367.3 +0.24     419.68 +3.51     5.58 +0.02    
Среда, 21 Ноября 2018 Время:

Неизведанный Казахстан. «Ботай»: истоки степной цивилизации

Создано: 21.02.2018
  • 2642
  • 0

Вы знаете, что на территории Казахстана еще 6000 лет назад существовала таинственная цивилизация, представители которой в совершенстве делали трепанацию черепа? И что именно здесь впервые на планете была одомашнена лошадь? Культура, к которой принадлежала эта цивилизация, в современной археологии известна под названием «ботайской».

Об этих удивительных фактах древней истории нашей земли читателям «Комсомолки» рассказал первооткрыватель ботайской культуры, казахстанский археолог с мировым именем, директор НИИ «Археология и степные цивилизации» КазНУ им. аль Фараби, доктор исторических наук Виктор Зайберт (на фото).

- Виктор Федорович, трепанация черепа 6 тысяч лет назад - это правда?

- За почти 40 лет, а именно столько времени, начиная с 1980 года, ведутся археологические раскопки этой культуры, археологами собрано более 200 тысяч ценнейших артефактов, - поведал Виктор Зайберт.  - Среди них - и знаменитый череп с высверленными отверстиями. В затылочной части головы еще при жизни человека были просверлены два отверстия диаметром 0,6 см. Как сказал мой знакомый нейрохирург, хирургические манипуляции в той части головы смертельно опасны, поскольку там сконцентрированы важнейшие нервные окончания. Но, тем не менее, операция была проведена безупречно. Судя по всему, древние хирурги прекрасно знали анатомию человека и великолепно разбирались в вопросах медицины. С отверстиями в голове человек прожил еще семнадцать лет, причем отверстиям специально не давали зарастать, вставив в них изогнутый клык животного, что причиняло просто адскую боль. Сейчас мы можем только предполагать, кому принадлежал череп: пол определить, к сожалению, антропологи пока не смогли. Изучая череп, антропологи определили, что в нем присутствуют как мужские, так и женские признаки, что характерно для гермафродита. Что интересно, трепанация не была вызвана заболеванием или увечьем, ее сделали специально. Для чего? Мы можем только предполагать. Возможно, как они считали, для «связи с духами» и усиления экстрасенсорных способностей. Или, поскольку на момент операции человеку было 11 12 лет, это был своеобразный ритуал инициализации. Можно определенно сказать, что человек, перенесший эту операцию, скорее всего, был шаманом и его после смерти почитали. Когда он умер, ему на лицо наложили глиняную маску и раскрасили ее красной охрой. В таком виде эта голова использовалась «ботайцами» в культовых обрядах.

- Так кто такие были эти «ботайцы»?

- Древнейшая евразийская культура, существовавшая в 3700 3100 годах до н.э, получила свое имя по названию аула Ботай, сами раскопки расположены у села Никольское на берегу реки Иманбурлук в Акмолинской области. Основные открытия ботайской культуры были сделаны в Северном и Центральном Казахстане, это Северо Казахстанская и Акмолинская области, однако находки, «раскопанные» за тысячи километров от этого места, позволяют сделать вывод, что эта культура простиралась на всю территорию Евразии. В Ботае археологами раскопано и изучено более 100 жилищ, обнаружено много сотен тысяч лошадиных костей и свыше 200 тысяч артефактов. В том числе элементы конской узды и глиняная посуда, на стенках которой остались молекулы кобыльего молока, которые законсервировались на 6 тысяч лет.

Удивительно, но если судить по останкам, найденным в разные годы в поселении Ботай в коллективном и одиночных захоронениях, носителями ботайской культуры были представители различных антропологических типов - протоиндоевропейского, монголоидного, средиземноморского и даже экваториального. Таким образом, в евразийских степях сформировалась особая степная цивилизация, сумевшая выработать комплексное многоотраслевое хозяйство, ядром которого было коневодство. Кроме того, население занималось охотой и рыболовством, были очень развиты и ремесла - обработка кости, дерева, камня. Судя по рисунку на глиняном горшке, изображающем два колеса и стилизованное изображение лошади между ними, можно предположить о существование у «ботайцев» колесного транспорта.

Постепенно «ботайское» население перешло к полуоседлому образу жизни. Впервые в степях люди стали строить капитальные деревянные сооружения с использованием оригинальных архитектурных приемов. Жилые дома строились из дерева, глины, костей лошади, бересты и земляных пластов. Углубленные в землю дома доходили по площади до 120 кв. м и были многоугольными по форме, а очень прочное сводчатое перекрытие держалось без опорных столбов. Это были передовые технологии в домостроительстве. «Ботайцы» за две тысячи лет до эпохи бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Они были искусными мастерами, художниками, ювелирами и медиками. Одна трепанация черепа чего стоит, в условиях того времени это граничит с фантастикой.

Население ботайской культуры впервые выработало календарные циклы скотоводов в степи. Зимой они жили в больших поселениях по 20 30 га, в капитальных жилых домах, а весной часть жителей поселков вместе с лошадьми уходили в открытые степные районы. Временным жильем служили юрты, сделанные из тальника и шкур лошадей. Прообразом для создания первых юрт была обыкновенная плетеная из тальника корзина, которая благодаря своей простой и прочной конструкции дала людям инструмент для лова рыбы или сосуд в виде остова, обмазанного глиной. Кроме того, исследования археологов показали, что именно в степях Казахстана в IV тыс. до н.э. впервые на планете была одомашнена лошадь. Тогда же человек открыл для себя и главный напиток Великой степи - кумыс. Этот момент после нескольких миллионов лет эволюции стал началом степной цивилизации и динамичным ускорителем мирового исторического процесса. Обнаруженные находки внесли значительные коррективы в современную науку, ведь еще совсем недавно считалось, что человек одомашнил лошадь около 4 тыс. лет назад в степях на территории современных России и Украины. Но раскопки в поселении Ботай свидетельствуют, что лошади были одомашнены на две тысячи лет раньше - примерно 6 тысяч лет назад на севере современного Казахстана. Историческое значение этого явления огромно, ведь начиная с IV тыс. до н.э. - времени сложения ботайской культуры ранних коневодов Евразии - и вплоть до индустриальной эпохи XVII XVIII вв. лошадь играла основную роль в эволюции цивилизационных процессов не только в Великой степи, но и в остальной ойкумене Старого Света.

- Как это произошло?

- В IV-III тысячелетиях до н.э. климат степей был более влажным и растительность более богатой. Палео географы и почвоведы установили, что трава достигала 2 м в высоту. В то время на столь обильных пастбищах обитали миллионы лошадей. Естественно, большинство особей были дикими, и чтобы успешно охотиться на них, человеку необходимо было использовать объезженных лошадей. Например, данные американского ученого Дэвида Энтони показывают, что 10% всех изученных зубов «ботайских» лошадей имеют следы от костяных и волосяных удил. Есть и другие археологические доказательства одомашнивания «ботайской» лошади: застежки пут, фрагменты удил. Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап - приручение лошади - относится именно к этому периоду. Со временем люди научились разводить лошадей и контролировать дикие табуны. Это было вторым этапом одомашнивания лошади.

Ранее в советской археологии было широко распространено мнение, что до эпохи бронзы на территории Казахстана обитали бродячие охотники-рыболовы. Сейчас же, после многих лет масштабных системных исследований, мы можем это опровергнуть. Нам стало ясно, что в степях Казахстана и Центральной Азии культурно-исторические процессы происходили очень динамично. И степь как экосистема определила своеобразные самостоятельные закономерности развития материальной и духовной культур населения, начиная с поздне-каменного века и до средневековья. В значительной степени динамизм степных культур определялся становлением раннего коневодства и началом конно-транспортной цивилизационной эры. Именно эти закономерности определили историческую перспективу развития степной цивилизации, ее независимое существование от земледельческих культур Востока в эпоху бронзы и раннего железного века. Исследования позволили снять нарицательный оттенок с термина «кочевник», который часто использовался в мировой литературе как отражение степной культуры - менее значимой по сравнению с земледельческой. Ведь именно степь дала всей древней ойкумене принципиально новую систему коммуникации - лошадь и колесо, что и обусловило дальнейшее развитие человеческой цивилизации. А закончить я хотел бы словами уже упоминавшегося Дэвида Энтони: «Именно на Ботае современная наука найдет ответы на многие вопросы мировой истории».

 

Автор Злобин Павел

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...