Казахстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
Политика2 декабря 2020 3:50

Рулевые игры

Если исходить из того, что главная интрига последних месяцев уходящего года — новогодние выборы в парламент, то интриги, в сущности, никакой и нет
Что касается непотопляемого в тихом омуте нашего парламентаризма флагмана — «Нур Отана», то его предвыборный съезд тоже не обошелся без сюрпризов.

Что касается непотопляемого в тихом омуте нашего парламентаризма флагмана — «Нур Отана», то его предвыборный съезд тоже не обошелся без сюрпризов.

Не считать же таковой резолюцию «исторического» съезда ОСДП, решившего вовсе не участвовать в выборах и даже не наблюдать за ними. Что ж, как говорится, хозяин — барин. У нас и раньше-то «внесистемная оппозиция» существовала разве что за границей, а ее «домашняя» часть давно дискредитировала себя «по самое не могу». Теперь же и вовсе осталась только учрежденная законом «парламентская оппозиция», и предстоящие выборы могут заинтересовать публику разве что как кастинг на «лучшую роль второго плана». Исполнитель главной роли, о котором мы поговорим ниже, был известен задолго до начала электоральной кампании.

Левый марш

Самую серьезную заявку хоть на какое-то соперничество с «главным героем» выборов сделали в Народной партии Казахстана, недавно сбросившей с себя груз «коммунистического прошлого». А новое настоящее этой политической силы — отстаивание интересов уже не только тоскующих по советским временам «старых большевиков», а сразу всего трудового народа. Задача, прямо скажем, почти невыполнимая, но «народовольцы» решились попробовать. И уже одно это вызывает к «старо-новой» партии симпатию и определенное уважение. А целых 125 кандидатов на места в мажилисе — свидетельство того, что за долгие годы, проведенные партией в «красном углу» парламентского ринга, теперь уже экс-коммунисты сформировали довольно внушительную армию сторонников.

Среди их кандидатов — университетская профессура, журналисты, политологи, общественники. Иначе говоря, представители влиятельных в обществе фокус-групп. Это — руководитель аналитической группы «Кипр» Ерлан Смайлов, декан факультета философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби Алия Масалимова, первый проректор Западно-Казахстанского госуниверситета Асет Тасмагамбетов, карагандинский гражданский активист Василий Климаков и другие известные в городах и весях нашей страны люди. Самое же любопытное в том, что среди них немало «молодых да ранних»: самому «маленькому» 25 лет, а средний возраст кандидатов — 46 лет. Это не очень вяжется с расхожим клише о якобы «глубоко возрастном» электорате левых. К слову, средний возраст потенциальных депутатов из списка партии-фаворита избирательной гонки — выше 48 лет.

Что до предвыборной программы «народников», то она вполне себе «красная» — недаром же в народе говорят, что коммунисты бывшими не бывают. Впрочем, стилистика программных документов и выступлений лидеров НПК с уходом из партии ее патриарха Владислава Косарева заметно изменилась — меньше стало идеологических штампов приснопамятных советских времен и больше — конкретики.

Чего же хотят добиться вчерашние коммунисты? Об этом на прошедшем предвыборном съезде они заявили с большевистской прямотой. И произвели, пожалуй, самую громкую на сегодняшний день сенсацию: партия, получившая в 2016 году всего 7 депутатских мандатов, сейчас претендует на парламентское большинство!

— Я считаю, что мы обязательно должны принять участие и победить в грядущих выборах в мажилис парламента и маслихаты. Это позволит Народной партии усилить позиции в системе государственной власти, эффективно продвигать свои инициативы и развивать политику социальной направленности. НПК идет под лозунгом «Народ, земля и справедливость». И нацелена на победу. Это не просто завоевать места в парламенте, а стать парламентским большинством, чтобы уже на уровне формирования бюджета и принятия госпрограмм защищать права и интересы граждан, — заявил лидер НПК Айкын Конуров.

Конечно, у людей, хорошо знакомых со спецификой отечественной политкухни, подобные притязания способны вызвать улыбку. Но, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает... В конце концов сегодняшняя партия власти — тогда просто «Отан» — на первых после своего создания в 1999 году выборах в мажилис получила всего около трети голосов. И продолжила существование, по сути, паразитируя на имени своего лидера. Впрочем, даже сегодня ее знают во многом как «именную» партию Первого Президента. И перспективы ее отдельного от своего отца-основателя существования достаточно туманны...

Так что амбициозная заявка народопартийцев — не просто предвыборная «замануха», а план на будущее. Причем — вполне себе реальный. Конкурировать с «Нур Отаном» прямо сейчас, конечно, проблематично, тем более когда на твоей новой, нераскрученной вывеске еще краска не просохла. Но попытаться откусить более весомый кусок электорального пирога вполне можно. А в дальнейшем — чем черт не шутит! — страна может получить «Нар-парламент» вместо привычного пока «Нур-парламента».

Главное — не переборщить с ребрендингом, дабы не запутать окончательно своего избирателя.

Съезд будущих победителей

Что касается непотопляемого в тихом омуте нашего парламентаризма флагмана — «Нур Отана», то его предвыборный съезд тоже не обошелся без сюрпризов. Одни из них — вроде появления в списке будущих избранников народа Дариги Назарбаевой — многие наблюдатели предсказывали, других не мог предположить никто.

И вот 25 ноября главное партийное действо — съезд под знаковым номером ХХ, вызывающим определенные исторические ассоциации у партийцев старшего поколения, — наконец состоялось. Речь на нем шла, прежде всего, об общенациональной предвыборной программе партии власти, подготовить которую ее лидер Нурсултан Назарбаев давным-давно поручал члену политсовета Аскару Мамину. И вот тут-то случился тот самый — непредполагаемый — сюрприз.

Трудно сказать, кто конкретно создавал эту программу. Но, пожалуй, самой большой неожиданностью стоит признать то, что изложил ее однопартийцам не председатель «Нур Отана» Нурсултан Назарбаев, а член бюро политсовета Касым-Жомарт Токаев. А «начальник» президента по партийной линии ожидаемо выразил поддержку озвученному преемником плану действий. И — опять же ожидаемо — призвал «сплотиться вокруг главы государства».

Это заставило многих наблюдателей заговорить о заметном возрастании роли второго президента в партии Первого и окончательном завершении пресловутого «двоевластия». При этом триумфатор внутрипартийных праймериз Бауыржан Байбек не стал делать громких политических заявлений, ограничившись «конферансом» съезда.

Что же примечательного сказал Касым-Жомарт Токаев на форуме неизменно правящей партии? Предлагая вниманию соратников рассчитанный до 2025 года главный партийный документ, названный «Путь перемен. Достойная жизнь — каждому», президент фактически воспроизвел ключевые положения своего сентябрьского Послания. Он говорил о модернизации экономики, о впечатляющих инвестициях в развитие человеческого капитала, образования и здравоохранения, о строительстве новых многопрофильных больниц, о повышении зарплат медиков и других социальных благах. А на рост социальных выплат и пособий обещал выделить астрономическую сумму в 3 триллиона тенге.

Глава государства размашисто очертил перспективы экономики. Из многих названных им цифр особо впечатляет одна — к 2025 году несырьевой экспорт должен достичь 40 миллиардов, а привлечение прямых иностранных инвестиций — 30 миллиардов долларов. Естественно, не обошел президент и ключевую для страны тему поддержки малого и среднего бизнеса, который через пять лет должен стать источником 35% ВВП и обеспечить работой 4 миллиона наших сограждан. На молодых коллег-соперников из других партий это должно было произвести неизгладимое впечатление. А у тех, кто постарше, вызвало неизбежные воспоминания о партийных форумах недавнего прошлого с их грандиозными планами на очередную пятилетку.

Конечно, «Нур Отан» — партия не простая, а правящая. Причем среди миллиона ее членов — не только Первый и второй президенты, но и правительство во главе с премьером, акимы, депутаты разных уровней. Главным образом, поэтому она может позволить себе то, что и не снилось оппонентам — масштабные задачи и такие же гигантские бюджетные суммы на их реализацию. К слову, цена нуротановской пятилетки — 21 триллион тенге. Много это или мало? Чтобы ответить, достаточно вспомнить: в спасительной на сегодняшний день для страны «копилке» — Национальном фонде — всего 25 с небольшим триллионов. Хочется верить, что президент знает, о чем говорит, заверяя: «У Казахстана есть необходимый запас прочности»...

В авангарде — старая гвардия

Изучение списка кандидатов в мажилис, утвержденного на съезде «партии победителей», лишь усиливает аналогии с КПСС. Здесь можно обнаружить свое «Политбюро», куда входят глава правительства Аскар Мамин, руководитель Администрации президента Ерлан Кошанов, председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов, спикер действующего мажилиса Нурлан Нигматулин, экс-спикер сената Дарига Назарбаева и первый зампред «Нур Отана» Бауыржан Байбек. Не факт, что все перечисленные «видные деятели партии и правительства» получат депутатские мандаты. Но большинство из тех, кто удостоится этой чести, наверняка возглавят нижнюю палату и ее комитеты — за исключением одного, который по новым правилам достанется парламентской оппозиции. Остальные кандидаты, попавшие в заветный список по итогам праймериз — это «члены ЦК», которые в приснопамятные времена «единства партии и народа» поголовно получали в виде приятного бонуса депутатские значки...

Рядом со «старой гвардией» появилось, как и обещал г-н Байбек, много новых лиц, имена большинства из которых мало что говорят широкой публике. Но их социальный статус позволяет продолжить параллели с «прежними временами» — врачи с учителями («рабоче-крестьянская интеллигенция»), капитаны бизнеса («красные директора»), функционеры самого «Нур Отана» («верные ленинцы, актив партии»), наконец, журналисты, политологи и прочие «лидеры мнений» («бойцы идеологического фронта»). Кстати, примечательный нюанс подметил известный «архивариус» казахстанской номенклатуры, политолог Данияр Ашимбаев: многие из тех, кто обозначен в нуротановском списке как «представитель коммерческого сектора», на поверку оказываются не простыми предпринимателями, а бывшими акимами районов и даже вице-акимами областей. А «председатель филиала партии N-ского района» оказывается «по совместительству» действующим акимом этой же территории. Короче, сразу приходит в голову одна из крылатых фраз незабвенного Виктора Черномырдина: «У нас какую партию не создавай — все равно КПСС получается»...

Партия сказала «надо». Ответят ли реформы «есть»?

Уже сейчас очевидно: по итогам январского «волеизлияния» мы получим примерно тот же парламент, что в 2016 году — с возможной заменой одной «партии деловых людей» («Ак жол») на другую («Адал»). Хотя по большому счету эти нюансы мало кому интересны — когда результат уже практически предрешен...

Куда более актуален другой вопрос: насколько намеченный партией победителей и провозглашенный представляющим эту партию президентом «путь перемен» совпадет с пакетом реформ, который готовят (и, надеемся, в ближайшее время предъявят стране) кудесники стратегического планирования из созданного специально для этого могущественного по полномочиям и столь же представительного по списочному составу «генерального штаба» этих перемен — Высшего совета по реформам? И вообще, зачем нужен этот самый ВСР, если партия — снова «наш рулевой», а планы партии опять — планы народа. По крайней мере, на ближайшую пятилетку. Как говорил «дорогой Никита Сергеевич», «цели ясны, задачи определены». Так за работу, товарищи!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz