Казахстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:
Авто2 декабря 2020 4:00

Автогонки по вертикали

Сегодня Китай продолжает подвергаться угрозам и давлению со стороны США
Сергей ГОЛОВЧЕНКО
В Китайской Народной Республике был открыт «Автомобильный завод № 1.

В Китайской Народной Республике был открыт «Автомобильный завод № 1.

Правда, объявленная теперь уже, видимо, бывшим президентом Трампом экономическая война против Китая пока больнее бьет по самим американцам. Ежемесячное положительное сальдо КНР (превышение экспорта над импортом в торговле с США) достигло 22 миллиардов долларов.

По многим группам товаров складывается печальная для США ситуация. Не радует американцев и автомобилестроение.

Родина транспорта

За примером далеко ходить не надо. Внедорожник Envision был разработан в техническом центре «Дженерал Моторс» (Детройт). Но вдруг оказалось, что Envision производят только в КНР. Американские дилеры марки «Бьюик» не могут понять, каким образом в их модельном ряду образовалась маркетинговая «дыра», в которую тут же влезли пронырливые китайцы. Сразу же за компактным американским Encore следует семиместный большой американский Enclave. А среднеразмерного автомобиля с двухлитровым двигателем у продавцов из Детройта почему-то не оказалось. Тем временем на китайском рынке Envision — баловень продаж. Сейчас там ежегодно продают около 300 тысяч таких внедорожников.

На сегодняшний день Buick Envision — первый автомобиль китайского производства, экспорт которого в США абсолютно рентабелен. Раньше у массового американского автомобилиста было самое презрительное мнение о «сверкающих, но очень слабых китайских поделках». Рынок рекламы по-прежнему остается во власти запасных хозяев. Мировые авторейтинги привычно рассказывают об успехах ведущих стран-машиностроителей. Германия выпускает семь миллионов автомобилей в год, Франция — пять. В прошлом году одна только «Дженерал Моторс» продала на территории США свыше трех миллионов новеньких машин... Но есть и другая статистика. Ее старательно обходят молчанием. Ее нарочно не замечают создатели респектабельных рейтингов. Еще бы!.. Ведь Китаю впервые в мировой автомобильной практике удалось достичь фантастической цифры — 23 миллиона машин в год.

А начиналось все еще в далеком 1956 году. В Китайской Народной Республике был открыт «Автомобильный завод № 1. Первый китайский автомобиль «Цзефань» («Освобождение») был копией грузовика «ЗИС-150». Завод в Чанчуне (провинция Гирин) стал близнецом московского Завода имени Сталина, позднее переименованного в ЗИЛ — Завод имени Лихачева.

Вообще-то мало кто знает, что родина всех автоматических мобильных транспортных средств, как ни странно, Китай. В 1672 году талантливый изобретатель и член иезуитской миссии в Пекине Фердинанд Вербист построил первый в мире автомобиль на паровом ходу. Это был презент, забавная игрушка для манчжурского императора. Паровичок был совсем маленьким и не мог взять на борт даже одного пассажира. Но китайцы его запомнили. С тех пор и до сего дня автомобиль по-китайски — «тси че» (телега на пару). Ближайшая техническая аналогия — «хуо че» (огненная телега) — железнодорожный локомотив, паровоз.

Братская помощь

В начале 50-х годов прошлого века участие СССР и КНР в Корейской войне выявило слабую техническую оснащенность союзника. Решено было оказать народному Китаю безвозмездную помощь в виде передачи технологий. Проектный план автозавода в Чанчуне предполагал ежегодный выпуск 30 тысяч китайских ЗИСов. В Москве на Заводе имени Сталина было создано специальное управление АЗ-1 (Автомобильный завод № 1) под руководством инженера Цветкова. В Китай отправились организаторы строительства и производства Кузнецов и Царев. Объем работ был настолько велик, что к проекту привлекли 20 советских предприятий и организаций. Специалисты из Москвы возвели в Чанчуне тепло-электроцентраль, автоматическую телефонную станцию и даже кинофабрику — китайский аналог нашего Мосфильма. В 1958 году Китай начал выпуск своих легковых авто — лимузин для вождей КНР «Хунцы» («Красное знамя») и «Дунфэн» («Ветер с Востока»). Кстати, роскошный зиловский «вождевоз» «Хунцы» выпускался аж до начала 80-х...

Советский Завод № 1 в Чанчуне работает и сегодня. Разумеется, теперь его не узнать. Он превратился в настоящий мировой гигант, но название у него — прежнее. Правда, на английский лад — First Automotive Works (FAW). Советско-китайское сотрудничество было прекращено после 1960 года. Мао Цзэдун отказался от тотальной десталинизации Китая, которую начал навязывать ему Хрущев. Недальновидность Никиты Сергеевича привела не только к передаче Крыма от РСФСР в состав УССР, но и спровоцировала раскол в едином блоке стран социализма. КНР, Албания и Румыния заняли свою особую позицию. В Москве китайцев обозвали «маоистами» и «гегемонистами». В Пекине русским приклеили ярлык «ревизионистов, предавших память великого Сталина». При Брежневе дело доходило даже до вооруженных конфликтов — на пограничном острове Даманский, в Кампучии, на севере Вьетнама. Отношения нормализовались только перед самым распадом СССР.

Догнать и перегнать

С тех пор КНР совершила настоящую революцию в мировом автомобилестроении. Еще в 2008-м, по данным Министерства общественной безопасности КНР, парк транспортных средств превысил 100 миллионов авто. Китайцы убедительно обошли знаменитых японцев. В то время там по дорогам бегало 75 миллионов автомобилей. Больше было только у американцев — около 200 миллионов. В 2020-м (третьем году 13-й пятилетки в КНР) азиатский гигант должен превзойти Америку и увеличить свой автопарк до 250 миллионов единиц техники. И это при том, что покупать автомобиль в личное владение китайцам разрешили только в 2000 году. До этого обзаводиться собственными колесами могли только артели, бригады, предприятия, фирмы и прочие коллективные владельцы.

-

-

Китайский массовый автопром получил свое современное развитие только в середине 80-х годов прошлого века, после подписания 20-летнего контракта на производство в Пекине американского джипа «Чероки». Вскоре немцы из «Фольксваген» наладили в Шанхае выпуск «Сантана». А французы в Гуанчжоу начали делать «Пежо 504». Эти первые совместные предприятия не давали китайцам право заимствовать технологии. Таких бесплатных подарков, которые позволял себе когда-то Советский Союз, Пекину больше никто не делал. Сборка шла из импортных «машинокомплектов», а поставки производственного оборудования жестко ограничивались.

2003 год стал переломным. На внутренний и внешний рынки вышла национальная компания BYD (Build Your Dreams). В переводе с английского «Строим Вашу Мечту». В основе концепции «Би-Уай-Ди» — два принципа: «Собственная разработка и собственный дизайн». К 2004 году производство собственных автомобилей в КНР превысило пять миллионов, а к 2012 году — уже 14 миллионов... Позиции автомобильных компаний КНР укрепились настолько, что они принялись скупать обанкротившиеся мировые бренды...

В 2010 году китайская компания «Джили» купила «Вольво». В 1999 году шведы продали свое национальное достояние американцам концерна «Форд» за шесть с половиной миллиарда долларов. Через 10 лет «Форд» сбыл китайцам «Вольво» за 1,8 миллиарда. То есть продал втрое дешевле, чем купил сам. «Джили» получила не только права на бренд и все производственное оборудование, но и на интеллектуальную собственность «Вольво». В том числе — и на перспективные разработки. В конце 2011 года шведский SAAB остановил конвейер из-за долгов, превышающих два миллиарда долларов. Было объявлено банкротство. Вскоре нашелся покупатель с неназванными именами совладельцев. Лишь позже выяснилось, что 51 процент таинственной компании National Electric Vehicle Sweeden принадлежит китайской корпорации альтернативной энергетики, а 49 процентов — японскому инвестиционному фонду.

Китайский автопром сегодня — это более пяти тысяч заводов. Как и в любом крупном деле неизбежны накладки, а подчас и откровенное жульничество. Некоторые марки, едва появившись, тут же исчезали — Hafei, Tianma, Tianie. Фирмы-выскочки быстро зарабатывали плохую репутацию и тут же забывались, как будто их никогда и не было. И, тем не менее, сегодняшний Китай имеет достаточно ровный ряд известных марок — Geely, Lifan, Great Wall, Chery и многие другие.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz