369.98 -0.05     428.7 +0.21     5.64 +0.03    
Четверг, 18 Октября 2018 Время:

В Казахстане отметили 100-летие ВГИКа

Создано: 30.05.2018
  • 2566
  • 0

В мае в Астане и Алматы отметили грядущее 100 летие Всероссийского государственного института кинематографии им. Герасимова - легендарного ВГИКа. В кинопразднике приняли участия мэтры кино и студенты России и Казахстана.

На Днях ВГИКа в Алматы побывала наш корреспондент, между прочим, выпускница этого вуза...

ВГИК называют старейшей киношколой мира - в сентябре исполнится 100 лет со дня открытия кино института. И недавним визитом в Казахстан вгиковцы открыли юбилейные торжества. Это в первую очередь дань уважения нашей стране, приютившей ВГИК в годы войны. Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев, Трауберг, Волчек, Каплер, Бабочкин и другие великие мастера вели занятия в эвакуированном вузе, где, разумеется, учились и казахстанцы. С тех пор в наше кино и на ТВ пришли десятки специалистов со вгиковским дипломом.

Когда-то его получил и Искандер Тынышпаев, став первым профессиональным оператором казахом. В 1928 году его, 19-летнего студента ВГИКа, по настоянию Турара Рыскулова направили в Алма Ату для организации казахского отделения «Востоккино», на базе которого он принял участие в съемках документальной ленты «Смычка Турксиба», а позже и других фильмов, вошедших в кинолетопись страны.

В годы войны сценарный факультет ВГИКа окончил Кабыш Сиранов - первый профессиональный киновед республики, автор многих книг, включая «Казахское киноискусство» и «Беседы о кино». В 1943 году в мастерскую Сергея Герасимова после тяжелейшего ранения на фронте пришел Мажит Бегалин. Поставленные им фильмы «Это было в Шугле», «Его время придет», «За нами Москва», «Песнь о Маншук» по праву вошли в золотой фонд киноискусства Казахстана. Уже после войны поехал поступать в Москву, в мастерскую великого Александра Довженко, другой фронтовик - Султан Ходжиков. Поэтичность киноязыка педагога отразилась и на творчестве ученика - в самой знаменитой его работе «Кыз Жибек».

Во ВГИКе учился у легендарных режиссеров Ивана Пырьева и Михаила Чиаурели и Абдулла Карсакбаев. Со временем он стал непревзойденным мастером детского кино, сняв на родине знаковые фильмы «Меня зовут Кожа», «Путешествие в детство», «Алпамыс идет в школу». Родоначальником казахской национальной мультипликации был тоже выпускник ВГИКа Амен Хайдаров. Его дебютную ленту «Почему у ласточки хвост рожками» (1967) видели в 48 странах! По стопам мастера в казахскую анимацию пришли новые вгиковцы  Жакен Даненов и Болат Омаров.

Целую плеяду талантливых кинематографистов для Казахстана подготовил ВГИК еще и в спецмастерских. В 1974 году курс Бориса Бабочкина - экранного Чапая - окончили Джамбул Худайбергенов, Димаш Ахимов, Ментай Утепбергенов, Жанна Керимтаева и другие ставшие известными актеры.

Символично, что в этом году алматинские выпускники разных поколений встретились со своими московскими коллегами за круглым столом в Доме Дружбы, чтобы вспомнить свою студенческую пору. Подобные акции были и раньше: Дни ВГИКа в Алматы проводились к 90 летию и 95 летию вуза. И это уже стало доброй традицией, заложенной нынешним ректором ВГИКа Владимиром Малышевым. Кстати, он ведь тоже в определенном смысле казахстанец: среднюю школу Владимир Сергеевич окончил в Семипалатинской области, поэтому всегда охотно приезжает к нам.

Уроки мастеров

К каждому визиту в Казахстан ВГИК готовит большую программу. Важное место в ней занимают встречи ведущих российских кинематографистов и преподавателей со студентами творческих вузов нашей страны. Так, в 2009 году прошел незабываемый мастер класс выдающегося оператора Вадима Юсова, снимавшего фильмы Тарковского, Данелии, Бондарчука и долгие годы возглавлявшего во ВГИКе кафедру операторского мастерства. К слову, одним из учеников Юсова был Александр Плотников, успешно работающий сейчас на «Казахфильме» (кто не знает его работ «Сказ о розовом зайце», «Аманат», «Путь лидера», «Казахское ханство»?). Примечательно: тот урок проходил в аудитории здания бывшего кинотехникума, где во время войны базировался ВГИК, а сейчас находится факультет кино и телевидения университета «Туран».

Мастер классы педагоги ВГИКа в этот раз, как и в прошлом году, дали в Жургеновке. Секреты профессии приоткрыли декан художественного факультета, почетный академик РАХ Валерий Архипов; профессор, член Европейской ассоциации кинооператоров Евгений Корженков; декан факультета «Анимация и мультимедиа» Елена Яременко. А урок по сценическому движению провел профессор ВГИКа Айдар Закиров - актер театра и кино, каскадер, постановщик трюков.

На встречи с известным режиссером Вадимом Абдрашитовым всегда приходит много народу. В детстве он пять лет жил в Алма Ате, куда направили его отца военнослужащего, с тех пор у Вадима Юсуповича здесь много верных друзей. Поэтому каждый свой новый фильм, начиная со «Слова для защиты», Абдрашитов привозил в алматинский Дом кино, где его встречали как родного, а премьеры проходили в битком набитых залах. В тандеме со сценаристом Александром Миндадзе он снял 11 потрясающих картин, среди которых «Парад планет», «Поворот», «Охота на лис», «Остановился поезд», «Слуга», «Время танцора», «Магнитные бури». В них сыграли лучшие актеры российского кино: Борисов, Янковский, Купченко, Гостюхин, Розанова, Гармаш, Хаматова, Аверин. А в фильме «Армавир» одну из заметных ролей режиссер доверил нашему земляку - Жану Байжанбаеву.

Сейчас профессор ВГИКа Абдрашитов преподает режиссуру, его приглашают в жюри различных фестивалей.

Наша Наташа

- Я тоже вгиковка! - напомнила заслуженная артистка России и Казахстана Наталья Аринбасарова. - Училась я в мастерской Тамары Федоровны Макаровой и Сергея Аполлинариевича Герасимова, чье имя носит ВГИК. Их наборы называли по специфическому признаку: например, была «молодогвардейская» мастерская, где почти все студенты курса снимались в фильме Герасимова «Молодая гвардия». Наш прозвали курсом «четырех Наташ», потому что на нем учились еще Белохвостикова, Бондарчук и Гвоздикова, а всего было восемь девочек. Из мальчиков назову Колю Еременко, Талгата Нигматулина, Вадика Спиридонова. Это было необыкновенное время! Мы все стремились к знаниям, были одержимы творчеством: читали, репетировали, ставили отрывки. В этюде я сыграла Настасью Филипповну, и Офелией была, а в дипломном спектакле «Красное и черное» - мадам де Реналь. Герасимов всегда советовал: «Учитесь на классике! И не забывайте задавать вопрос: во имя чего вы творите?»

Во время алматинских съемок фильма «Возвращение в «А» у нас с Натальей Утевлевной состоялся большой откровенный разговор. В тот раз я подарила актрисе ее фото с Чингизом Айтматовым, которое успела сделать перед церемонией закрытия МКФ «Евразия 2007» незадолго до кончины знаменитого писателя. Когда акт риса готовилась выпустить мемуары, в ее архиве не оказалось ни одного снимка с Айтматовым. А ведь прославилась Аринбасарова с выходом фильма по его повести «Первый учитель», где трепетно сыграла Алтынай. В 1966 году на престижном Венецианском МКФ юной дебютантке вручили «Кубок Вольпи» за лучшее исполнение женской роли. С этой высокой наградой после фестиваля режиссер Андрон Кончаловский и актриса самовольно решили заехать на пару дней еще и в Париж, где их никто не встретил. Денег на гостиницу не хватало, и после суток скитания режиссер позвонил в «Совэкспортфильм». Трубку неожиданно взял Сергей Герасимов и радостно воскликнул: «Ребята, читал, читал, поздравляю вас! Давайте приезжайте ко мне, я вам помогу». И они направились к именитому режиссеру.

- Мы приехали в какой-то роскошный отель, Герасимов разрешил принять душ в его номере, покормил нас, я от усталости заснула, а мужчины разговаривали, - с улыбкой вспоминала актриса о давнем приключении во Франции. - Когда мы шли кушать, Анд рон вдруг сказал Герасимову: «Вот - Наташа. Мечтает у вас учиться!» - «Да?! А я как раз буду набирать курс во ВГИКе, приходи, приходи...» Так была решена эта проблема. Но все равно я сдавала все вступительные экзамены - как полагается.

Студенткой Аринбасарова снялась в ряде картин, в их числе - еще одна экранизация повести Чингиза Айтматова «Джамиля» режиссера Ирины Поплавской. И вновь - главная роль. А мастер предложил ученице сыграть в своем фильме «У озера» балерину бурятку. Эту небольшую роль режиссер писал в расчете на Аринбасарову, зная, что она окончила хореографическое училище при Большом театре, где ее и заприметили кинематографисты.

- Как я обязана Казахстану! - подчеркнула актриса на встрече выпускников. - Я обожала балет, поэтому поступила в Алма-Ате в хорео графическое училище. А дядя Саша - так мы называли нашего директора Селезнева - отправил 10 одаренных ребят учиться в Москву! На полное государственное обеспечение, даже одежду и обувь нам выдавали! Помню, пригласила нас к себе в гостиницу «Москва» министр культуры Казахстана Ляйля Галимжанова (у нее тоже был вгиковский диплом: в 1948 году она окончила актерский факультет. - Прим. автора). Встречала нас, неоперившихся еще подростков, с конфетами, интересовалась учебой. Вот так чутко проявляли тогда заботу о кадрах для республики.

Правда, балериной Аринбасарова не стала, более ярко проявив свой актерский талант. Хоть и живет она давно в Москве, но постоянно снимается в казахском кино. Более 20 экранных образов создала Наталья Утевлевна в фильмах разного жанра: «Транссибирский экспресс», «Красавица в трауре», «Слабое сердце», «Молитва Лейлы», «Нежданная любовь». И все же самой выстраданной и любимой из картин актриса называет «Песнь о Маншук» Мажита Бегалина. Стать экранной Маншук Маметовой было и почетно, и ответственно, а потому молодой актрисе многому пришлось учиться: и стрелять из всех видов оружия, и портянки правильно накручивать. Совсем недавно Наталья Аринбасарова приезжала на съемки драмы «АЛЖИР» - о трагических судьбах репрессированных женщин. Готова она и к новым ролям - лишь бы материал был интересный.

Великий кормчий на гребне «казахской новой волны»

Сергей Соловьев в первый же день пребывания в Алматы встретился за ужином с Олжасом Сулейменовым. Им было о чем поговорить и что вспомнить. С Казахстаном титулованный российский режиссер связан крепкими узами с начала 80 х годов.

- Тогда я как раз сделал сценарий по повести замечательного писателя Бориса Ряховского, - уточнил Сергей Александрович в нашей с ним беседе на МКФ «Евразия 2014». - Когда-то Боря учился вместе с Олжасом в Литературном институте в Москве. Приехали мы однажды в Алма-Ату, и Ряховский говорит: «Пойдем, познакомлю тебя с Сулейменовым. По моему, он тоже занимается какими то кинематографическими делами». В то время Олжас Омарович возглавлял республиканское Госкино. Вот так при личных встречах и родилась у нас идея о наборе во ВГИКе спецкурса из Казахстана. Сулейменову было обидно, что огромная студия «Казахфильм» стоит полупустая. Поэтому он первым проявил колоссальную государственную волю для того, чтобы начался новый этап в казахском кино. Вот прошло 30 лет с того набора, и до сих пор мы дружим, общаемся. Я в курсе всех подробностей - жизни своих учеников и всего прочего - будущего, планов. То есть давно уже образовалась, я бы сказал, русско казахская семья. Но тогда, 30 лет назад, для меня лично этот курс был такой же необходимостью, как и для поступивших ребят. Разница в возрасте у нас была незначительной - лет 10-15. Но к тому времени я уже был готов в покойники, увенчанный различными званиями и регалиями. Интересы кончились! Но вдруг появились ребята из Казахстана, и у нас оказалось пруд пруди общих интересов. На встрече выпускников режиссер рассказывал, как на их занятия во ВГИКе сбегались студенты других мастерских - настолько интересными и неординарными они были у соловьевцев. А еще у ребят во время учебы появилась замечательная возможность - пройти практику на картине «Чужая Белая и Рябой», которую Соловьев снимал в Казахстане. Припомнил он и пикантную ситуацию с Дарежаном Омирбаевым. Актерское мастерство на курсе преподавал известный театральный режиссер Анатолий Васильев, с которым студент порой вступал в споры. Один из них - о количестве персонажей, сидящих в лодке в фильме Отара Иоселиани, - закончился переводом Дарежана на киноведческий факультет.

Ныне мэтр казахского кино не в обиде на мастера: все же Соловьев не отчислил его из ВГИКа по настоянию Васильева, дав возможность окончить институт. А в 1991 году Омирбаев громко заявил о себе как режиссер, сняв на «Казахфильме» драму «Кайрат», получившую международное признание. Затем последовали «Кардиограмма», «Киллер», «Студент» - тоже участники многих МКФ. Но и по сей день ученик приходит на мастер классы своего педагога. Был и на встрече выпускников ВГИКа, как и его однокурсники Ардак Амиркулов и Серик Апрымов. Каждый из них тоже блестяще дебютировал в большом кино: один - исторической сагой «Гибель Отрара», другой - остросоциальной драмой «Конечная остановка», где в главной роли, к слову, снялся Сабит Курманбеков. Он учился на художественном факультете ВГИКа, но посещал также все занятия Соловьева. И не напрасно! После участия в двух десятках фильмов как художник в 1999 году Сабит удачно дебютировал в режиссуре. Шестая его картина «Оралман» в прошлом году имела большой успех на мировой фестивальной орбите.

Туда попадали фильмы и других соловьевцев, но самый оглушительный резонанс произвела когда-то «Игла» Рашида Нугманова с Виктором Цоем в главной роли. Это был фильм манифест, ставший точкой отсчета киноявления, названного «казахской новой волной». Работы ее режиссеров в первую очередь отличает зоркий авторский взгляд и профессионализм. «Влюбленная рыбка», «Аксуат», «Разлучница», «Дикий Восток», «Фара», «Прощай, Гульсары!», «Нежданная любовь» - какое разнообразие тем и жанров! Почти все ученики Соловьева сегодня в строю, хотя при наборе спецкурса Сулейменов просил мастера: «Ты выпусти хотя бы трех толковых режиссеров, и я буду век тебе благодарен!» А вышло то гораздо больше...

Будущие звезды экрана и сцены

В программе визита москвичей были два замечательных спектакля актерских курсов. На сцене Театра им. Лермонтова не только казахстанские коллеги, но и рядовые зрители увидели «Евгения Онегина» (мастерская Игоря Ясуловича) и водевиль «Говорящий немой» (мастерская Владимира Меньшова и Веры Алентовой). Вгиковская молодежь показала высокий класс профессионального мастерства, за что сорвала заслуженные аплодисменты публики. Скоро эти ребята получат дипломы, но, по словам их педагога, многие уже снимаются в сериалах.

Кто то из них непременно станет звездой, что можно сказать и про наших ребят, принявших участие в шикарном совместном класс концерте студентов ВГИКа и Академии искусств им. Жургенова. Сначала выступили питомцы Ясуловича: прекрасно пели, танцевали, показали пластические этюды. Потом с яркими номерами вышли ребята разных факультетов Жургеновки: вокалисты, танцоры, актеры. Оригинальной игрой на домбре отличилось мужское трио. А виртуозному исполнению Ауесбая Галымжана вгиковцы аплодировали стоя. И никакой он вовсе не циркач! Парень - их коллега: учится на 4 курсе по специальности «актер театра и кино». Вот такие пошли нынче артисты: умеют не только петь и плясать, но и сложнейшие трюки выделывать!

Галина ЛЕОНОВА.

Фото автора.

Автор _

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...