343.06 +0.57     402.38 +1.53     5.49 -0.02    
Среда, 18 Июля 2018 Время:

Энциклопедия кочевников: возрождение вековых традиций

Создано: 27.06.2018
  • 709
  • 0

В Казахстане вышла в свет энциклопедия кочевой жизни казахов. Итог 22 лет кропотливой работы ученых под руководством видного казахстанского этнографа Нурсана Алимбай - пятитомная энциклопедия, включающая 11 000 статей, более 6000 изображений и фотодокументов из фондов и архивов Казахстана и России.

Подробнее об уникальной энциклопедии «Комсомолке» рассказала ученый секретарь Центрального госмузея РК, кандидат исторических наук Гульмира Орынбаева.

- Авторы исследовали быт казахов, их хозяйственную деятельность и материальную культуру, отношение к природе и народную медицину, а также, конечно, духовную культуру - обычаи, традиции, праздники, религию, фольклор и т.д., - рассказывает Гульмира Орынбаева.  - Причем они исследовали архивные данные по истории, этнографии и лингвистике, касающиеся не только казахов, но и кыргызов, туркмен, узбеков, каракалпаков, башкир, якутов, монголов, турков, русских и других народов. Уместно отметить, что значительная часть статей написана на основе русских источников, так как первейшая заслуга в изучении культуры традиционного казахского общества принадлежит, конечно, дореволюционным русским авторам - ученым, путешественникам, чиновникам. В энциклопедии внушительное количество малоизвестных, а то и вовсе забытых в наши дни понятий. К слову, персоналии в энциклопедии не рассматриваются - казахским историческим личностям будет посвящен отдельный том. Этот фундаментальный научный труд охватывает практически все стороны жизни казахского кочевого общества. В энциклопедии, на сегодня не имеющей аналогов в мировой этнографической науке, сведены воедино, систематизированы и значительно дополнены все имеющиеся знания по этнографии казахов, в итоге она дает полное представление об образе жизни и менталитете кочевников.

Как судили в Великой степи

- Очень подробно затрагивается правовая культура казахского народа - обычное право, суд биев, народный суд, отправление власти и т.д., - продолжает Гульмира Орынбаева.  - По мнению Нурсана Алимбай, слова синонимы «құқы» и «қақы», в современном казахском языке означающие «право», наши предки употребляли в значении «долг», «обязанность». Например: долг перед соседями (көрші қақысы), человеческий долг (кісі қақысы), долг перед бедняком (мүсәпірдің қақысы), долг перед властителем (қазақтың төреде қақысы бар), долг казаха перед казахом (қазақтың қазақта қақысы бар). Эти обязанности имели как этический, так и правовой характер. Неисполнение их влекло не только всеобщее осуждение, проступок мог быть вынесен на рассмотрение суда биев. К примеру, наказать могли за неоказание гостеприимства или неисполнение детьми долга перед родителями... Все эти правила - оказывать помощь соседям и прибегать к их помощи, материально поддерживать обедневших сородичей одноаульцев, беспрекословно подчиняться родовым старейшинам и требованиям родового большинства, оказывать гостеприимство любому незнакомцу путнику и прочие - были продиктованы необходимостью выживать в суровых условиях кочевой жизни, стремлением этноса к самосохранению.

Понятно, казахи в силу кочевого образа жизни не могли применять наказание в виде лишения свободы, как это было распространено у оседлых народов, поэтому большинство правонарушений наказывались штрафом в виде уплаты скотом («Құн/Хун»). Хун выплачивался, например, за убийство и воровство, укрывательство убийцы и вора, за членовредительство и другие преступления. Причем размеры выплат за преступление, совершенное в отношении представителя степной аристократии - хана, султана, торе или кожа, и обычного степняка, различались.

Кроме того, были и дополнительные штрафы в пользу семьи убитого, например, «қызын қызына»: оплата похорон, обеспечение приданого дочерям, выплаты жене или женам умершего... Выражаясь современным языком, это было своеобразное возмещение морального ущерба.

В разделе «Жесір дауы» («Тяжба за вдову») подробно описаны судебные разбирательства, связанные с нарушением норм в брачно-семейных отношениях. В целом, как отмечает Нурсан Алимбай, главной целью брачно-семейных тяжб было сохранение в незыблемости установленных обычным правом и завещанных далекими предками порядков и нравственных ценностей.

С чем в давние времена шли в суд? Например, если невеста уже после уплаты за нее калыма вдруг отказывалась вступать в брак, или жених нарушал брачный договор. Или если невесту обвиняют в отсутствии невинности. Судебные тяжбы устраивались и в случае, если уже засватанную невесту (в том числе, если она преждевременно стала вдовой), замужнюю женщину или вдову мужчина насильно увозил в другой род. На судебный процесс вызывали и женщин, нарушивших традицию «аменгерства»: если после смерти мужа и годичного траура вдова не желает выйти замуж за одного из родственников супруга либо выходит замуж за представителя другого рода.

И за нарушения правил в брачно-семейной сфере также была предусмотрена система штрафов и наказаний - вплоть до смертной казни за насильственный увоз невесты либо замужней женщины, за прелюбодеяние и т.д.

А свадьба пела и плясала

- Особое место в энциклопедии посвящено свадебным обычаям. Известно, что в казахском обществе брачные отношения между потомками общих предков были строго запрещены - создать семью они могли лишь через семь поколений, а так брать в жены можно было только девушку из дальней местности.

Договаривались о браке обычно родители, нередко, когда будущие жених и невеста были еще совсем юными и даже младенцами, но после уплаты калыма за невесту она принадлежала уже роду будущего мужа. Жених, естественно, хотел поближе узнать свою нареченную, для чего совершал в ее аул «ұрын бару» - тайный, или «воровской», приезд. Кстати, у казахской молодежи роль помощниц в организации таких тайных встреч и вообще доверенных лиц в делах сердечных играли снохи («жеңге»). Отсюда произошло слово «жеңгетайлық» - посредничество в отношениях юноши и девушки в период их добрачного общения.

Авторы энциклопедии изучили и описали и другие давно вышедшие из обихода старинные свадебные обычаи, сведения о которых известны благодаря работам Николая Гродекова и Абубакира Диваева. Большинство из них, впрочем, как и у многих народов мира, носят забавный, развлекательный характер.

В их числе, например, игра шутка в отношении преимущественно зятьев «қымыз ұмсындыру» («посулить кумыс»): когда гость уже собирается взять протянутую чашу с кумысом, ее неожиданно отводили назад, оставшийся с вытянутой рукой человек вызывал всеобщий смех и подтрунивания. Еще одно развлечение для увеселения гостей описано в статье - «инемтап» («найди иглу»): одному участнику предлагают спрятать в своей одежде иглу, чтобы второй нашел ее якобы по запаху, последний выходит из юрты, официально - чтобы не видеть, где будет спрятана игла, а на самом деле вымазать свою шапку сажей, чтобы в ходе «поиска» под смех зрителей перепачкать лицо первого игрока простака.

Бесспорно, все эти описанные традиции и обычаи дают представление об особенностях национального характера, менталитета народа.

Секреты правильной кочевки

- Естественно, кочевая жизнь оказала огромное влияние на культуру казахов. Принципы выпаса разных видов скота, его многообразные приемы и способы, тонкости и нюансы - отдельные статьи энциклопедии показывают всю сложность казахского кочевого скотоводства. Так, например, статья «Жайылым/Пастбище» содержит в себе названия и характеристики способов кочеваний, эксплуатации сезонных пастбищ, кочевых путей, сведения о принципах раздельного выпаса, описываются пастбища и пастбищные травы, предназначенные для каждого вида скота, порядок использования пастбищ. А также такие важные вопросы, как собственность на землю, пользование пастбищами, передача их в аренду и правила передвижения через чужое пастбище. Например, описан один из обычаев - «шөп будым/связал траву» - связывание в узел верхушки охапки трав у колодца или у водного источника, что указывало на то, что прилегающая к нему пастбищная территория занята. Другой кочевой аул, увидев такой знак, должен был двигаться дальше и искать другое пастбище. Оставлять подобные знаки было распространенным явлением в кочевой среде.

Интересный факт - использование сезонных пастбищ и кочевых путей породило целую систему знаний в народе: календарных, астрономических, метеорологических, ботанических, медицинских, ветеринарных и др., которые образовали общую технологию организации кочевого животноводческого производства. Кроме того, особенности как хозяйственной жизни, так и социальных отношений в традиционном обществе казахов освещают статьи, характеризующие с этнографической точки зрения социальные слои, такие как «бай/богач», «кедей/бедняк» и т.д.

Я хочу особенно отметить статьи, посвященные кочевому способу хозяйствования, так как они воссоздают подробную, исчерпывающую картину кочевничества, сложную для понимания современным человеком, которому трудно представить весь ход годового хозяйственного цикла у кочевников скотоводов и разобраться во всех особенностях процесса кочевания, - подчеркивает Гульмира Орынбаева.

Автор Злобин Павел

КОММЕНТАРИИ

Всего комментариев: 0

Çàãðóçêà...