327.42 0.00     383.51 0.00     5.29 0.00    
Воскресенье, 27 Мая 2018 Время:

Зарина Алтынбаева - о вечной классике в музыке и одежде

Создано: 14.03.2018
  • 534
  • 0

10 и 11 апреля в Алматы произойдет уникальное соединение моды и искусства - в Театре оперы и балета им. Абая пройдут вечерние показы в рамках Kazakhstan Fashion Week. А в конце апреля на сцене театра будет представлена премьера - опера «Севильский цирюльник».

Эти два события стали поводом для встречи с солисткой театра Зариной Алтынбаевой.

- Зарина, вы - уникальный случай, в оперу вы пришли с эстрады...

- Кстати, это ошибочное мнение, я училась в консерватории и параллельно пела на эстраде. Получилось так, что эстрадная карьера стала стремительно расти, и нужно было выбирать. Тогда я была молода и выбрала эстраду, добилась определенного успеха, выпустила альбом с Ренатом Гайсиным, потом уехала в Англию. Там все таки пришла к тому, что классическая музыка мне ближе, и поступила в университет. Получила степень магистра музыки с отличием и вернулась сюда уже как оперная певица. Я считаю, что тот опыт тоже пригодился.

- В чем же главное различие?

- Мне кажется, струны души задеты как то иначе, это разные уровни, в классической музыке все намного глубже. Ничего подобного я не испытываю, когда слушаю что-то другое, хотя люб лю джаз, поп музыку, рок, мне нравится R’n’B, рэп... Но именно классическая музыка, и особенно музыка барокко, возносит к небесам. Это что-то такое чистое, эфемерное, атмосфера, которая никак иначе не воссоздается.

- А по эстрадной сцене не скучаете?

- Я даже никогда не задумывалась об этом. Надо же?! Абсолютно не скучаю. Я окунаюсь в мир классической музыки, как в огромный океан. Он безбрежен и многогранен. Опера - это тот вид искусства, где я чувствую себя на месте. Честно говоря, я долго сомневалась в своих силах. До конца не верила, что могу исполнять именно оперный репертуар. Помню, однажды, будучи студенткой, поехала в Италию, чтобы прослушаться и найти преподавателя по вокалу. Там мне сказали: «Что вы тут делаете? Нет, вы не сможете петь оперу, забудьте об этом!» В тот момент мир для меня рухнул. Я вышла из класса, слезы хлынули из глаз, я не знала, куда себя деть... Шла по узенькой улочке, набрала маму по телефону и все ей рассказала. В ее голосе не было ни капли разочарования. Она твердо сказала, что не стоит из-за этого расстраиваться, мы найдем другого преподавателя. Мама в меня очень верила и твердила, чтобы я шла вперед. И в какой-то момент я наконец поняла, что выбрала верную стезю и могу со всем справиться.

- Все же ритм жизни разный...

- Зря вы так думаете! Считается, что оперные певцы парят в небесах, а на самом деле здесь работы больше, чем где-либо еще. Готовить партии, работать на спевках, далее - оркестровые репетиции, постановки... Темп бешеный, в котором нужно все успевать или рискуешь выпасть. Все очень приземленно: есть задачи, в том числе технические, которые надо решать и над которыми надо работать. Это сродни спорту, каждый день улучшаешь результаты, если немного расслабляешься, то мышцы «распадаются» и нужно «собирать» себя заново. Мы, как и спортсмены перед соревнованиями, - набираем вокальную форму перед спектаклем. Вот после нового года я немного отдохнула и теперь готовлюсь к новой постановке «Севильского цирюльника» Россини.

- А как это происходит?

- Вначале читка текста в ритме и без ритма, потом подключается концертмейстер. Сейчас мы работаем с замечательным педагогом по итальянскому языку Кармине, который отрабатывает с нами произношение. За время, пока я работала в театре, такая возможность появилась впервые. Директор Аскар Исмаилович Бурибаев всеми силами старается максимально вложить в нас - солистов оперы - как можно больше знаний и мастерства. За это огромное спасибо! Мы с коллегами собираемся и просто читаем текст, чтобы понять, о чем идет речь, где какие ударения ставить, какие эмоциональные нагрузки давать. Причем это старый итальянский начала XIX века, там есть свои нюансы. Все это закладывается по кирпичику, а уж потом вырастает дом! Далее - впевание репертуара. Не только мозг, но и тело должно знать, что ты делаешь, куда ты идешь. Когда подключается режиссер, вокалист должен быть максимально готов к любым задачам, которые он поставит. В современной реалии бывает недостаточно просто выйти на сцену, встать и спеть. Ты можешь переодеваться во время своей арии, лежать на спине, танцевать, бегать и носить подносы или вообще петь в зале. Нужно быть ко всему готовым.

- А сколько времени занимает такая подготовка?

- Можно готовиться и пять лет, можно и три месяца, но результат будет разный. Я просто пела эту оперу на русском языке в старой постановке. Поэтому репертуар достаточно впет. Хотя сейчас я нахожу, что на итальянском она поется значительно легче. Потому что язык сам по себе певческий. Я обожаю итальянский! На французском люблю петь. Что интересно, сейчас у меня нет ни одной партии на русском языке.

- А по темпераменту какие судьбы вам петь интереснее?

- Вообще, мне кажется, любая героиня в опере по своему интересна. Если говорить о любимой, из того, что я успела спеть, мне очень нравится Лейла из оперы «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. Она очень мягкая, нежная, чистая. Но при этом у нее есть стержень внутри и драматизм: в какой-то момент из котенка она превращается в львицу. Трансформация героини происходит прямо на сцене. Это впечатляет! Думаю, драматические перепады есть в любой опере, нужно же показать на протяжении двух с половиной - трех часов все грани характера, развитие персонажа.

- А учиться вы любите?

- Конечно, я как тот чеховский «вечный студент» из «Вишневого сада» тоже постоянно учусь. Сейчас мне часто пишут в Инстаграм с просьбой позаниматься вокалом, поделиться знаниями и опытом. И я начинаю задумываться о преподавательской деятельности. Я понимаю, что это большая ответственность - учить других людей, хочу еще немного разобраться в себе. Но в дальнейшем обязательно хочу поделиться своими знаниями с другими. Традиции должны продолжаться.

- А для вас кто стал таким знаковым преподавателем?

- Моя первая преподавательница в консерватории - Марьямгуль Тулегенова (дочь Бибигуль Ахметовны. - Авт.). Она работала в этом театре, мы часто с ней занимались, она знакомила меня с оперной музыкой, с театром. Я ей за это очень благодарна. Самое интересное то, что сейчас я пою те партии, которые пела она... К сожалению, она рано ушла из жизни, но память о ней я храню, люблю и уважаю.

- Вы любите итальянский, музыку барокко, а как вам сценические костюмы?

- Они часто помогают раскрыться образу на сцене. Помните, как выражался Станиславский, что в любом характере важно найти «зерно»? Так вот, иногда это может быть парик или какая-то тросточка. Ты примеряешь это на себя, и образ начинает оживать. Вообще театр - это большая коллективная работа. Раскрыться образу помогает все то, что придумывают сценографы, художники по костюмам. Я помню, как на постановке «Золушки» нам дали костюмы, и все заиграло, запестрило яркими красками!

- А в обычной жизни вы какую одежду предпочитаете?

- Представляете, недавно купила джинсы! Хотя еще год назад их вообще не носила. Вообще, я люблю современную удобную одежду, но при этом, чтобы она была элегантная, помогала выглядеть так, как я себя чувствую.

На мой взгляд, в жизни одеж да тоже может нам чего-то добавить, как костюм для вхождения в образ...

- Согласна, одежда помогает в этом. Ведь не зря же в моем гардеробе женственные юбки, платья, возможно, они помогают мне настроиться, потому что в опере у меня героини лирические. Но в последнее время в моем гардеробе появились джинсы, «куртка пилота» и очки авиаторы... К чему бы это?

- Все это - стиль милитари, может быть, вам брутальность надо добавить...

- Вот - брутальность! В точку. Я начинаю понимать, что скрывается за этим. Летом прошлого года я потеряла маму. Семья держалась на ней, и когда ее не стало, я осталась за старшую. У меня есть сестра Мадина, которая теперь взяла на себя часть обязанностей. Но, как бы то ни было, жизнь изменилась, и я поменялась вместе с ней. Именно такая одежда помогает собраться, взять себя в руки и отмести в сторону сантименты.

- А икона стиля кто для вас?

- Я обожаю Одри Хепберн! Люблю в ней легкость, непритязательность, стиль и шик! Она красива и элегантна. И внутри сильная.

- А любимый бренд?

- Мне очень нравится Valentino, Chanel. Мне кажется, это такие бренды - вечные.

- Женственные?

- Женственные, но вот в Chanel, на мой взгляд, есть нотка феминизма. И это мне не чуждо. Я перестала гнаться за модой, новыми коллекциями. Сегодня я выбираю то, что близко моей душе, что будет смотреться красиво и органично спустя годы. Чаще всего это классика.

- Что самое главное в опере для вас?

- Конечно, у оперных певцов есть спортивный интерес: взять высокую ноту, каденции интересные добавить. Но, помимо этого, есть что-то еще... Думаю, опера или любое другое действо на сцене - это в какой-то степени эскапизм, некий уход от реальности. Вот это и цепляет, а высокая музыка исцеляет. Бывает, едешь на работу, в голове бытовые проблемы, по дороге еще гаишник остановил... А приходишь в театр, начинаешь петь, и вся эта суета растворяется. Ты «отмываешься» от негатива, злости. Это своего рода терапия. Для меня театр - это таинство, куда человек приходит и внемлет, причем по обе стороны кулис. Оперу проживаешь, чувствуешь всеми клеточками своего тела. Ее не назовешь фоновой музыкой, она полностью тебя поглощает. Лично для меня это возможность прожить новую жизнь.

- И какое ощущение в итоге? Все говорят, что театр дает такую возможность, а что потом с вами происходит? Вы просто просыпаетесь собой на следующее утро?

- Мои героини остаются жить вместе со мной. И, наверное, я уже состою из этих лоскутков, которые потихоньку врастают в мое «я». Главное - не потерять себя! Иногда я позволяю им пококетничать и поиграть вне сцены, не переступая за рамки дозволенного. Но я не боюсь, так как знаю, что мои жизненные принципы - составляют часть меня самой, и это тот ориентир, который помогает мне быть самой собой.

- А для дочери вы хотели бы такую творческую судьбу?

- Я абсолютно не против. Она у меня очень творческая. Я ее обучу тому, что умею, что я уже знаю. А там выбор будет за ней. Она любит оперу, знает мои арии, напевает их все время и у нее шикарный диапазон! Самое главное - чтобы профессия делала ее счастливой!

Кстати

Национальная Неделя моды прет-а-порте сезона «Осень зима» 2018/2019 пройдет в Алматы с 10 по 12 апреля. Показы коллекций казахстанских и зарубежных дизайнеров одежды завершатся ежегодным конкурсом молодых дизайнеров OPEN WAY 13 апреля.

Дина ИДРИСОВА.

Автор _

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...