряжении юных садоводов был молодой сад яблонь, заложенный в 1912 году. Сад был разбит в шахматном порядке с расстоянием в 12 аршин. Основными посадками были «апорт зимний, бельфлер желтый, кандиль-синап, тиролька, бессарабская, апорт кровяно-красный, зора, ренет Фромма, белый налив, ренет бесподобный, мантуанер, ренет Симиниренко, эдель-реттер, аркад красный, астраханское, грушевка Верненская, ренет шампанский, пепинка литовская. К сожалению, некоторые сорта, как ренет Фромма, ренет шампанский и ренет Симиниренко сильно пострадали от зимы 1914 года…»

В отчете было указано, что «сад расположен на люцерне, каковая является приманкой для домашних животных, особенно в нынешнем году, когда животные крестных жителей положительно обременяют администрацию сада несмотря на штрафы и прочее. Последнее объясняется тем, что мужское население все на войне, а женское не может справиться со своим хозяйством, а потому и распускают животных. Пришлось специально нанимать сторожа для окарауливания этого сада. По смете на 1915 год была внесена сумма на предмет приобретения колючей проволоки для ограждения сада, но в виду военного времени за страшной дороговизной достать ее не удалось».

Здесь воспитанники «проводили усиленную борьбу с вредителями, насекомыми и паразитами. Применялась обрезка на сильный рост, рыхление приствольных кругов, обмазка стволов раствором извести и другое».

Весной 1914 года был заложен молодой грушевый сад из 150 деревьев, из которых «12 деревьев лесной красавицы пропало. А в общем, «деревья грушевого сада производят впечатление хорошее: деревья крепкие, прирост отличный. Междурядия грушевого сада были заняты картофелем для лучшей разработки почвы».

Карликовый сад 1620 саженей, заложенный в 1912 году, состоял из 216 деревьев. Здесь были разные сорта яблонь, среди которых «розмарин белый, зимний золотой пармен, попировка, налив белый, ренет Лансберга», груши -  «кюре, С.-Жермен, Оливье-де-Сер, доктор Жюль-Гюйо, любимица Клаппа, лесная красавица.

Силами воспитанников школы содержался древесный питомник, где выращивали «тополь серебристый и итальянский, карагач, вяз, акацию белую и желтую, ясень, клен, сирень, лигуструм, каштан, бундук, шелковицу, уксусное дерево и прочие».

Занимались ученики и разведением цветов, «главное место в цветниках занимали розы ­ до 150 кустов разных колеров, колеусы, левкои, астры, флоксы, гелиотропы кустовой и штамбовой форм, любелия синяя и белая, грунтовые гвоздики, портулаки, мальва и прочие. Всего до 120 видов растений. Каждый вид растения имел на себе ярлык с видовым и родовым названием. Кроме того было обращено внимание на увеличение отдела роз/ <…> Сорта роз, недостающие у школы, были пополнены выпиской в количестве до 40 сортов от Рамма в Р/Д».

Кстати, семена кочанной капусты  позднего сорта Succession в 1901 году были выписаны департаментом земледелия «от семенноторговца П. Гендерсона из Нью-Йорка».

Оранжерея и теплица состояли из четырех отделений. «Было отделение для содержания молодых пальм, фикусов, олеандра и прочих. Отделения для цветущих растений - гвоздики, гиацинтов, тюльпанов, нарциссов, жонкилей, примул и других».

В теплице «для ранней выгонки овощей со стеклянным скатом» выращивали огурцы нескольких видов, салат, петрушку и другую зелень.

Парниковое хозяйство было начато в 1914 году, а через год «доведено до масштаба, который необходим для удовлетворения нужд школы в полном объеме».

Были у Школы садоводства и свои виноградники «с общим количеством кустов в 380 штук, 15 сортов», огород и пасека «на 12 семей, которая располагалась в Больше-Алматинском ущелье с любезного согласия С. И. Волковского, еще 12 семей жили в саду школы».

Занимались и шелководством: «помещением для червоводни служила одна большая комната в вольнонаемном доме Шахназарова, где помещалась школа».

Все, что удавалось вырастить, Школа садоводства продавала горожанам Верного и немало способствовала озеленению города. «Доходность школьного хозяйства в 1915 году составила 1339 рублей 28 копеек. Наибольший доход дал плодовый питомник, потом оранжерея и цветочные изделия». 

 

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК. Стиль текстов и документов сохранен.

Татьяна СОКОЛОВА.

Автор Абдулманов Эрлен

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...