Казахстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Политика28 октября 2020 3:50

Повторение пройденного

На прошедшей неделе состоялось заседание Национального совета общественного доверия
В начале своего выступления Касым-Жомарт Токаев дал понять, что погоня за этими самыми международными рейтингами не должна становиться самоцелью.

В начале своего выступления Касым-Жомарт Токаев дал понять, что погоня за этими самыми международными рейтингами не должна становиться самоцелью.

Фото: пресс-служба Акорды

Cамого, пожалуй, неординарного и долгожданного органа при президенте страны, появление которого стало для многих первым признаком грядущих перемен.

Многие ожидали, что Касым-Жомарт Токаев захочет рассказать членам НСОД о прошедшем днем ранее дебютном заседании Высшего совета по реформам — еще одного консультативно-совещательного образования, призванного систематизировать и, главное, ускорить реформирование всех сторон нашей жизни сразу — от экономики до судебно-правоохранительной системы. Чтобы, так сказать, заручиться поддержкой общества. Однако вместо этого президент произнес программную речь — что-то среднее между Посланием народу и предвыборным манифестом. Правда сначала глава государства выслушал предложения членов совета, среди которых особо выделялось, пожалуй, одно: о большей представительности женщин в руководстве компаниями с государственным участием.

— Полагаю, что мы должны подумать о поэтапной реализации данной инициативы. Это сделает бизнес-сферу более привлекательной для женщин, повысит позиции Казахстана в специализированных международных рейтингах, — сказал президент.

При этом в начале своего выступления Касым-Жомарт Токаев дал понять, что погоня за этими самыми международными рейтингами не должна становиться самоцелью: «Граждане должны увидеть и ощутить на себе конкретные результаты государственной политики не в какой-то далекой перспективе, а уже в ближайшее время. Надо понимать, что международные рейтинги, при всей их важности, уже не производят впечатления на граждан и не оказывают эффекта на их социальное самочувствие».

После этого было бы логично услышать от главы государства, какие именно конкретные результаты государственной политики он имеет в виду. Однако, по всей видимости, говорить о чем-то конкретном пока рано — после первого заседания ВСР выработаны только направления предстоящих реформ. И президенту не оставалось ничего другого, кроме «повторения пройденного».

Чтобы помнили

Вообще складывалось впечатление, что сверхзадача четвертого заседания Нацсовета — напомнить о самом факте его существования. Да, президент говорил о вещах важных и актуальных, но как бы напоминал сказанное им ранее. При этом обращался не столько к обществу, сколько к обобщенному, «метафизическому» государству. Ни разу не упомянув о предстоящих выборах парламента и маслихатов, Касым-Жомарт Токаев отметил важность продолжения курса на политическую модернизацию, напомнил о введении со следующего года выборности сельских акимов, еще раз подчеркнул необходимость «совершенствования механизмов вовлечения женщин и молодежи в парламент и местные представительные органы».

Пожалуй, наиболее примечательный тезис — упоминание о казахстанских трудовых мигрантах за рубежом. Раньше эта тема была фактически табуирована: априори считалось, что в гастарбайтеры подаются граждане соседних с нами стран, а для Казахстана это не актуально. И вот впервые из президентских уст прозвучало: «Еще одна актуальная тема, рассматриваемая в рамках Национального совета, — это трудовая миграция казахстанцев. Этот вопрос очень актуальный, его нельзя замалчивать, так как ежегодно тысячи наших соотечественников становятся трудовыми мигрантами. Наши граждане работают за границей не только в сферах, где требуется высокая квалификация, многие из них заняты в секторе услуг. Там они готовы браться за работу, которую, возможно, не согласились бы выполнять у себя в стране». Правда, никаких конкретных решений проблемы озвучено не было, президент поручил правительству «изучить этот вопрос». Но уже сам факт обращения к этой теме — не самой выигрышной для престижа государства — говорит о серьезном намерении власти навести порядок на отечественном рынке труда.

В остальном четвертое заседание НСОД каких-либо сенсационных новостей не принесло. Даже широко растиражированный призыв президента воздержаться от пышных торжеств по случаю предстоящего 30-летия независимости был вполне ожидаем.

Проверка слуха

Однако члены НСОД явно не были готовы согласиться с ярлыком «вторичности», который многие комментаторы с самого начала поспешили навесить на этот, как они его ехидно-высокомерно окрестили, «потешный парламент». Некоторые из выступивших на заседании высказывали свои «обидки» почти открытым текстом. К примеру, Максим Споткай предостерег от механического копирования зарубежных нацпроектов. Такие вопросы, по его словам, не следует рассматривать за закрытыми дверями. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы увидеть в словах активного деятеля Ассамблеи народа Казахстана намек на некую «элитарную» закрытость Высшего совета реформ (ВСР), первое заседание которого президент провел накануне.

Что ж, в такой постановке вопроса, возможно, был бы резон, если бы НСОД создавался как некая альтернатива президентскому «штабу реформ». Так сказать, в качестве второго центра принятия решений. Но у Нацсовета изначально не было таких задач. Больше того, его главная функция, по сути, одна — донести до главы страны господствующие в обществе настроения. Фигурально выражаясь, Касым-Жомарт Токаев задумывал НСОД как «слуховой аппарат» для «слышащего государства», а точнее — для «слышащего президента».

Соответствует ли Нацсовет такому предназначению? В ответе на этот вопрос нет единства. Одни считают этот консультативно-совещательный орган необходимым и вполне достаточным для того, чтобы мониторить общественные тренды и предпринимать на этой основе некие упреждающие шаги. Чаще всего в качестве примера удачной реализации этой функции НСОД его сторонники приводят разработку проекта закона о митингах и целого пакета «политических» законов — о митингах, о партиях, о выборах. Правда, определенная часть общества считает, что на выходе получилось нечто далекое от «демократического» идеала. Тем не менее трудно оспаривать доминирующее мнение: не в последнюю очередь именно эти законы во многом позволили избежать деструктива «улицы» в этот непростой для государства и общества так называемый «транзитный» период.

Ландшафт не портит, но разнообразит?

Судя по всему, аналогичной точки зрения придерживается и глава государства. В нынешнем и, особенно, в прошлом году он уделял НСОД максимум возможного внимания — выступал на заседаниях совета, встречался в Акорде с его участниками. А в последнее время члены Нацсовета активно общаются и с министрами — проведено уже 8 таких встреч в онлайн-формате. Правда вопрос о конкретном «выхлопе» от этой «роскоши человеческого общения» остается дискуссионным...

Впрочем, если НСОД в его нынешнем виде необходим президенту, обществу, государству — значит он будет существовать даже после того, как избранный будущей зимой парламент приступит к работе. В конце концов существование такого органа позволит главе государства сказать депутатам: вот мы посоветовались с представителями общества, и я решил. Даже сейчас, после полутора лет президентства дополнительная легитимация и общественная опора Касым-Жомарту Токаеву совсем не помешает.

Но главное, конечно же, в том, что НСОД как-то разнообразит политический ландшафт страны на фоне коронавируса, «отменившего» наметившийся в этом году бум партстроительства. Все мы хорошо помним прошлогодние предвыборные обещания президента — о глубоких политических реформах, развитии партийной конкуренции и даже о готовности перевернуть классическую формулу предшественника, утвердив приоритет политики над экономикой. Однако пандемия с кризисом распорядились иначе...

И вот теперь ковидная волна вроде бы идет на спад, а экономика подает все более явные позитивные сигналы (по крайней мере, в интерпретации правительства). А значит, постепенно возвращаются в повестку дня и политические перемены. Эта тема в разных вариациях звучала и в выступлении президента перед Нацсоветом. Хотя настоящий «расцвет ста цветов», обещанный прошлой весной кандидатом в президенты, действующим главой государства Касым-Жомартом Токаевым, мы, скорее всего, увидим уже к следующей электоральной кампании. Нынешняя, похоже, пройдет по старым лекалам.

Но сам факт того, что президент счел возможным повторить свой прежний тезис о необходимости политической модернизации говорит о главном: Касым-Жомарт Токаев не заинтересован «консервировать» существующую политическую ситуацию. Просто известные события за пределами Казахстана (особенно — у ближайших южных соседей) не позволяют торопиться с «расконсервацией».

Вполне возможно, именно этим объясняется практически полное отсутствие в президентском выступлении перед НСОД свежих программных месседжей. Впрочем, не исключено, что Касым-Жомарт Кемелевич решил выдержать паузу, чтобы не вынуждать своих однопартийцев-нуротановцев повторять «зады» в ходе своей избирательной кампании.

Так или иначе, а вывод напрашивается скорее оптимистический: Казахстан не остановится на полпути политических преобразований. А вот вопрос о том, как долго «попутчиком» государства и его руководителя останется НСОД, — пока остается открытым.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz