Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Здоровье12 августа 2020 4:30

Госпиталь быстрого реагирования

Пандемия, чувствительно ударившая по нашей стране, со всей очевидностью выявила множество болевых точек в самых разных сферах государственной системы Казахстана
Госпиталь МВД на 230 коек, в котором оказывают стационарные медицинские услуги, включает в себя 6 клинических отделений, отделения анастезии и реанимации.

Госпиталь МВД на 230 коек, в котором оказывают стационарные медицинские услуги, включает в себя 6 клинических отделений, отделения анастезии и реанимации.

И в том числе — в системе здравоохранения. Нехватка мест в инфекционных клиниках, дефицит медикаментов и средств защиты, невозможность оперативно получить квалифицированную помощь стали в какой-то момент повсеместным явлением. Было, к сожалению, немало случаев, когда некоторые частные клиники на пике пандемии приходилось буквально упрашивать, чтобы они переключились на оказание помощи «ковидным» больным.

Но есть и другие примеры. В частности, ведомственные госпиталь и санаторий МВД, входящие в АО «Санаторий Казахстан», с первых дней выдвинулись, как и положено подразделениям силовой структуры, на передовую борьбы с пандемией. Весной этого года, когда Казахстан накрыла первая грозная волна коронавируса, они мгновенно отреагировали на ЧП, приостановили плановый прием больных и отдыхающих — и полностью переключились на «коронавирусных» пациентов.

АО «Санаторий Казахстан» — старейший в республике, широко известный еще со времен Союза ведомственный лечебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя крупный медицинский госпиталь в Алматы, зону отдыха, расположенную на берегу Капшагайского водохранилища, и санаторий в живописных предгорьях Заилийского Алатау. Его основной профиль — профилактика и лечение заболеваний сердечно-сосудистой и неврологической систем, системы органов дыхания и опорно-двигательного аппарата. Среди казахстанцев комплекс пользуется заслуженной репутацией места, где можно качественно «подлатать» пошатнувшееся здоровье, хорошенько подлечиться и отдохнуть.

Оперативное вмешательство

Госпиталь МВД на 230 коек, в котором оказывают стационарные медицинские услуги, включает в себя 6 клинических отделений, отделения анастезии и реанимации, а также собственную лабораторию и диагностическое отделение. С 20 апреля он стал работать как провизорный стационар, принимающий пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию. Если вначале это был стационар на 100 коек, то вскоре их число выросло до 150, а в случае необходимости их количество можно экстренно увеличить и до 200. Более чем за три месяца через госпиталь прошло более 1100 пациентов. Санаторий также с 4 апреля был перепрофилирован в карантинный стационар, куда на две недели стали помещать всех прибывших из-за границы и возможных контактных лиц. А это — без малого полторы тысячи граждан, прилетевших из Таиланда, Турции, ОАЭ, США, России, Индии и других стран, а также сотрудников полиции, имевших контакт с зараженными COVID-19. Всем были предоставлены комфортабельные номера для проживания и 4-разовое питание.

— На сегодня в госпитале размещено 80 больных, а всего с 20 апреля нами было вылечено 509 пациентов, еще 582 переведено в инфекционные клиники, — отметил главный врач госпиталя — врач высшей категории Айвар Кенжебаев. — Но здесь есть один важный момент. Из числа поступающих к нам больных более половины — с COVID-19. В июле вообще был пик больных с коронавирусом, когда их число доходило до 80%. Когда больной с подозрением на коронавирус поступает к нам, то сразу сдает ПЦР-тест. Если диагноз подтверждается, его, по идее, сразу должны перевести в инфекционную клинику. Но во многих случаях пациенты оставались и лечились у нас. И не только из-за того, что в инфекционных клиниках не хватало мест, хотя такое тоже случалось. В инфекционный стационар принимают только тех, у кого на руках есть положительный результат на COVID, но поскольку многие больные до последнего лежат дома и к нам их привозят уже в тяжелом состоянии, мы после подтверждения диагноза вынуждены лечить их у себя, потому что они уже не транспортабельны. Сейчас госпиталь работает в провизорном режиме, но считаю, и это мнение всего коллектива, он должен быть перепрофилирован в инфекционную клинику. По сути, разницы в подходе к лечению с инфекционными клиниками никакой нет, но весьма заметная разница есть в оплате: медики в провизорной клинике получают меньше, а риск заразиться тот же самый. Все-таки, при лечении инфицированных больных медицинские работники, которые ежедневно рискуют своим здоровьем, должны чувствовать материальную поддержку государства. По нашему мнению, логично было бы перепрофилировать на время пандемии санаторий в реабилитационный центр или провизорную клинику, а госпиталь — в инфекционную клинику. Либо дать нам работать в штатном режиме и принимать своих плановых больных и отдыхающих. Сейчас ждем решения от министра здравоохранения.

На сегодня в госпитале размещено 80 больных, а всего с 20 апреля нами было вылечено 509 пациентов, еще 582 переведено в инфекционные клиники.

На сегодня в госпитале размещено 80 больных, а всего с 20 апреля нами было вылечено 509 пациентов, еще 582 переведено в инфекционные клиники.

Лечебная цепочка

В начале июля в Алматы прилетали российские медики, направленные специально, чтобы поделиться своим опытом и наработками в борьбе с коронавирусом. По их рекомендации управление общественного здоровья Алматы поддержало предложение руководства АО «Санаторий Казахстан» направлять пациентов после инфекционного стационара долечиваться и проходить реабилитацию в санатории. Где они будут оставаться в карантинной изоляции и под присмотром квалифицированных специалистов, не рискуя кого-то заразить в домашних условиях или вторично заразиться. Но Минздрав, который должен принять окончательное решение, уже почти месяц тянет со своим вердиктом, и уникальный медицинско-оздоровительный комплекс, полностью готовый к приему пациентов, попросту простаивает. И это при том, что эпидемиологическая ситуация в южной столице продолжает оставаться сложной...

— Эти рекомендации даны ведь не просто так. Россияне этот метод уже апробировали у себя, он доказал свою эффективность. В России такая форма лечения носит название «реабилитационной», когда выздоравливающие больные долечиваются в санаториях и домах отдыха. В нашей системе здравоохранения есть инфекционная, провизорная и карантинная формы, а вот реабилитационной, к сожалению, пока нет, — подчеркнул Айвар Кенжебаев. — Наш санаторий рассчитан одновременно на прием 328 человек. В случае если будет развернут реабилитационный центр, то уже сегодня 250 койко-мест полностью готовы к приему пациентов. Оставшиеся места будут зарезервированы для медперсонала, ведь наши медики работают вахтовым методом и в этот тяжелый период живут здесь же, «на казарменном положении».

В начале июля в Алматы прилетали российские медики, направленные специально, чтобы поделиться своим опытом и наработками в борьбе с коронавирусом.

В начале июля в Алматы прилетали российские медики, направленные специально, чтобы поделиться своим опытом и наработками в борьбе с коронавирусом.

По словам главврача, сегодня госпиталь и санаторий полностью готовы к приему пациентов. Во-первых, больных с тяжелой формой, которых уже пролечили в инфекционных клиниках, где они прошли интенсивную терапию. Обычно, когда подобные пациенты идут на поправку, их зачастую, в силу загруженности инфекционных больниц, вынуждены отправлять долечиваться домой. И это несмотря на то, что они остаются потенциальными источниками заражения и нуждаются в дальнейшем продолжении лечения. В результате переболевшие люди нередко заражают своих родных. Во-вторых — бессимптомных больных, которых сейчас очень много, и которые, как считают специалисты, даже более опасны. Так вот, именно эти две категории и было предложено размещать в санатории «Казахстан». Там есть все оптимальные условия для выздоровления и восстановления: чистейший воздух, соляная шахта, собственный источник минеральной воды, здоровое питание со специальной диетой. При этом важно, что они все время находятся под контролем специалистов. Все это, уверены руководители лечебно-оздоровительного комплекса, будет максимально способствовать тому, чтобы больной вернулся домой полностью здоровым.

Медицинский спецназ

В свое время в лечебно-оздоровительном комплексе «Санаторий Казахстан» был принят принципиально новый подход, когда в рамках одного учреждения обеспечивался весь комплекс лечения — от полной диагностики до лечения и реабилитации в сочетании с амбулаторным, стационарным и санаторно-курортным оздоровлением. Все эти возможности сохранились и сегодня. Как оказалось, в таком виде структура и предложенная методика идеально подходят и для борьбы с коронавирусом, когда больные, пролечившись в госпитале, проходили дальнейшую реабилитацию в санатории. А ведь совсем недавно был (и поныне еще остается, о чем дважды писала наша газета) серьезный риск того, что этот социально значимый и, как показала экстремальная «короновирусная» практика, остро востребованный, по сути, стратегический объект — может в результате махинаций предыдущего руководства перейти в частные руки. А ведь когда-то в стране был определен список стратегических объектов, которые не подлежали приватизации ни при каких обстоятельствах. Санаторий и госпиталь МВД находились в их числе до начала двухтысячных годов, но потом, по какой-то неясной причине их оттуда вычеркнули...

Казалось бы, государству крайне выгодно иметь под рукой такие всегда готовые к приему пациентов медицинские объекты. Ведь, как говорится: «а если завтра война?» Не дай Бог, конечно. Но ту встряску государственному организму, которую устроила стране внезапная пандемия, вполне можно сравнить с войной. Так вот это, если продолжить сравнение, примерно то же самое, что иметь в войсках части постоянной боеготовности. С началом пандемии санаторий и госпиталь МВД сразу же были «мобилизованы» и предоставлены в распоряжение государства — со всеми своими возможностями. Достаточно было только приказа главного санитарного врача и согласования с акционером — опять же государственным органом — Министерством внутренних дел. Договариваться с «частником», как свидетельствует недавний горький опыт, было бы гораздо сложнее...

К сожалению, переживаемая страной ситуация показала, что власть в центре и на местах в какой-то момент растерялась. Отчасти в ее оправдание можно сказать, что подобного опыта противоборства со столь глобальными эпидемиями у нее еще не было, и режим ЧП в стране полноценно вводился в первый раз. Но прошло уже достаточно времени, чтобы проанализировать ситуацию, просчитать шаги наперед и сделать правильные выводы. А ведь именно сейчас многие эксперты прогнозируют, что осенью Казахстан практически гарантированно накроет вторая волна заболеваемости. И во избежание прошлых ошибок стоит начать к ней готовиться, загодя ставить «волнорезы». В том числе и такие — лечебно-оздоровительные.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz