Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество5 августа 2020 4:30

Потерянный рай

В этом сезоне, похоже, Иссык-Куль потерян для массовых отдыхающих из Казахстана. Жаль [газетная статья]
Географическая близость «Киргизского моря» к крупнейшему мегаполису Казахстана издавна воспринималась эдаким подарком судьбы.

Географическая близость «Киргизского моря» к крупнейшему мегаполису Казахстана издавна воспринималась эдаким подарком судьбы.

Фото: Андрей Михайлов

Ведь самые последовательные и верные почитатели иссык-кульского отдыха — именно мы, казахстанцы. И все это объяснимо — как географией, так и историей.

Лето за горами

Географическая близость «Киргизского моря» к крупнейшему мегаполису Казахстана издавна воспринималась эдаким подарком судьбы для обделенных вариантами пляжного отдыха алматинцев. И даже то, что близость эта была лукавой, по карте, а на самом деле, чтобы добраться до золотых песков и голубых вод, нужно было отмахать расстояние большее в 10 раз, не смущало жаждущих.

Первыми, еще во времена Российской Империи, задумались о возможности цивилизованно окучивать культурно-отдыхающих на Иссык-Куле монахи Свято-Духовского монастыря, располагавшегося близ Курментов. Обитель процветала, и неудивительно, что сюда все чаще стали наведываться миряне — из чиновников и военных. Которых привлекали не столько проблемы состояния духа, сколько заботы об оздоровлении греховной плоти. Известно, что позже в монастыре проводили летние месяцы не только взрослые, но и учащиеся верненских гимназий. Приезжие добирались сюда даже из Ташкента и жаждали удобств. И у монахов созрел-таки бизнес-проект по созданию на берегу озера санатория. Однако время внесло свои коррективы — вскоре уже мало кто помышлял о счастливом отдыхе в этих местах.

Время туристического безвременья для чудо-озера закончилось в 50-е годы прошлого века. Тогда Иссык-Куль оказался связанным с прочим Советским Союзом сетью дорог — воздушных, асфальтированных и даже железных. Вот тут-то и появились на его берегах в невиданной доселе массе отдыхающие из-за гор. Не ошибусь, если скажу, что именно алматинцы стали пионерами «иссык-кульских сезонов». По крайней мере в 1950-е — 70-е годы понятие «лето» для жителей столицы Советского Казахстана было неотрывно связано с «Киргизской здравницей». Найти «здесь» кого-нибудь из того времени, ни разу не побывавшего «там», — постараться надо!

Тогда Иссык-Куль оказался связанным с прочим Советским Союзом сетью дорог — воздушных, асфальтированных и даже железных.

Тогда Иссык-Куль оказался связанным с прочим Советским Союзом сетью дорог — воздушных, асфальтированных и даже железных.

Фото: Андрей Михайлов

«Дикое» прошлое

Впрочем, начиналось все довольно «дико», инициатива превращения побережья (особенно северного) в курорт исходила вовсе не из кабинетов чиновников и партократов. Неорганизованные палаточные лагеря в районе Чолпан-Аты и Ананьева каждое лето начали возникать сами собой. А в начале всякого сезона в местные села зачастили «ходоки» от институтов и предприятий Алма-Аты — снимать жилье для своих сотрудников в частном секторе.

Автор в этом отношении самый что ни на есть эталонный алматинец. Впервые родители привезли меня на Иссык-Куль в двухгодовалом возрасте. От того самого первого в жизни путешествия остались лишь смутные ощущения — манящая полоса прибоя, обжигающе холодная вода, горячий песок, аромат абрикосов, деревянная плоть соленого чебачка, крик чаек... А еще — колыбельное чувство Родины, той огромной, детской, неразделенной и щемяще уютной. После той первой поездки Иссык-Куль стал постоянной темой новых воспоминаний. И каждое лето, проведенное на его берегах, приносило с собой все больше и больше ощущений и тем.

Иссык-Куль стал постоянной темой новых воспоминаний.

Иссык-Куль стал постоянной темой новых воспоминаний.

Фото: Андрей Михайлов

Первые отдыхающие обычно стремились в Чолпан-Ату, где их ждал частный сектор, необорудованные пляжи и питание с местного базара (он в те годы был в самом центре села). Но вскоре взошла и засияла звезда Боз-тырей. С Бозтерями связаны наиболее ранние попытки культурного освоения побережья Иссык-Куля, начавшиеся в 60-е годы ХХ столетия. Во времена апофеоза тут появились пансионаты многих союзных ведомств, а строительство здравниц вели организации из многих республик — Казахстана, Узбекистана, РСФСР. Берег застраивался стремительно и... хаотично. Никакого плана организации всесоюзного курорта не было в помине. Каждое ведомство, которому удавалось урвать кусочек побережья, облагораживало его сообразно своим вкусам и финансовым возможностям. Здесь, через забор, соседствовали друг с другом капитальный средмашевский пансионат «Киргизское взморье» и фанерный «Самал», принадлежавший Академии наук КазССР.

Но по большому счету весь участок северного берега между Чолпан-Атой и Бозтырями можно было с полным правом считать «маленьким Казахстаном». Кроме аскетичного академического «Самала» тут располагались студенческие лагеря КазГУ и КазПТИ, здравницы алма-атинских заводов. А еще — многоэтажный корпус турбазы «Казахстан», где отдыхали многочисленные плановые группы, добравшиеся сюда пешим порядком через горы, — для такого типового спортивного подвига в те годы необходимо было только здоровье, подкрепленное желанием.

Отдых «за забором»

Для меня тот Иссык-Куль прочно ассоциируется с академическим «Самалом». В первый раз я попал туда в первый же год существования «санатория». Это было в 1965 году. Вполне счастливые кандидаты и доктора наук (и даже академики!) вместе с семьями по лагерному жили тогда в военных палатках и пользовались весьма элементарным трехразовым питанием в дощатой столовой. Да еще пляжем и лодками. Соседнее «Киргизское взморье» уже тогда обладало инфраструктурой, необходимой для качественно иного отдыха, — от пивного ларька до капитального спального корпуса с бассейном, кинотеатра и собственного катера на подводных крыльях. А вместо диких зарослей облепихи территория благоухала розами и влекла тенистыми аллеями.

Для меня тот Иссык-Куль прочно ассоциируется с академическим «Самалом».

Для меня тот Иссык-Куль прочно ассоциируется с академическим «Самалом».

Фото: Андрей Михайлов

Но эта разница не являла особой зависти «бедных родственников» к тем, живущим «за забором». Напротив, к соседям высоколобые «самаловцы» относились с легкой иронией и незлобливой улыбкой. Из-за высокого бетонного забора, отделяющего от мира обитателей «Взморья», в разговорах между собой их величали не иначе, как «зэками». Забор этот был в те годы единственным на всем побережье.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz