Политика

Депутаты служебного пользования

В минувшую пятницу, выступая перед членами политбюро правящей партии, ее председатель Нурсултан Назарбаев много и правильно говорил о необходимости «честно и прозрачно» провести нуротановские праймериз
Дело в том, что в разгар «перезагрузки и обновления» главной парламентской партии страны «вдруг» выяснилось: вся информация о конкретных суммах, выделяемых из бюджета на зарплаты.

Дело в том, что в разгар «перезагрузки и обновления» главной парламентской партии страны «вдруг» выяснилось: вся информация о конкретных суммах, выделяемых из бюджета на зарплаты.

А теперь представьте: пришли в новый депутатский корпус триумфаторы честного и прозрачного внутрипартийного отбора — молодые, жадные до свершений во благо народное — и тут же попадают в эдакий закрытый «клуб небожителей». Согласитесь, от такого даже у самых совестливых может крышу снести!

Содержание «народных избранников» обнародованию не подлежит

Дело в том, что в разгар «перезагрузки и обновления» главной парламентской партии страны «вдруг» выяснилось: вся информация о конкретных суммах, выделяемых из бюджета на зарплаты, транспортные, жилищно-коммунальные и прочие расходы и привилегии народных (то есть наших с вами) избранников относится к данным, спрятанным под гриф «для служебного пользования» (ДСП), и потому не подлежит (простите за парадоксальную тавтологию!) обнародованию. Об этом прямым текстом оповестило коллег с популярного информационного портала, отвечая на их официальный запрос, родное Министерство финансов. При этом Минфин ссылается на весьма серьезный документ — «Правила отнесения сведений к служебной информации ограниченного пользования и работы с ней». Из раздела «Общие положения» можно узнать, что «к служебной информации ограниченного распространения относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, открытое опубликование которых может нарушить порядок соблюдения административных процедур, связанных с необходимостью обеспечения независимости государственного органа при принятии решения».

Казалось бы, причем здесь парламент? А парламент, как всегда, не причем. Депутаты, судя по их откровениям перед медийщиками, даже не в курсе, что информация об их получке, командировочных и премиальных может как-то повлиять на «обеспечение независимости государственного органа». Они-то прекрасно знают, от чего и от кого действительно зависят... Более того, в этих «правилах» вы вообще ни разу не встретите упоминания о парламенте. Как будто речь не об институте законодательной власти, а о чиновничьем «присутственном месте», каковых в структуре того же правительства десятки, если не сотни.

На откуп клерку

Зато в разделе, регламентирующем отнесение того или иного конкретного документа к ДСП, читаем: «Отнесение сведений к информации ограниченного распространения производится исполнителем и лицом, подписавшим документ, на основании перечня сведений для служебного пользования, разработанного в государственном органе ... Перечень сведений (дополнения и изменения к нему) утверждается приказом руководителя государственного органа».

Выходит, решение — обнародовать или утаить, сколько моих налогоплательщицких денег будут платить человеку, за которого я вроде бы голосовал на выборах и который вроде бы представляет мои кровные интересы во власти — отдано на откуп аппаратному клерку (исполнителю) и его начальству, поставившему утвердительную закорючку? Если верить написанному, то дело обстоит именно так! Больше того, перечень сведений, не предназначенных для глаз и ушей широкой публики, может быть расширен, если эти сведения, «по мнению исполнителя, могут быть использованы в ущерб интересам государственного органа».

А я-то наивно полагал, что в открытом доступе — на официальном сайте парламента — должны висеть данные о расходах каждого депутата за последний год вплоть до коммунальных платежей. Рядом нелишним было бы разместить его декларацию о доходах. Очевидно же, что любой политик, а тем более избранный, должен быть чист, как жена цезаря! А впрочем, в Законодательном собрании, низведенном до «нотариальной конторы» при правительстве, политики практически не водятся. Или не выживают...

Чтоб ты жил на зарплату...депутата

Между тем, если хотя бы бегло просмотреть перечень положенных депутатам по закону преференций, то простому люду мало не покажется. Если коротко, то избранные обеспечиваются полностью обставленным жильем; им компенсируют расходы на долгожданные встречи с избирателями; перестав быть депутатами, они еще три месяца получают зарплату. Которую им, кстати, согласно Конституции, устанавливает президент страны. Короче, на круг получается денежка приличная — хоть и не великая в сравнении с «мировыми державами».

В последний раз нашим заступникам и печальникам повышали жалование в 2017 году — с примерных 700 тысяч тенге до миллиона (опять же, приблизительно). Согласитесь, сущая мелочь, если сравнивать с получкой депутата германского бундестага (более 6 тысяч евро в месяц, или более 3 миллионов тенге), но тоже немало — в 16,5 раза больше нашей минимальной зарплаты (пресловутых 42 500).

Самое интересное в том, что из самого депутатского корпуса практически не слышно недовольства довольствием. Зато постоянно попадаются подвижники. Они готовы мчаться в любой «медвежий угол» на встречу с избирателями, добираясь на перекладных за свой счет. А однажды от одной харизматичной мажилисвумен (ныне уже бывшей) довелось услышать: мол, работаешь, как министр, а зарабатываешь, как министерский начальник департамента. При этом, по словам дамы, практически вся ее зарплата тратится на работу — прием иностранных делегаций, покупку им сувениров и всякое такое...

Какой из этого напрашивается вывод, догадываетесь? Правильно, у нас не парламент, а настоящий союз бессребреников! Они просто горят желанием отдать на благо своего электората не какую-то там умозрительную «последнюю рубашку», а все свои вечерние платья с макинтошами. И напрасно в Минфине перестраховываются, ссылаясь то на закон о доступе к информации, то на какие-то подзаконные «правила». Пусть весь честной народ видит, какие серьезные суммы готов выложить из собственного кармана народный избранник для его... в смысле — народного блага.

Им денег не надо — им партия светит!

А что, могут себе позволить! В нынешнем созыве мажилиса хватает бизнесменов, ради депутатского мандата перепоручивших свои предпринимательские проекты братьям, женам, племянникам. А в новом таких станет еще больше. Не зря же на праймериз главной партии страны уже сейчас конкурс, как в престижный вуз советских времен: тут вам и капитаны регионального бизнеса, и временно выпавшие из номенклатурной обоймы вчерашние министры с акимами...

У меня нет сомнений, что при всем обилии «свежих лиц», жаждущих попасть в партсписок «Нур Отана», настоящими триумфаторами грядущих выборов станут лица сплошь узнаваемые, состоятельные и состоявшиеся, проверенные временем и номенклатурными обстоятельствами... Чтобы не сказать — «примелькавшиеся» и до боли знакомые.

Вряд ли их реинкарнация в депутатских креслах приведет к реальной перезагрузке партии, к чему призывал ее бессменный лидер свое политбюро. Зато в этом случае парламентское большинство можно будет смело переводить на самоокупаемость: вчерашним хозяевам жизни, давно «конвертировавшим» власть в сверхприбыльный бизнес, смешно возмещать за счет государства командировочные или коммунальные расходы. Казенные квартиры в столице им тоже не нужны — за десятилетия на госслужбе уж точно своими обзавелись. Вот вам еще одна статья экономии государственных расходов и бюджетных средств!

А если как следует заняться оптимизацией остальных расходов, то можно получить самый дешевый парламент в мире. В любом смысле этого слова.

А как у них?

На первом месте в мире по уровню зарплат членов парламента находятся австралийцы с месячной зарплатой 16 750 долларов США (более 7 млн тенге), которая превышает среднюю по стране примерно в 5 раз.

На втором месте — нигерийские парламентарии с месячным доходом в 15 700 долларов (более 6,5 млн тенге). Особенно следует отметить этих тружеников законотворчества, так как их заработок больше чем в 100 (!) раз превышает среднюю зарплату обычных жителей Нигерии.

Ну и замыкают тройку самых богатых членов парламента итальянские депутаты и сенаторы, заработная плата которых составляет около 15 160 долларов США (более 6,3 млн тенге).

Что касается стран бывшего Союза, то на Украине с 1 января 2020 года депутатам Верховной Рады и работникам министерств увеличили зарплату от 2 до 5 раз по сравнению с 2019 годом, и теперь она составит более 100 тысяч гривен (более 1,5 млн тенге). При этом минимальная заработная плата в стране также выросла и составляет 3300 гривен (около 50 тысяч тенге).

В России официальная ставка депутата составляет 81 тысячу руб., но надбавки и премии очень сильно увеличивают эту сумму. При среднемесячной зарплате россиянина 35 тысяч руб. зарплата депутатов Госдумы РФ в 2020 году увеличилась до 400 тысяч руб. (более 2 млн тенге).

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz