Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество5 августа 2020 4:00

Семья — ячейка бизнеса

В сложившихся карантинных условиях бизнес, как и другие сферы жизнедеятельности общества, переживает серьезные испытания [газетная статья]
Джамал АЛИМ
Проблема в том, что кроме нас семейному предпринимательству не обучает никто. Фото: passion.ru

Проблема в том, что кроме нас семейному предпринимательству не обучает никто. Фото: passion.ru

Что нужно сделать, чтобы малый и средний бизнес с наименьшими потерями вышел из них, на что предпринимателям следует делать особый упор и какие ценности может нести в себе общее «семейное дело», «Комсомолке» рассказала председатель координационного совета Ассоциации семейного бизнеса Казахстана Яна Исакова.

— Ваша ассоциация активно проводит онлайн-семинары на темы семейного бизнеса. Как это организовано?

— Ассоциация семейного бизнеса Казахстана работает с 2014 года. Обучающие курсы — это одно из направлений, которым мы занимаемся. Мы сделали упор на образовательные программы по семейному бизнесу, потому что нынешний кризис, который возник из-за короновируса, и ситуация, которая затем сложилась для малого и среднего бизнеса в Казахстане, привели к тому, что люди стали задумываться, как сохранить свои деньги, создать стабильную финансовую платформу для семьи и бизнеса.

Яна Исакова.

Яна Исакова.

— Каковы перспективы развития семейного бизнеса в нашей стране?

— Проблема в том, что кроме нас семейному предпринимательству не обучает никто. Я давно занимаюсь бизнесом, и с удивлением обнаружила, что эта тема в нашей стране никоим образом не развивается. Наш курс по управлению семейным бизнесом — единственный в стране. Но чем больше мы будем популяризировать это направление, тем больше у нас будет возможностей для развития семейного предпринимательства.

Хорошо, не будем брать в качестве примера развитые страны, но смотрите, что происходит в соседнем Узбекистане, где семейный бизнес очень хорошо поддерживается государством и практически «вытаскивает» экономику страны. Семьи делают простые вещи, но в совокупности это приводит к ощутимому результату. Это и ремесленники, и небольшие производственные компании. Мы как-то общались с представителями Ассоциации ремесленников Узбекистана и выяснили, что у них в таких компаниях работают до десяти человек. И очень много продукции они выпускают на экспорт. Представляете, какой огромный потенциал! Кстати, экспортное направление в семейном бизнесе — это достаточно сильная статья во всем мире, и пример Узбекистана — лишнее тому подтверждение.

И коль в Казахстане тоже достаточно прочны семейные ценности и узы, то было бы логично осуществлять программы по развитию семейного бизнеса и на государственном уровне. Но этого, к сожалению, нет.

Поэтому мы стали работать в данном направлении, оно нам близко, тем более что в ассоциации существует объединение юридических лиц, которое создали несколько семейных компаний. У нас большие амбиции, и мы хотели бы ввести моду на семейный бизнес в Казахстане, чтобы со временем иметь собственное дело было бы так же почетно, как, например, в Японии. Там в ходу термин «синдром сына идиота», суть которого заключается в том, что закрыть семейную компанию — все равно, что сделать харакири. У японцев в ходу традиция: в случае если наследник хочет или вынужден заниматься другим делом и не может возглавить семейную компанию, то родители усыновляют кого-то из своих сотрудников, чтобы фамильное дело не потерпело крах и продолжала функционировать.

Семейный бизнес, как правило, не создается «на продажу» и имеет стратегию развития минимум на поколение, на 20-30 лет. В мире существуют семейные компании, которым уже по двести лет, и они до сих пор действуют. В Америке и Европе есть компании, в которых работают и готовятся принять бразды правления компаниями уже пятые и шестые поколения. Представляете, какой это огромный бизнес!

Мы, конечно, вряд ли дойдем до такого уровня, как у японцев, но это и необязательно. Нам нужно развивать традиции семейного бизнеса с нашим национальным колоритом. Для этого необходимо рассказывать о конкретных примерах успешного развития семейного бизнеса не только в мегаполисах, но и в регионах. В мире существуют сотни различных вариантов такого бизнеса и консалтинговых компаний, которые помогают ему становиться профессиональнее. Например, грамотно заключать соглашения, выстраивать планы по обучению наследников семейных компаний.

Как показывают опыт и многочисленные международные исследования, семейные компании гораздо более эффективны и живучи в период преодоления различных кризисов. Кстати, в Казахстане ни разу не проводились исследования по теме семейного бизнеса. Но я могу уверенно сказать, что мы в этом плане не отличаемся от другого мира. После кризиса 2008 года многие семейные компании не только сохранили свои позиции, но и укрепили их.

— Какие плюсы помимо всего прочего имеются у семейного бизнеса?

— Сейчас семейный бизнес достаточно популярен в плане выбора идеи и направлений, которыми стоит заниматься. Интерес к семейному предпринимательству заметно вырос, потому что если раньше, до кризиса, считалось, что наемная работа приносит стабильность, обеспечивает соцпакетами и дает прочие преимущества, то сейчас выяснилось, что таких гарантий нет. А семейный бизнес — это сфера, в которой ты сам осуществляешь контроль и предусматриваешь возможные риски. Это партнерский бизнес, и создавая его, ты так или иначе имеешь возможность использовать ресурсы своей семьи, ты не один и рассчитываешь каким образом тебе можно объединиться с кем-то из своих близких. Возможно, у кого-то из семейного окружения есть ресурсы, а ты знаешь, как их использовать более эффективно.

И разве не прекрасно заниматься им в кругу людей, которым полностью доверяешь?! У детей потом не будет желания продать этот бизнес, если правильно и грамотно его выстраивать. Это все входит в идеологию, это долгий процесс, но этим нужно заниматься совершенно точно.

— Насколько повысился интерес к этой сфере у аудитории во время карантина? Есть ли какой-то всплеск в плане создания семейных компаний?

— Особого взрыва интереса нет, к тому же работа на удаленке вносит дополнительные коррективы в процесс обучения и он нуждается в доработках. К сожалению, Казахстан еще нельзя назвать цифровым государством, но многие вещи приходится делать онлайн, и карантин поспособствовал тому, что люди стали больше и чаще работать таким способом. Но сказать, что сейчас стали массово открываться компании — нельзя, потому что для людей актуально не развивать новые направления, а сохранить то, что есть. 90% предпринимателей существуют на ежемесячные выплаты, у них много кредитов, нужно решать повседневные вопросы.

— Поделитесь примерами успешного бизнеса, которым люди начали заниматься во время карантина. Может, он им в этом как-то поспособствовал?

— У меня есть примеры семейных компаний, которые, перейдя в режим онлайн, не только не проиграли, но даже и выиграли. Например, одна цветочная компания, которая открылась в прошлом году, теперь активно развивается в онлайне. До кризиса предпиниматели строили планы по расширению бизнеса, но теперь у них во главу угла ставится вопрос о сохранении доходов с учетом слухов о второй волне короновируса.

Есть пример, когда в первую же неделю карантина люди открыли производство по изготовлению антисептиков и сумели «отбить» деньги буквально за две недели. Сейчас они уже строят цех и продолжают активно работать.

— Каковы главные, на ваш взгляд, нематериальные ценности семейного бизнеса?

— Сейчас, как и в любые кризисные времена, самое тяжелое бремя по выходу из кризиса легло на плечи бизнеса. Очень важно, чтобы у предпринимателей были долгосрочные цели. У казахстанцев должно появиться понимание, что бизнес — это не только деньги, у них должна сформироваться прочная идеология, основанная на долгосрочности и семейных ценностях. Это очень важная составляющая, про которую не то что не говорится, а которой даже в планах нет. Вот что самое печальное.

Сейчас всем непросто. И для того чтобы остаться на плаву, хочу посоветовать людям сделать анализ имеющихся ресурсов и возможностей и открыть простой бизнес, который может приносить стабильные деньги. Нужно подумать, как расширить потенциал семьи и обратить его на благо. Бизнес может стать тем ресурсом, который поможет семье внести стабильность и дополнительные ресурсы в качественную составляющую жизни. Не стоит строить иллюзий и грезить международными корпорациями. Простые и понятные предложения сработают в разы лучше — на основе семейного рецепта приготовления варенья можно попробовать организовать продажи сладкого лакомства на зиму. Умение шить кого-то из членов семьи даст возможность получать регулярные деньги, можно зарабатывать на оказании небольших и простых услуг, выпечка домашнего хлеба и пирожков даст старт семейной пекарне. Никаких серьезных вложений, движение маленькими шагами, только практика и постоянная связь с клиентами. И все получится.

Кстати

Во всем мире семейный бизнес — это мечта любой крепкой семьи, если это дело к тому же приносит людям и удовольствие. Зарубежная статистика свидетельствует о том, что семейное предпринимательство составляет основу экономик большинства европейских стран. Так, в Германии в разряде МСБ семейный бизнес составляет более 70%, в Японии — свыше 90%. Каждая пятая семья в США имеет пусть небольшой, но семейный бизнес.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz