Премия Рунета-2020
Донецк
+20°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
19 апреля 2024 16:50

Воспоминания о страшных обстрелах, украинских диверсантах и надежда на мирное будущее: Как живет прифронтовой поселок возле донецкого аэропорта

В пик обстрелов в густонаселенном поселке возле донецкого аэропорта оставалось жить несколько десятков человек
Николай Чумак и Анатолий Левченко - старожилы поселка Застанционный

Николай Чумак и Анатолий Левченко - старожилы поселка Застанционный

Фото: Ольга ГАЛЬСКАЯ

Рядом с разбитым аэропортом Донецка, где еще недавно были сильные обстрелы ВСУ, в поселки потихоньку возвращается мирная жизнь. Жители по мере сил восстанавливают родные дома и хозяйство. Есть свет, тонкой струйкой, но каждый день идет вода. Для сравнения, в других районах Донецка вода идет по графику несколько часов в день.

Полковник Николай Чумак показывает, куда прилетел вражеский «Град»

Полковник Николай Чумак показывает, куда прилетел вражеский «Град»

Фото: Ольга ГАЛЬСКАЯ

Стадо коз почти на передовой

- Наш поселок Застанционный обстреливали боевики с поселка Пески и Авдеевки, - рассказывает местный житель Николай Васильевич Чумак, полковник МВД в отставке. - Были, так сказать, на огневом перекрестке.

Николай Васильевич никуда не выезжал, в его дом несколько раз попадали вражеские снаряды, поэтому живет в пристройке.

- Семью вывез подальше, в центр, - говорит полковник. - Сам в квартире находится не могу, не мое. Побуду немного и говорю жене, мол, поехал я к себе, на передовую.

На стадо коз обращал внимание и первый Глава ДНР Александр Захарченко

На стадо коз обращал внимание и первый Глава ДНР Александр Захарченко

Фото: Ольга ГАЛЬСКАЯ

А спешить полковнику есть куда. Он - владелец местной достопримечательности - стада из 28 коз.

- Раньше у меня было хозяйство больше, - рассказывает Николай Васильевич. - Помимо коз держал кроликов, перепелов. Они сразу погибли, как только начались бои за аэропорт.

Хотел подстрелить вертолет ВСУ

От первых обстрелов у Николая Васильевича погибли и две козочки.

- Их застрелили с вертолета вояки из ВСУ, после первой попытки донецкого ополчения взять аэропорт, - рассказывает полковник. - Когда наши отступали, ВСУ охотились на них с воздуха, вертолеты ракеты выпускали, самолеты наши дома бомбили. Но козы тут причем? Я пошел домой, взял из сейфа ружье и решил, что когда вертолет будет возвращаться, хоть одного ВСУшника я подстрелю. Летели низко, сидели, свесим ноги, я буквально видел их ухмыляющиеся лица. Но вертолет больше надо мной не летал, - рассказывает Николай Васильевич.

Козы Николая Чумака прокормили три семьи

Козы Николая Чумака прокормили три семьи

Фото: Ольга ГАЛЬСКАЯ

Козочки оказались самыми стрессоустойчивыми

В стаде 14 малышей, им всего около месяца, и 14 козочек. Когда рядом были позиции наших защитников, Николай Васильевич приносил им свежее козье молоко.

А однажды он помог нашим бойцам получить… вражеский беспилотник. Выпасая коз, Николай заметил, что траве что-то лежит.

- Большой был беспилотник, четыре двигателя, два поломаны после падения, а два на вид целые были. Я тут же побежал, рассказал солдатам, те вызвали специальное подразделение, которое дронами занимается. Они радовались, как дети прямо! Говорят, спасибо батя, нам теперь премию выпишут, - вспоминает Николай Чумак.

Пасти животных – нелегкая работа, хотя далекие от этого дела люди часто думают, что ничего сложного в этом нет. На самом деле, стоит на минуту отвлечься, и животные побредут, куда глаза глядят.

- Из взрослых в стаде у меня только самки, они более стрессоустойчивы, чем самцы. Но все равно, пугаются шума машин, мотоциклов, проезжающей бронетехники. Убегают от дороги под железнодорожную насыпь, потом долго зову, чтобы пришли обратно, - рассказал Николай.

У каждой козочки есть имя. А всех вместе Николай Васильевич зовет ласково: «Мои девочки».

Именно молоко коз полковника помогло трем семьям во время начала агрессии Украины. Единственный магазин закрылся еще в 2016 году, когда рядом разорвался снаряд.

Дойти за хлебом и водой к близлежащим магазинам за железнодорожным вокзалом было подвигом. Дорога занимает минут 45, но под свистом осколков над головой кажется вечностью.

- Сколько получалось, приносил и в храм молоко, который постоянно обстреливали ВСУ. Никто никого не бросал и не бросает в беде! Тем и живем, - говорит Николай Васильевич.

«Все живы?»

Улица Пятницкого, где живет полковник, относится к поселку Застанционный, 15 участок. Она идет параллельно улицам Стратонавтов и Башкирской. Украинские боевики словно дали преступное обещание не оставить от строений возле Донецкого аэропорта камня на камне. Практически все дома получили повреждения.

Помимо артобстрелов, докучали «кочующие минометы»: это УАЗ или микроавтобус, который перевозит расчет 82-мм миномета, сам миномет и боеприпасы к нему. В нужной точке миномет приводят в готовность, делают несколько выстрелов с малой дистанции и уезжают. Дешевый способ террора мирных жителей.

Кстати, до начала боевых действий дома в этом поселке были довольно дорогими. Ценилось, что рядом аэропорт, ж-д вокзал, центр города. В поселке проживало более 15 тысяч человек. После начала украинской агрессии решили остаться несколько десятков семей.

- На нашей многолюдной улице осталось всего 10 человек, - продолжает полковник, - Как выживали? Просто помогали друг другу.

Самый распространенный вопрос после очередного обстрела - «Все живы?». Бывало, услышит Николай Васильевич сильные обстрелы наших позиций, бегом за велосипед, и к бойцам. Услышит: «Живы мы отец, живы!» и спокойно на душе.

- Александр Захарченко приезжал в поселок практически каждый день. Останавливался и спрашивал: «Как козы, батя?» - рассказывает полковник в отставке. - Помогал жителям со стойматериалами, присылал бойцов подлатать крышу.

Кстати, в этом поселке почти все жители были связаны по работе с аэропортом. И троюродный брат Николая Васильевича — Анатолий Людвигович Левченко тоже. Занимался наземным техобслуживанием самолетов. Он присоединился к нашему разговору. Не часто на этой улице увидишь новые лица.

Отполз на полметра и спасся

Именно Анатолий Людвигович рассказал о ранении брата в октябре 2014 года.

- Николай пас коз, начался обстрел, я побежал в его сторону, а он только и успел крикнуть мне: «Ложись, брат!», - рассказывает Анатолий. – Над нами взрывались реактивные снаряды «Град», сыпались сбитые осколками ветки деревьев. Видел, как осколками накрывало его. Но он отполз на полметра. Ранения получил в ноги, а если бы остался лежать - осколки вошли бы в почки, не выжил бы.

Николай месяц провел в травматологии, за козами ухаживала его жена. Ну а как немного окреп, вновь вернулся в поселок к своим козочкам.

Жители этой улицы не прятались в погреба, у многих их просто нет. Причина этого - высокий уровень грунтовых вод.

А обстреливали поселок очень жестко.

Супруги Левченко

Супруги Левченко

Фото: Ольга ГАЛЬСКАЯ

«Живем милостью Божьей»

Сад и огород у супругов Левченко — просто загляденье. Кругом цветы, все ухожено.

- Очень люблю цветы, - рассказывает жена Николая Мария. - Как бы ни было трудно, а высаживаю и ухаживаю.

Контраст с порядком усиливают пустые дома по соседству и заросшие сорняками огороды.

- Люди разъехались, кто-куда. Некоторые приезжают, навещают дома, а другие бросили и не появляются, - говорит Анатолий Левченко.

Несколько раз снаряды разрывались рядом с его домом. Сколько раз меняли окна, латали крышу, уже и не упомнить. Но судя по новеньким стеклам понятно – меняли часто.

Мария Левченко уделяет много внимания цветам

Мария Левченко уделяет много внимания цветам

Фото: Ольга ГАЛЬСКАЯ

- Живем милостью Божьей, - говорит Мария. - Сейчас, конечно, тише стало, жизнь налаживается.

Сын служит водителем в штурмовой бригаде, а недавно в подразделение ушел и внук.

- Как только исполнилось 18, так и пошел, - говорит Мария. - Просто поставил нас перед фактом, даже диплом не успел получить.

Сейчас жителям Застанционного больше всего докучают вражеские дроны и стихийные свалки.

- Мусор у нас пять месяцев не вывозят. А перестали вывозить после того, как украинский беспилотник мусоровоз разбомбил, водителя тогда сильно ранило. Вот после этого к нам они и не ездят, - жалуется Мария.

Пережив самые страшные годы, семья никуда уезжать из своего дома семья не планирует. И живет, как и все мы, донецкие, надеждой на мирное будущее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Заминированный заяц, «колокольчики» и «лягушки»: Какие смертельные уловки используют ВСУ против жителей ДНР Беспилотники ВСУ ежедневно бомбят жителей ДНР (подробнее)