335.33 0.00     395.49 0.00     5.7 0.00    
Понедельник, 18 Декабря 2017 Время:

Рамазан Бапов. Достояние республики

06.12.2017      (обновлено: 06.12.2017)
  • 275
  • 0

В 2017 году исполнилось бы 70 лет Рамазану Бапову - великому казахстанскому артисту балета, выдающемуся мастеру сцены, хореографу постановщику и педагогу. Первому и единственному в истории казахстанского балета танцовщику, получившему звание народного артиста СССР.

Имя Рамазана Бапова известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Пожалуй, нет на небосводе казахского хореографического искусства звезды, которая светила бы ярче. Таланту солиста Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в 70-80-е годы прошлого века рукоплескали в лучших театрах мира, а его неповторимый стиль на несколько десятилетий сформировал мужской танец в казахском балете. Великая балерина Майя Плисецкая сказала о нем: «...отточенная техника, лаконизм и в то же время драматическая насыщенность танцевального образа отличают выступления Бапова. Удивителен по своей красоте, по своей раскованности прыжок-взлет танцовщика, полный изящества, блеска, одухотворенности...».

Рамазан Бапов родился 16 августа 1947 года в простой советской семье, никак не связанной с искусством. Отчим - Сулеймен Акпаев - работал машинистом на железной дороге, мама Асия - учительницей младших классов. Тем удивительнее, что родители приняли такое неординарное для тех времен решение - дать сыновьям профессиональное хореографическое образование. В 1954 году старшие сыновья - Марат и Мурат - окончили Алма-Атинское хореографическое училище, и родители по этому случаю устроили той, как это принято у казахов. Среди многочисленных гостей оказался и их преподаватель Александр Селезнев, чье имя сейчас носит Алматинское хореографическое училище. Сам Рамазан Бапов позднее вспоминал: «Два человека сыграли решающую роль в моем выборе профессии. Это патриарх казахстанского балета Александр Селезнев и мой отец. Тогда Александра Владимировича я называл дядей Сашей. Я помню, мне было семь лет, я бегал, играя с другими детьми, вокруг стола. Но вдруг дядя Саша обратил на меня внимание и спросил: «Кто это?» Мама ответила, что это ее третий сын. Селезнев, глядя на меня, сказал: «Когда исполнится девять лет, приходи ко мне». Через несколько лет внутренний голос сказал мне: Рамазан, пора! Пора идти к дяде Саше! Как выяснилось позже, в тот год в училище впервые приехала комиссия для отбора детей в Московское хореографическое училище, и это был последний день отбора, приди я днем позже - опоздал бы. Видимо, судьба!» В итоге в 1958 году в числе 12 талантливых ребятишек, которых позже назовут «казахским десантом», были отобраны Рамазан Бапов и такие известные в будущем личности, как Дюсенбек Накипов, Булат Джантаев, Раушан Байсеитова, Зарема Кастеева, Наталья Аринбасарова.

В 1966 году Рамазан оканчивает с отличием Московское академическое хореографическое училище при Большом театре СССР и единственным из 400 учеников удостаивается чести представлять страну и Московскую школу танца на одном из самых престижных международных конкурсов артистов балета в Варне, в Болгарии, где молодой, никому тогда не известный казахский танцор стал дипломантом. Однако первый большой настоящий успех не вскружил голову Рамазана и, несмотря на предложение остаться в Москве, в Большом театре, он принимает решение вернуться домой, в родную Алма-Ату. Кстати, отсутствие тщеславия у Рамазана Бапова отмечают все, с кем ему приходилось работать. Несмотря на поистине мировую славу, до последних своих дней он оставался скромным тружеником балета.

В 1967 году Рамазан Бапов дебютировал на сцене Казахского государственного театра оперы и балета имени Абая в знаменитом па-де-де из балета Минкуса «Дон-Кихот» в паре с Раушан Байсеитовой. После дебюта публика высоко оценила отточенную технику, темперамент и безупречную выучку молодого танцора. Практически сразу Рамазан начинает исполнять на сцене ГАТОБ роли в качестве солиста, среди которых Тайо в балете Г. Жубановой «Легенда о белой птице», Вацлав в балете «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и Альберт из балета А. Адана «Жизель».

В 1968 году состоялась судьбоносная встреча Рамазана Бапова с заслуженной артисткой Казахской ССР Людмилой Рудаковой, на тот момент уже опытной балериной, которая стала не только его партнершей по сцене, но и любимой женой, другом и соратником. Дуэт Бапов-Рудакова станцевал практически весь классический репертуар казахского театра. Это была яркая, красивая, грациозная пара.

Впервые я увидела его, когда он вернулся домой, окончив Московское училище в 1966 году, - вспоминает Людмила Георгиевна. - Я уже была прима-балерина, а он еще начинающий танцовщик. Вначале я его даже не замечала, а познакомились мы в 68-м, на репетиции балета «Бахчисарайский фонтан». В нашем знакомстве важную роль сыграл Байгали Досымжанов, главный режиссер театра, который предложил Рамазана в качестве партнера. Спектакль прошел великолепно, после чего мы уже больше не расставались и бессменно танцевали в дуэте с ним с 1968 по 1980 год. В 1968 году я вышла за него замуж, а в следующем году родилась наша дочь Юлия. Мы все время, с утра и до вечера, были вместе, но никогда не уставали друг от друга. В наших отношениях всегда все было очень легко и просто, ни разу в жизни мы не поссорились. Вместе шли на работу, вместе приходили домой. Рамазан был чистейший и добрый человек, ласковый, как котенок, про таких говорят, что он не мог мухи обидеть. Он не то что ни разу голос на меня не повысил, я не видела, чтобы он на меня посмотрел недовольным взглядом. Мне его очень не хватает. Но такой же добрый он был со всеми, не мог отказать, кто бы к нему не обратился. И человек он был скромнейший, ни разу не надел значок народного артиста СССР, никогда не кичился этим. Балет был смыслом его жизни, и в работе он никогда не позволял себе что-то облегчить или что-то недоделать, это было исключено. Будучи главным балетмейстером, он страшно страдал, когда приходилось, например, у кого-нибудь урезать зарплату, он даже не мог повысить голос на человека. Единственное, что он требовал, чтобы все всегда приходили на репетиции вовремя и работали с полной отдачей. Рамазан показал всем, как надо танцевать. Никто не раскрывался в танце так, как он, ни до него, ни после.

Приняв участие в двух профессиональных конкурсах артистов балета и заняв на них призовые места, Рамазан вновь получает приглашение работать в балетной труппе Большого театра, организованной исключительно из лауреатов международных конкурсов. В 70-е годы труппа Большого пользовалась просто невероятным, оглушительным успехом по всему миру. Звездам советского балета рукоплескали на театральных помостах Италии, Швейцарии, Австрии, Швеции, Финляндии, США, Индии, Сингапура и многих других стран. Работая одновременно в Большом театре и в ГАТОБ, Рамазан Бапов благодаря своему потрясающему таланту и просто невероятному трудолюбию стремительно взошел на вершину казахстанского балета. В памяти поклонников балетного искусства остались ослепительно яркие образы, созданные великим корифеем балета: Спартак в одноименной постановке А. Хачатуряна и Зигфрид в «Лебедином озере» П. Чайковского, Ромео в «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева и Козы-Корпеш в «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Е. Брусиловского и многие-многие другие. Отличительной особенностью его танца стал удивительный сплав русской школы классического балета и национального казахского искусства, помноженные на искрометный талант, экспрессивность и отточенную танцевальную технику. 16 мая 1979 года ему присвоили высокое звание народного артиста СССР, он стал первым и единственным народным артистом СССР в истории казахстанского балета.

Рамазан Саликович Бапов - великий артист балета и удивительное явление в мире искусства, а для меня - старший брат, - вспоминает заслуженная артистка РК Людмила Ли, художественный руководитель Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева.  И мне посчастливилось: я танцевала в эпоху Бапова, а в некоторых спектаклях - в качестве его партнерши. Обычно я занималась в мужском классе и иногда стояла у станка рядом с Рамазаном. Влияние его блестящего танца немедленно сказалось на молодом поколении казахского балета. Он был не только моим кумиром, но и кумиром всей алма-атинской публики. Рамазан для нас, молодой поросли, был примером академического танца, классической манеры, чистоты формы и особенной выразительности. А для меня он был и наставником, и старшим коллегой. Какое-то время мы очень тепло дружили, у нас была балетно-братская дружба! Что врезалось в мою память, какие впечатления от его танца? Прежде всего, как Рамазан умело прятал механические усилия и напряжение за своим гармоничным, одухотворенным мужским танцем на сцене. Как Мастер в любой партии он всегда был наполненным, содержательным, особенным и исключительно музыкальным артистом. Во всех партиях, от принца до Спартака, был безупречно академичным, в каждой роли он поразительно соответствовал ее стилевым и характерным особенностям. Рамазан имел хорошее чувство юмора, он всегда облекал свои замечания в шутливую, меткую и запоминающуюся форму. Как танцовщик он обладал безукоризненной техникой, хорошими сценическими данными, актерским дарованием. Мне кажется, ему было странным видеть небрежное или выполненное без желания движение. Его частое замечание: «Ну что это такое»?  К сожалению, невозможно передать интонацию - это надо слышать и видеть. Но он умел учить, видел ошибки и точно знал, каким образом их нужно исправить. Своим необыкновенным талантом, преданностью профессии, неизменным достоинством и чувством вкуса на сцене и в балетном зале он поднял планку школы мужского танца в Казахстане на уровень мирового класса.

В 1976 году, когда я была совсем молодой артисткой балета, мы танцевали на сцене Большого театра в Москве балет «Пульчинелла». Постановщик спектакля - балетмейстер Мария Агатова, которая выбрала меня на роль Пимпинеллы, спросила Рамазана: «Вы не будете против станцевать с этой молодой артисткой?» - и подвела меня к нему. Он просто согласился без каких-либо комментариев. И мы начали с ним репетировать. Я так волновалась, все пыталась скрыть свое состояние. Но Рамазан был так внимателен, абсолютно не нервничал, когда что-то не выходило, наоборот, тихо подсказывал, как надо сделать поддержку, обводку или пируэт. Безусловно, все репетиции с ним и выступления на сцене для меня были большой школой во всех отношениях. Конечно, всей душою я благодарна судьбе за столь ценный подарок моей театральной жизни, - сказала Людмила Ли.

В 1988 году Рамазан Бапов с супругой Людмилой Рудаковой на 6 лет уезжают в Турцию, куда Рамазана Саликовича пригласили работать балетмейстером и педагогом в Стамбульский государственный театр оперы и балета, а также в консерваторию, где на кафедре хореографии он вел мужской балетный класс. С 1994 года Рамазан Бапов переезжает в Соединенные Штаты, где преподает в частной балетной школе, а позже открывает уже свою школу - на 140 учеников. Через 20 лет разлуки с отчизной в 2008 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лично приглашает Мастера вернуться на родину и возглавить балетную труппу родного для него Театра оперы и балета им. Абая. В последние годы жизни Рамазан Бапов преподавал в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова на кафедре «Режиссура хореографии».

11 марта 2014 года его жизнь внезапно оборвалась... Рамазана Саликовича не стало. Но его творческая, сценическая жизнь продолжается в многочисленных учениках, которые с честью несут знамя казахстанского балета. Как напутствие для них звучат его слова: «Танец - это великое таинство, которое раскрывается на сцене. И мне очень хочется, чтобы это стало истиной для наших артистов!»

 

Вклад Рамазана Бапова в хореографическое искусство Казахстана дал импульс для творческих поисков не одному поколению артистов балета и долгие годы будет способствовать процветанию школы классического танца, - считает заслуженный деятель РК Ая Калиева, директор Алматинского хореографического училища им. А. Селезнева.  8 декабря в память о Рамазане Бапове на сцене Театра юных артистов балета «Өрлеу» состоится презентация книги о нем «Танец длиною в жизнь» и показ спектакля в стиле неоказахской хореографии «Тұран дала - қыран дала». Вся жизнь Мастера была посвящена его величеству Танцу. Виртуозная классическая техника, совершенное взаимодействие музыки и танца, знаменитый прыжок - полет, артистизм, интеллект, благородство, сценическое обаяние, непостижимое трудолюбие - все эти восторженные эпитеты о прекрасном искусстве Рамазана Саликовича Бапова. Он стал одним из самых знаменитых представителей мужского танца XX века. Именно о таких масштабных личностях, как Рамазан Бапов, мы говорим - это наше народное достояние!

Автор Злобин Павел

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0