Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Общество23 сентября 2020 4:10

И прошлое покроется асфальтом, накроется бетонною плитой?

«Утрата культурного и духовного наследия народа Республики Казахстан является одной из основных угроз национальной безопасности»
Для большинства алматинцев Парк им. 28 гвардейцев-панфиловцев воплощает святую память о покрывших себя неувядаемой славой воинах панфиловской дивизии и в целом — обо всех казахстанцах, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Для большинства алматинцев Парк им. 28 гвардейцев-панфиловцев воплощает святую память о покрывших себя неувядаемой славой воинах панфиловской дивизии и в целом — обо всех казахстанцах, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Именно эти слова из принятого в 2012 г. Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан» уместно напомнить, глядя на то, что происходит сегодня с одним из главных символов Алматы — Парком имени 28 гвардейцев-панфиловцев.

Яркое воспоминание моего детства — я вместе с родителями в выходные гуляю в Парке им. 28 панфиловцев. В памяти остались его спокойная душевная атмосфера, прыгающие по деревьям белки, вселяющая чувство гордости величавая громада Монумента славы, Вечный огонь и сияющие в любую погоду купола Вознесенского собора. Сейчас, в силу занятости, я бываю в парке все реже. И тем неприятнее был удивлен, когда недавно решил прогуляться по любимому парку моего детства. Перекопанный вдоль и поперек, он напоминал собой огромную стройплощадку. Часть живого, естественно-зеленого, исторически сложившегося пространства парка закатана в асфальт, «умертвлена» пресловутой плиткой. Засыпанные землей дорожки кое-где превратились в грязевое болото, по которому приходится прыгать, проявляя чудеса эквилибристики, чтобы не испачкать обувь. По оставшимся целыми дорожкам на огромной скорости носится прогулочная карета. Возница заставляет тощую изможденную лошадь мчаться изо всех ее лошадиных сил. Люди едва успевают отпрыгивать в разные стороны, а бедные старики, идущие в церковь, не рискуя двигаться по пешеходной дорожке, месят грязь на обочине тротуара. А ведь еще в XIX в. на территории парка езда на лошадях была категорически запрещена, но в ХХI столетии, в «век глобальной цифровизации», как видно, можно все...

Балаган у сакрального места

Площадь рядом с Вознесенским собором — это вообще отдельная тема. Небольшое пространство вблизи величественного храма буквально покрыто живым ковром из голубей и невообразимо загажено голубиным пометом, перьями и пухом, который лежит кучками, напоминая тополиный пух или первый снежок. Маленькие дети тут же кормят назойливых птиц с рук, поощряемые родителями, которые, судя по всему, и не догадываются, что голуби разносчики целого ряда опасных инфекций и у детей есть прекрасная возможность заразиться орнитозом или еще какой заразой. Городской санэпидемстанции это тоже, судя по всему, неинтересно. Корм для голубей, кстати, можно купить тут же, вместе со сладкой ватой на палочке или шоколадкой. Здесь это налаженный бизнес. Маски, естественно, никто не носит, хотя карантинный режим еще никто не отменял.

Небольшое пространство вблизи величественного храма буквально покрыто живым ковром из голубей и невообразимо загажено голубиным пометом, перьями и пухом.

Небольшое пространство вблизи величественного храма буквально покрыто живым ковром из голубей и невообразимо загажено голубиным пометом, перьями и пухом.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Оглушающий шум, мини-карусели и детские электромобили, лотки со всякой мишурой, несчастные кролики и голуби, вынужденные целый день неподвижно сидеть в крошечных клетках (это уже отдельная тема - про издевательство над животными). И, конечно же, самопальный «тир» прямо напротив Вознесенского собора! По правилам, тир обязаны размещать в специальном, безопасном месте, здесь же позади мишеней лишь небольшой квадрат доски — метают дротики в шары, а из пневматических винтовок стреляют в банки, поставленные пирамидой. Подчеркну, стреляют в направлении храма! Кто даст гарантию, что не пострадает собор, стоящий буквально в считанных метрах, или кто-нибудь из проходящих мимо людей?

Самопальный «тир» прямо напротив Вознесенского собора. Стрельба из "воздушек" ведется в сторону храма.

Самопальный «тир» прямо напротив Вознесенского собора. Стрельба из "воздушек" ведется в сторону храма.

Фото: Павел ЗЛОБИН

— Мы неоднократно обращались с этим вопросом в акимат Медеуского района, но к нам до сих пор не прислушались, — говорит протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского собора. — И если раньше ситуация на площади у храма хоть как-то контролировалась, то сейчас ощущение, что там творится полный хаос. Лошади, машинки, карусели, шум и все что угодно. Поставили тир рядом с храмом, мишени стоят ровно напротив. Возле храма всегда много людей, а вдруг промажут, попадут в кого-нибудь? Постоянно прошу, переставьте тир — бесполезно, даже не слушают, ведут себя по-хамски. Люди, которые там занимаются своим бизнесом, не проявляют к собору даже толики уважения. Наши просьбы и замечания игнорируются полностью. Слава Богу, хотя бы убрали громкую музыку...

В общем, сюрреалистическая картина «Назад в будущее». И если у кого-то ностальгия по «лихим 90-м», если такие, конечно, есть, то добро пожаловать на площадь рядом с Вознесенским собором. У вас есть прекрасная возможность перенестись в прошлое, причем без всякой машины времени. Перед глазами потом еще долго стоит картина: гомонящий балаган на фоне укоризненно молчащего собора. А ведь Вознесенский кафедральный собор - это уникальный историко-архитектурный памятник республиканского значения, он входит в список «100 сакральных мест Казахстана». Но сам парк вокруг него — это сакральное место вдвойне. Для большинства алматинцев Парк им. 28 гвардейцев-панфиловцев воплощает святую память о покрывших себя неувядаемой славой воинах панфиловской дивизии и в целом — обо всех казахстанцах, погибших в годы Великой Отечественной войны. А для многих тысяч православных христиан южной столицы здесь святое место — действующий храм. Подчеркну, не только культурно-исторический и туристский объект, находящийся с парком в едином комплексе, а действующий храм, куда верующие приходят вознести свои молитвы Богу... И «вишенкой на торте» — совсем вопиющий случай: прямо над старым церковным кладбищем возводят детскую площадку.

— Никто с нами по поводу реконструкции прилегающих к собору парковых территорий не советовался, — рассказывает отец Александр. — Сейчас вот в северо-западной части парка строят детскую площадку над кладбищем, на котором во второй половине XIX в. хоронили наиболее известных и уважаемых жителей нашего города. По данным 80-х годов XIX в. здесь были похоронены 49 человек. Среди них дочь и внук генерал-губернатора г. Верного Герасима Колпаковского, который очень много сделал для становления города, епископ Верненский Пимен. Там же в братской могиле покоятся и жертвы разрушительного землетрясения 1887 года. Это кладбище было закрыто еще в 90-е годы XIX в., но останки находятся там и сейчас, их никто не перезахоранивал, так что детскую площадку строят прямо над прахом похороненных там людей. Важно знать, что это особый, мемориальный парк, Но, к сожалению, история забывается. В парке уже есть одна детская площадка, ну и расширили бы ее, зачем нужна еще одна?

Было бы логично перенести шумные развлечения в специально отведенные для этого места вроде Центрального парка отдыха или в Family Park, а Панфиловскому, как и раньше, предоставить возможность быть местом спокойного семейного отдыха, где можно неспешно прогуляться на свежем воздухе или почитать книгу на скамейке, отдохнув от городской суеты и гама. А вместе с шумными «центрами коммерческого досуга и развлечений» перенести подальше и многочисленные увеселительные заведения: кафе, рестораны и даже ночной клуб, которые в нарушение пресловутого постановления «Об охране и использовании историко-культурного наследия» были построены на территории парка. Удивительно, но в конце XIX в., сотню с лишним лет назад была похожая ситуация. В Казенном саду (ныне Центральный парк отдыха) и Пушкинском саду (Парк 28 гвардейцев-панфиловцев) для увеселения праздных горожан появились питейные заведения и места для карточной игры. Благопристойные граждане, приходившие в парк прогуляться вместе с семьями, жаловались на буйное поведение некоторых гуляк. И в 1886 году все питейные заведения в парках были закрыты городскими властями, также категорически запретившими и продажу там алкоголя. Это так, историческая аналогия для акимата...

Прийти и уничтожить?

В стране еще не отбушевала пандемия коронавируса, последствия которой нам предстоит расхлебывать еще не один год. Но в южной столице, где, судя по всему, все проблемные вопросы уже решены, городские власти затеяли масштабную реконструкцию Парка им. 28 гвардейцев-панфиловцев. Казалось бы — благое дело, чем еще эти алматинцы недовольны? Скажите спасибо, что что-то делается в такой трудный для страны момент... Спасибо, конечно! Но вот только есть вопросы и немало. Прежде всего алматинцев до крайности удивило, зачем понадобилось заново менять совершенно целые бордюры, прогулочные дорожки, арыки и фонари, которые исправно функционировали. Причем менять за весьма немалые деньги. Из открытых источников известно, что на благоустройство парка выделили аж 946,6 млн тенге (это 2,25 млн долларов, на минуточку). Больше того, изначально планировалось потратить на это более миллиарда тенге. После поднятой общественниками бури возмущения городские власти решили не давать пищи для явных аналогий с «пиром во время чумы» и умерили аппетиты. «С учетом оптимизации объем работ был значительно сокращен и общий бюджет уменьшился до 560 млн тенге. Заказчики отказались от устройства большого фонтана, убрали из проекта 100 скамеек и 70% брусчатки», — уточнил руководитель управления комфортной городской среды Алматы Сапар Нурашев. Однако поинтересоваться у горожан, нужна ли им такая реконструкция, которая кардинально меняет исторический облик парка и проводится, кстати, на их же налоги, как обычно не удосужились. Никаких общественных слушаний и обсуждений не было. В ответ на обращения алматинцев в акимате сообщили, что проект по благоустройству парка был разработан еще в 2018 году, а подрядчик — некое ТОО «ГСГ Высотник», после оптимизации будет менять только изношенные и непригодные для дальнейшей эксплуатации конструкции. В частности, вместо изначально предусмотренной по проекту замены 111 опор освещения, поменяют только 21 — по причине их непригодности в связи с прогнившими основаниями.

Для того чтобы проложить дорожки, буквально срезается естественный травяной покров вместе с черноземом.

Для того чтобы проложить дорожки, буквально срезается естественный травяной покров вместе с черноземом.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Тут стоит напомнить, что согласно Постановлению правительства РК от 25 ноябpя 1993 г. № 1182 на основании Закона Республики Казахстан «Об охране и использовании историко-культурного наследия», Парк им. 28 гвардейцев-панфиловцев является памятником истории, архитектуры и садово-паркового искусства в составе Алматинского государственного историко-архитектурного и мемориального заповедника, где любое строительство и изменение ландшафта запрещено. Но кого в Казахстане когда-нибудь останавливала такая мелочь как закон? По словам экоактивистов из организации «Экологический патруль Казахстана», для того чтобы проложить несколько дорожек, нужды в которых не было, буквально срезается естественный травяной покров вместе с черноземом, а при рытье траншей для прокладки кабелей для фонарей, серьезно повреждены корни у десятков деревьев. Тем временем подрядчиков уже дважды оштрафовали за поврежденные в ходе ремонтных работ в парке деревья.

— Тяжелая строительная техника обдирает кору деревьев, а при прокладке электросетей для фонарей повреждается корневая система, — утверждает председатель общественного объединения «Экологический патруль Казахстана» Тимур Елеусизов. — Соответственно, деревья болеют, засыхают, в любой момент могут упасть. Что представляет собой реальную опасность для людей, как это недавно произошло на улице Макатаева, когда после завершения прокладки инженерных сетей дерево рухнуло на автомобиль. Даже небольшие на первый взгляд повреждения коры дерева могут привести к заражению вредителями и последующей его гибели. Согласно строительным СНиПам, удаление от деревьев при прокладке инженерных сетей должно составлять не менее 2 метров, арыков — 1,5 м, бордюров — 0,7 м. — я уже наизусть выучил эти нормативы, которыми должны руководствоваться все строительные компании в своей работе. Здесь же они не соблюдают никаких норм. Также, когда идут строительно-монтажные работы, деревья и кустарники должны быть защищены каким-нибудь материалом, но и здесь никаких мер принято не было. Дважды вместе с сотрудниками акимата и полиции мы выезжали с рейдами в парк и привлекали подрядчиков к ответственности, но штрафы за эти правонарушения настолько низкие, что они абсолютно их не боятся. Это 505-я и 386-я статьи КоАП РК, штрафы по которым в первый раз составили 20 МРП, во второй — 30, но для них это капля в море. А в результате уже завтра мы потеряем более сотни деревьев, только на конец июля было повреждено 74 дерева, сейчас их естественно стало еще больше. Я уже долгое время бьюсь за ужесточение норм по защите зеленых насаждений, за то, чтобы значительно увеличить сумму штрафов и компенсационных выплат, но пока безрезультатно.

В 2017 году в Парке им. 28 панфиловцев уже был громкий скандал, когда алматинцы возмутились сносом раритетной чугунной ограды. Инициатор сноса израильский ландшафтный архитектор Роман Шнайдерман обосновал это тем, что в Европе стремятся сделать парки более открытыми и ограда не вписывается в концепцию небезызвестного датского «архитектурного консультанта» Яна Гейла по так называемой «трансформации мегаполисов». Тогда, после поднявшегося общественного возмущения ограду восстановили. Сейчас видный иностранный «трансформатор» вернулся. И вновь развернулся — но уже в масштабах всей парковой территории. А ведь дорожки заложенного еще в позапрошлом веке парка — это не просто элементы исторически сложившегося ландшафта, по сути — ландшафтного памятника. Но и своеобразные «связующие нити» между временами и поколениями. И чтобы не переставать ощущать эту связь времен, надо старательно оберегать наше историческое и культурное наследие. Не отдавать его на откуп местным «временщикам» и заезжим «модернизаторам». Соблюсти баланс между желанием «привнести что-то новое» и «сохранить дорогую для народа историческую память» — не перейдя эту тонкую грань. Недаром говорят: «Чем глубже корни, тем красивее крона». Лучше узнав и поняв тех, кто жил до нас, мы глубже познаем самих себя.

СПРАВКА «КП»

Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев — старейший и очень популярный у многих поколений горожан парк отдыха в Алматы. Он был заложен в 1872 году рядом с Большестаничным кладбищем, потому первоначально был назван Старокладбищенским парком. Потом Соборным и Церковным и просто Городским парком.

В 1899 году, в год 100-летнего юбилея великого русского поэта Александра Пушкина парк получил в его честь новое название — Пушкинский сад. А в 1942 году он получил имя, под которым известен нам сегодня — имени 28 гвардейцев-панфиловцев в память о подвиге, совершенном в годы Великой Отечественной войны 28 бойцами легендарной 316-й Панфиловской стрелковой дивизии, сформированной в Алма-Ате.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz