Казахстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество9 сентября 2020 4:20

Дипломатическая игра на деньги?

Отечественные дипломаты решили не отставать от развитых государств и создать в скором времени агентство по оказанию помощи развивающимся странам — KazAID
Данная структура планирует помогать в первую очередь странам Центральной Азии.

Данная структура планирует помогать в первую очередь странам Центральной Азии.

Данная структура планирует помогать в первую очередь странам Центральной Азии, при этом речь пока идет о проектах в рамках трехсторонних отношений. Надо отметить, что казахстанцам данная идея, мягко говоря, пришлась не по душе. Поэтому «Комсомолка» решила разобраться во всех тонкостях нового проекта казахстанского МИДа.

История вопроса

По поводу создания самого KazAID стоит отметить, что данная инициатива не нова. Она давно вынашивалась в кулуарах внешнеполитического ведомства. Так, о планах создания агентства говорил еще в ноябре 2012 года министр иностранных дел Ерлан Идрисов на 39-м заседании глав внешнеполитических ведомств Организации исламского сотрудничества в Джибути.

Через полгода, в апреле 2013-го Указом главы государства была принята «Концепция РК в сфере официальной помощи развитию», которой определялись основные цели и задачи оказания внешнеей помощи, а также отмечалось, что «с учетом международного опыта при необходимости будет создана подведомственная МИД РК специализированная организация с рабочим названием Казахстанское агентство по оказанию помощи развитию и технического содействия KAZAID. Более активная работа в этом направлении началась с 2014 года совместно с ПРООН.

В 2017 году, тогда еще депутат мажилиса, а ныне спикер сената Маулен Ашимбаев отмечал: «Нужно иметь в виду, что официальная помощь развитию — это не благотворительность, это не одноразовая помощь другим странам, а это гибкий инструмент внешней политики для достижения конкретных внешнеполитических задач. Многие страны ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) проводят такую политику. Поэтому официальной помощью развитию необходимо заниматься осмысленно, продуманно и четко привязывать к приоритетам внешней политики».

Помощь за процент

Агентство по оказанию помощи развивающимся странам создается в качестве оператора в сфере официальной помощи развитию (ОПР).

— За последние 20 с лишним лет Казахстан выделил более 500 миллионов долларов на цели, схожие с ОПР, — сообщил недавно заместитель министра иностранных дел Ержан Ашикбаев. — Теперь эту помощь необходимо систематизировать.

Как сообщили в Министерстве иностранных дел Казахстана, размер уставного капитала агентства составляет 138 миллионов тенге, то есть более ста миллионов тенге будут выделены из бюджета на создание данной структуры.

Пока у Казахстана своих проектов нет, речь идет только о трехстороннем партнерстве. На первом этапе планируется брать 7% комиссионных за услуги, которые будет оказывать некоммерческое акционерное общество. В последующем этот процент может вырастить до 15. При этом посол по особым поручениям МИД Рапиль Жошыбаев отметил, что акционерное общество — некоммерческое и не ставит своей целью получние прибыли.

Как отметил Рапиль Жошыбаев, данное агентство должно заработать в ближайшее время.

— Для начала мы будем привлекать 15 специалистов. Это в основном те, кто работает в Министерстве иностранных дел, имеет языковую подготовку и опыт работы с международными организациями, — сказал Рапиль Жошыбаев.

В дальнейшем штат, по его словам, могут расширить до 25 человек. Зарплата сотрудников предусматривается в рамках уставного капитала.

— По фонду оплаты труда — мы выйдем после публичного обсуждения на республиканскую бюджетную комиссию. В принципе зарплаты будут сопоставимы с теми заработными платами, которые есть в системе государственного управления, — заявил Ержан Ашикбаев.

Сообразить на троих

Как уже было заявлено, сейчас у Казахстана собственных проектов нет, поэтому работа на первом этапе будет в рамках трехсторонних договоренностей. В первую очередь республика намерена помогать государствам в Центральной Азии.

— Мы начинаем работу с трехсторонних отношений, в которых казахстанская сторона выступает исполнителем. А финансирование идет от третьей стороны. Бенефициаром является одна из стран Центральной Азии. По мере готовности проектов мы и планируем запустить KazAID, — сказал Ержан Ашикбаев. — Изучался зарубежный опыт, мы привлекаем в качестве партнеров международные агентства развития, которые специализируются на этом, в том числе из системы ООН. У нас собственных, чистых казахстанских проектов на первоначальном этапе функционирования агентства нет. Пока мы не отработаем все аспекты взаимодействия, свои проекты запускать не планируем. Речь о проектах других государств. Там сумма — на усмотрение донора.

Сейчас в планах создаваемого агентства несколько проектов социального характера.

— В основном это работа с нашими партнерами и с теми странами, где есть наша диаспора и распространение нашего языка. Подготовка студентов, образование, в том числе и медицинское. Из бюджета для крупных проектов, кроме зарплаты, мы ничего просить не будем. Это в интересах любого государства, чем-то мы зарплату работникам должны платить. Были вопросы, что хотят сразу миллионы выделить для развивающихся стран. Этого нет. Мы говорим, что будет департамент, наблюдающий, кому мы помогаем и сколько, — сказал Рапиль Жошыбаев.

Внешнеполитический «хозрасчет»

С момента независимости стран Центральной Азии, международные доноры расширяли свое участие в регионе путем предоставления ОПР. С 1991 по 2018 год общий объем ОПР в регион достиг около 25 миллиардов долларов США. Однако показатель распределения помощи варьируется в зависимости от страны.

Такой вывод можно сделать, исходя из базы данных QWIDS-OECD, которая используется для определения данных по ОПР. Она содержит информацию, предоставляемую официальными агентствами членов Комитета содействия развитию (КСР), многосторонними учреждениями, а также странами, не являющиеся членами КСР.

В настоящий момент в КСР входит 30 стран-членов, а также 20 стран частичного участия.

Если сложить всю помощь, которую получил Казахстан за 37 лет, то получается внушительная сумма — около 4,2 миллиарда долларов США, или более 113 миллионов долларов в год. При этом надо отметить, что Казахстан из лидера по объемам получения помощи (в 2008 году было получено 338 миллионов долларов США) превратился практически в аутсайдера. За 2018 год наша страна получила всего 76 миллионов долларов (меньше только в Туркменистане — 18 миллионов), тогда как Таджикистан — 398 миллионов, Кыргызстан — 414 миллионов, а Узбекистан — 556 миллионов!

Теперь можно подсчитать, что если бы практически вся эта помощь (Туркменистан можно исключить) шла через KazAID, то бюджет этого акционерного общества составил бы по окончании 2018 года более 100 миллионов долларов США, или около 4 миллиардов тенге. Сумма внушительная, поскольку весь бюджет Казахстана в тот период не превышал 10 триллионов тенге. Но сама по себе идея самоокупаемости должна стать примером для ряда министерств и госкомпаний.

Но это, как говорится, «гладко было на бумаге». В реальной жизни пока в активе KazAID ноль, а в госбюджете появилась очередная строка расходов с восемью нулями. К тому же один из вопросов, которым задаются независимые эксперты: почему бы инвесторам не работать напрямую со странами Центрально-Азиатского региона, которые нуждаются в помощи. Для чего вообще трехсторонние соглашения и дополнительные затраты на упомянутые комиссионные? На что есть ответ: кто-то должен курировать. Например, тот, кто обладает непререкаемым авторитетом в регионе и мире и хорошо знает специфику соседей. При этом создатели агентства уверены, что официальная помощь развитию не является благотворительностью. По их мнению, оказание помощи странам за счет средств крупных доноров будет являться реинвестированием в нашу экономику. Поскольку в реализацию проектов будут привлекаться казахстанские специалисты, техника, оборудование и пр. Это, в свою очередь, позволит создать новые рабочие места и будет содействовать развитию отечественного бизнеса.

В то же время, исходя из опубликованных комментариев на сайте, где проходило публичное обсуждение, практически все, кто проголосовал, были против создания данной организации. Основной довод — лучше тратить деньги на решение внутренних проблем. То есть для создания организации, подобной USAID, сейчас не готово ни государство, ни тем более общество. Поэтому существует вероятность, что вместо полноценного игрока на международной арене действия KazAID будут напоминать в лучшем случае посредника, который берет деньги за мониторинг, а в худшем — спекулянта, который будет навариваться на тех странах, которым необходима помощь.

А как у них?

В мире существует множество агентств, по роду своей деятельности схожих с обозначенным KazAID. Так, в США с 1961 года плодотворно работает Агентство США по международному развитию (USAID), а в Турции в 1992 году было создано Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA). Правда обе эти организации хоть и созданы с той же целью, что и детище отечественных дипломатов, но вот подходы, а главное, способы финансирования у них разные.

Так, в соответствии с уставом, основные направления работы USAID включают в себя поддержку торговли, сельского хозяйства, экономического роста, здравоохранения, экстренную гуманитарную помощь, содействие в предотвращении конфликтов и поддержку демократии в развивающихся странах мира. При этом USAID имеет свои представительства в большинстве стран мира, а на финансирование программ этой организации ежегодно выделяется около 1% федерального бюджета США (в 2019 г. — около 40 млрд. долларов США).

Миссия Турецкого агентства во многом схожа с USAID (за исключением поддержки демократии), но с упором на тюркскую общину по всему миру. Правда, со временем TIKA расширила границы своей деятельности. Кроме Центральной Азии, были включены Африка и Латинская Америка. С 2000 года по 2010 год помощь в целях развития, предоставленная Турцией, достигла 1,273 млрд долларов США. По состоянию на 2015 год TIKA имеет офисы по координации программ в 42 странах.

В целом можно согласиться с аналитиками, которые заявляют, что подобные организации, несмотря на то, что созданы для помощи зарубежным странам, прежде всего являются инструментом продвижения внешней политики своих стран. Как наше агентство сможет проводить свою политику, получая деньги из-за рубежа, пока неизвестно.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz