361.94 -7.42     423.25 -8.05     5.4 -0.05    
Четверг, 20 Сентября 2018 Время:

АВТОПРОБЕГ ИЗ КАРЛАГА

Создано: 06.04.2016
  • 278
  • 0

 

«Комсомолка» продолжает листать страницы архивных документов в ЦГА РК. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане состоялся автопробег, который опроверг мнение, что каменные и бурые угли нельзя использовать в автомобильных газогенераторах.

- В 1940 году из КАРЛАГа был организован автопробег до Алма-Аты и обратно газогенераторных автомашин на буром угле, - рассказал Николай Кропивницкий, главный эксперт ЦГА РК, бывший заместитель гендиректора. - В пробеге участвовали заключенные, которых после мероприятия премировали.

Много лет в Союзе бились над созданием газогенераторов, способных преобразовывать бурый уголь в газ. Бензин тогда был дорогой, и создание таких генераторов должно было экономить топливо для страны. Многочисленные опыты давали понять - каменные и бурые угли никак не могут быть использованы в автомобильных газогенераторах. Автопробег из КАРЛАГа опроверг мнение.

Машины на угле и древесных чурках

Как следует из архивных документов, автопробег газогенераторных автомашин на буром угле организовали Народный комиссариат автотранспорта КазССР и управление КАРЛАГа НКВД в соответствии с решением Экономического совета СНК КазССР от 13 сентября 1940 года «в ознаменование 20­летия Казахской Советской Социалистической Республики».

Протяженность маршрута село Долинское - Караганда - Бертыс - Алма-Ата и обратно - 2432 км. «Автопробег грузовых автомашин на буром угле, проводимый в тяжелых дорожных условиях карагандинских степей, в объезд озера Балхаш, по пескам и через Голодную степь, преследовал две основные цели: 1. Определить работоспособность и выносливость грузовых автомашин, переведенных ГЭМС КАРЛАГА НКВД с жидкого и древесного топлива на бурый уголь. 2. Наглядно продемонстрировать населению, проживающему в местах трассы прохождения автоколонны, машины, переведенные с бензина и древесных чурок на работу с бурым углем. Необходимо было широко популяризировать всю целесообразность перевода автотранспорта с дорогостоящего жидкого топлива на более дешевое местное топливо - бурый уголь».

Возглавил автоколонну начальник отдела механизации и автотранспорта КАРЛАГа НКВД Косилов. Командора пробега назначил начальник управления КАРЛАГАа НКВД лично: он являлся «единоначальником, осуществляющим всю полноту власти на период автопробега. Никакие пререкания с командором пробега не допускались».

Правила внутреннего распорядка и правила движения автоколонны были следующие.

Каждый водитель был за рулем 10 часов, затем передавал управление сменщинку, сам отдыхал в кузове и при необходимости помогал ему. И во время движения, и на остановках никто не имел права покинуть автоколонну без спецразрешения командора. «В пути следования шофер не имел права отклоняться от установленного маршрута, обгонять впереди идущую машину, а обязан был следовать за ней на точно установленном расстоянии. В случае остановки впереди идущей машины останавливались и все остальные. Причем необходимо было «подать сигнал для ушедших вперед, которые тоже обязаны остановиться и тронуться в путь снова по сигналу командора. Расстояние между машинами во время движения 50-75 метров».

Украшали автоколонну вполне уместные в то время лозунги: «Автопробег на буром угле Долинка-Караганда-Алма-Ата и обратно», «Бурый уголь взамен бензина!», «При буром угле нет простоев из-за горючего!», «Автопарк на буром угле дает большую экономию!», «Заменяйте бензин местным топливом!», «Переводите машины и тракторы на бурый уголь!», «Автопробег газогенераторный автомашин имени ХХ юбилея КазССР», «Решение III Съезда КП(б)К о переходе автотранспорта на твердое топливо коллективом совхоза НКВД выполнено», «Наш лучший подарок - автопробег газогенераторных автомашин на буром угле посвящаем юбилейной сессии КазССР», «Задача партийных и непартийных большевиков Казахстана - подхватить почин коллектива совхоза НКВД о переводе автотранспорта на бурый уголь».

В автопробеге участвовали: уже упомянутый командор Косилов, политрук и редактор многотиражки совхоза НКВД Васюкович, комендант, автоинспектор КАРЛАГа Малюк, радист КАРЛАГа Сафронов, представитель ВОХР КАРЛАГа Бадеев, стрелок КАРЛАГа Пушкалов, шоферы Овчаренко, Фурманов, Родионов, Филонов, Гучик, Лопатин, Дымнич, с ними ­ восемь шоферов из числа заключенных, а контролеры: старший инженер газогенераторного отдела Научного автотракторного института (НАТИ) Лейзерах, конструктор газогенераторного отдела НАТИ Терзибашьян, инженер, начальник Технического управления наркомата Автотранспорта КазССР Летков, автотехник совхоза Лубяной, корреспондент «Казправды» Нечетайлов и фотограф-зек Дорофеев. Контролеры из заключенных КАРЛАГа тоже принимали участие: профессор, сотрудник ГЭМС Карташев, инженер-механик по газогенераторным автомашинам автобазы Витилов.

Кстати, в некоторых документах вместо «КАРЛАГ НКВД» значится «совхоз НКВД».

Участники автопробега дали слово выполнить соцобязательство: «прибыть в город Алма-Ата согласно составленного графика движения полностью всей колонной без опоздания. Сохранить все машины в полной технической исправности, строго соблюдая профилактический уход в период нахождения машин в пути. Всем участникам пробега соблюдать строжайшую дисциплину. Всемерно оказывать товарищескую взаимопомощь при всех затруднениях. Проводить полит-массовую работу как с участниками пробега, так и с населением в пунктах остановки, согласно прилагаемого плана».

На финише - раньше срока!

Судя по рапорту Косилова и Васюковича на имя Народного комиссара автомобильного транспорта КазССР тов. Попова и начальника управления карагандинского совхоза НКВД ст. майора государственной безопасности тов. Журавлева, все прошло благополучно.

Прибыв в Алма-Ату, они сообщили о завершении первой части пробега по маршруту Караганда-Алма­Ата. «Автоколонна в составе 4-х машин ЗИС и 1-го ГАЗ, переведенных совхозом НКВД на работу с бурым углем, 1 ЗИС и 1 ГАЗ-АА, работающие на бензине и включенные в колонну для сопоставления эксплуатационных и технических измерителей, и 1 ПИКАП М-1, оборудованный под радиостанцию для двусторонней радиосвязи, получив старт пробега 28 октября в 9 часов 30 минут, прибыли в черту города Алма-Ата 3 ноября в 13 часов 20 минут. 4-го ноября в 18 часов по местному времени автоколонна вошла (на двое суток ранее расписания) в столицу Республики. Всего пройдено 1184 км за 72 ходовых часа, при средней технической скорости 16,4 км/ч».

Как следует из документа, погодные условия сильно затрудняли движение автоколонны и выполнение соцобязательств: «В дождь, ураганную метель, по размытым солончакам, по пескам, заросшим тростником и камышом вдоль озера Балхаш, по суглинистой и почти непроезжей дороге Голодной степи, через горные перевалы, при крутых подъемах, спусках и поворотах ­ колонна автомашин на буром угле, наравне с бензиновыми, преодолевая все трудности, работала хорошо и прибыла в столицу республики в полной исправности, без аварий и поломок в пути».

В течение всего пробега «автомашины на буром угле находились под непосредственным контролем квалифицированных специалистов газогенераторного дела, прикомандированных к автоколонне научными учреждениями и руководящими правительственными организациями СССР».

И, конечно, нельзя не отметить, что организаторы пробега назвали «пройденный автомашинами путь на буром угле - первый в истории развития автомобильного транспорта и он вписал блестящую страницу в анналы газогенераторного дела».

Несмотря на сложность маршрута и погодные условия, личный состав участников автопробега после прохождения первой части пробега был здоров, бодр и готов к выполнению второго и заключительного этапа автопробега Алма-Ата-Караганда.

11 ноября в 8 часов 30 минут из Алма-Аты автопробег стартовал в обратный путь. «Автоколонна шла в том же составе и прошла указанный маршрут за 77 часов. Значительная часть пробега протекала в неблагоприятных метеорологических условиях: сильные дожди, снегопады, наличие снежного покрова до 10-25 см. Температура в период пробега колебалась от +10 до -20 градусов. Средняя фактическая техническая скорость автоколонны на участке Караганда-Алма-Ата определилась в 16,4 км, и Алма-Ата ­ Караганда - 15,7 км. На отдельных участках газогенераторные машины показывали скорость до 30-35 км/ч, максимальная скорость  - до 50 км/ч в груженом состоянии (1-2,5 тонны). Из общего пробега в 2393 км 1632 км были пройдены на Карагандинском буром угле с шахты Федоровский пласт. Остальные 761 км - на буром угле Ленгеровской шахты Южно-Казахстанского угольного бассейна. Средний расход угля на 1 км составил 2 килограмма».

Устроители автопробега утверждали, что «использование газогенераторных машин, работающих на буром угле, по сравнению с машинами, работающими на жидком светлом топливе, сохраняет государству 94% бензина. На основании изложенного считаем, что измененные конструкции стандартных газогенераторных установок, введенные ГЭМС совхоза НКВД, с целью приспособления их на бурый уголь, достаточно выявили свою эксплуатационную ценность и надежность и заслуживают самой широкой популярности и массового применения во всех автохозяйствах СССР, располагающих местными запасами бурого угля».

За образцовое выполнение задания командору пробега Косилову и политруку Васюковичу объявили благодарности и вручили ценные подарки. Остальных участников пробега премировали месячным окладом или его половиной, а участники из з/к получили премии от 100 до 200 рублей.

 

Автор благодарит за предоставленные документы и помощь в создании материала Центральный государственный архив РК и лично генерального директора Ляззат Сулейменову и заместителя гендиректора Марзию Жылысбаеву.

Стиль текстов и документов сохранен.

 

Татьяна СОКОЛОВА.

Автор Абдулманов Эрлен

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...