Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество2 сентября 2020 4:00

Пустите в школу — источник знаний!

Дискуссия о пользе и вреде дистанционного образования в условиях пандемии не выходит из больных голов родителей казахстанских школьников еще с конца прошлого года
Как это часто и бывает в спорных ситуациях, население разделилось на два лагеря.

Как это часто и бывает в спорных ситуациях, население разделилось на два лагеря.

Особенно бурно события развиваются в южной столице.

Как это часто и бывает в спорных ситуациях, население разделилось на два лагеря. Одни руками-ногами голосуют за детское домоседство — мол, трудно, конечно, но главное, здоровье кровиночки в надежных руках. Вторые искренне не понимают, почему чаду нельзя в школу, хотя никто не запрещает ему, например, гулять с родителями по людной барахолке с гораздо большей вероятностью заражения.

В итоге вторые, пытаясь отстоять свою точку зрения, вручили школьникам в руки тематические плакаты и запустили в соцсетях вирусный флешмоб. Требования карантинных пикетчиков просты: «Бекшин, хочу в школу!».

Поскольку волеизъявление получилось адресным, центральный объект родительской критики — главный государственный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин — был вынужден ответить недовольным:

— Да, я понимаю, родители запустили флешмоб, но нужно, чтобы это решали профессионалы, без лишнего давления. Мы были в пяти школах, и там нет заявлений на дежурные группы. Потому что родители понимают, что детей надо оберегать. Ведь потом, в случае заболевания, заботы ничем не окупишь. Начнутся родительские причитания: «Зачем отдал в школу? Сидел бы дома здоровый». Я тоже за то, чтобы дети учились в школах. Но, понимая опасность, нужно пока воздержаться, — заявил главсанврач города и добавил, нечего думать, что несовершеннолетние вне зоны риска. Во-первых, они тоже могут заболеть. Во-вторых, дети зачастую выступают бессимптомными носителями, представляющими опасность в особенности для старшего поколения.

В общем, не пустил дядя Бекшин юных казахстанцев в школу (за редкими исключением в виде дежурных групп). Осталось понять, почему они так в нее рвутся.

Учение-мучение

Казалось бы, время интернет-технологий и быстрой связи. Но не может же война с дистанционкой быть вызвана лишь закоренелым родительским «раньше было лучше»?

— У меня старший сын на инклюзии. У него индивидуальный план обучения. По факту получается, что на дистанционке это никому не нужно, — рассказала «Комсомолке» одна из участниц флешмоба Елена Дзвоник.

По ее словам, знания дочери, учащейся в частной школе, за время карантинной удаленки не пострадали: учреждение, как отмечает мать, «постаралось на пять с плюсом». Чего нельзя сказать о школе государственной.

— У нас в шестом классе только два преподавателя постоянно работали онлайн, остальные — максимум раз в неделю. Математика, царица наук, и вовсе изучалась исключительно через мессенджеры. В этом году новые предметы введут — вообще не представляю, что будет, — сетует Елена.

Немой мир в мониторе

Впрочем, некоторым казахстанцам приходится еще туже. Речь идет о родителях глухих школьников и, конечно, их детях, для которых смазанная картинка в мониторе и отсутствие живого человека рядом — прямой путь к отставанию в учебе.

По словам матери неслышащих детей Тамары Стрельниковой, обычная «докарантинная» методика обучения ее чад настолько специфична, что практически не укладывается в нормы вынужденной «удаленки».

— Основная задача их развития — научиться как следует читать по губам и соотносить это со смысловой нагрузкой слов. В специализированных школах ученики начального звена изучают, грубо говоря, набор слов. Конечно, уроки идут по расписанию, и ту же математику они тоже проходят, но запоминание у них идет гораздо тяжелее, чем у обычных ребят, которые все слышат и с раннего детства научились самые простые слова сопоставлять со смыслом и написанием. В «глухую» школу приходят дети, которым, как правило, очень сложно сопоставить написание самых простых слов с их смыслом и произношением. Они изучают буквы и постепенно учатся понимать слово, «произносить» на жестовом языке, сопоставлять с явлениями и предметами из жизни. Речь невозможно поставить через монитор, потому что процесс строится на ощущении ребенком собственных голосовых связок, положения рта, языка. Специалист должен физически контактировать с учеником, нажимать на язык специальными инструментами, прислонять руку ребенка к горлу для ощущения вибрации. В случае с онлайн-образованием, особенно в начальной школе, на первых этапах работа «слуховика» помножена на ноль, — объясняет Тамара.

Посетовала женщина и на изобилующий громоздкими речевыми конструкциями сурдоперевод для видеоуроков по телевизору, который малышу из начального звена не осилить. И на не раз упомянутую другими родителями низкую скорость интернет-связи, мешающую детям «грызть гранит науки». Вот только в случае с глухим ребенком возникает дополнительная сложность — практически лишенный всех звуков мира, он может опираться лишь на картинку. Которая — спасибо хваленой «мощности» Казнета — частенько зависает.

Если собрать все жалобы больших и маленьких в одно, станет понятно, что с трудностями на пути введения прогрессивной системы сталкиваются абсолютно все. И понятен настрой государства, не желающего провоцировать очередную вспышку заболеваемости. Непонятно только, кто возьмет на себя ответственность за деградацию и без того на ладан дышащей системы образования.

Пока верстался номер

На днях в постановление о карантине в очередной раз были внесены изменения. В частности, разрешена деятельность специализированных образовательных учреждений и «школ контингентом от 5 до 180 человек, с численностью детей в классах до 15 человек». На послабления власти решились ни раньше ни позже — за три дня до 1 сентября.

Между тем

— По требованиям санитарных врачей в условиях карантинных ограничений «грызть гранит науки» необходимо в разных форматах в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе, — в очередной, «контрольный», раз напомнило Министерство образования и науки РК.

По его данным, 2020-2021 учебный год стартовал для 3,3 млн школьников, 466 тыс. студентов колледжей и более 600 тыс. студентов вузов. В первый класс пошел 352 091 ребенок, из них 75% шестилеток. Еще 11 тыс. первоклашек шесть лет исполнится до конца календарного года.

Всего в начальном звене обучаются более миллиона детей, 60% из которых по желанию родителей или законных представителей устроены в дежурные группы.

МОН информирует, что дежурные группы на данный момент функционируют для 1-4-х классов и только при строгом соблюдении санитарных требований. В одном классе должно быть не более 15 учеников.

— В стране функционирует более 7 тыс. школ, из которых почти 3 тыс. будут обучать учащихся 1-11-х классов в традиционном формате. В основном это отдаленные малокомплектные школы, в каждой из которых учатся не более 180 детей. Положительное решение было принято санитарными врачами регионов, — отмечается в сообщении ведомства.

При этом около 2,6 млн школьников начали учебу в дистанционном формате при помощи отечественных образовательным платформ, выбранных школами самостоятельно. Получать новые знания, помимо основного образовательного процесса, можно посредством просмотра телеуроков на республиканских каналах. Ожидается, что телепросвещение станет подспорьем для учителей, которые смогут использовать его в качестве дополнительных материалов.

— В этом году завершился полный переход к обновленному содержанию образования. Сегодня по всей стране местные исполнительные органы приняли в эксплуатацию 32 школы, до конца года будет сдано еще 77 организаций образования. Местными исполнительными органами для организации дистанционного обучения школьникам временно выданы компьютеры и роутеры, — отчитались в министерстве.

Сообщается также, что в новом учебном году отечественные школы пополнились 10 258 молодыми специалистами.

Ранее представители образовательного ведомства предупреждали о дистанционном формате проведения школьных линеек, знаменующих начало учебного года. «Поприсутствовать» на празднике знаний можно было через, цитата: «доступные устройства и средства связи», видимо, подразумевающие интернет, мессенджеры и гаджеты. Также предлагалось и учиться. До опубликования измененного постановления о карантине рассчитывать на послабления и очное обучение могли лишь сельские школы «с благоприятным санитарно-эпидемиологическим фоном».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz