Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Общество29 сентября 2020 3:40

Как «держать марку» в условиях кризиса

Традиционные фестивали молодого вина (божоле) в этом «коронавирусном» году в большинстве стран отменены
Нынешний сезон для казахстанских виноградарей выдался одним из самых сложных.

Нынешний сезон для казахстанских виноградарей выдался одним из самых сложных.

Нынешний сезон для казахстанских виноградарей выдался одним из самых сложных. Пандемия значительно снизила покупательную способность людей, а из-за переменчивой погоды урожайность заметно упала. Однако в Казахстане есть компания, которая даже в этих условиях продолжает стабильно выпускать качественную продукцию. О секретах выживания в экстремальных условиях нам рассказал один из самых известных виноделов страны Артуш Карапетян, генеральный директор Winnac Elite.

— Артуш Месропович, почему вы решили сделать ставку на марочную продукцию?

— В основном на казахстанском рынке представлены ординарные коньяки выдержкой 3-4 года. Эта ниша переполнена. К тому же их производители в погоне за прибылью не всегда следуют классическим технологиям производства этого напитка. Мы выбрали другой путь, используем только натуральное сырье из винограда. Мы уважаем наших потребителей и заботимся об их здоровье и качестве нашей продукции. Вот уже 5 лет мы выпускаем марочные коньяки выдержкой от 6 до 12 лет. Это направление мы выбрали вместе с нашими партнерами из Германии. В последние годы к ним добавилось и марочное вино, которое мы также выдерживаем в дубовых бочках. Конечно, это более сложное и затратное производство, и в итоге получается более дорогой продукт. Но мы сделали свой выбор — лицом нашей фирмы являются именно марочные напитки с качественной бутылкой, красивой упаковкой. Мы заняли эту нишу на рынке, наша продукция известна и внутри страны, и за рубежом. Мы получили уже 19 золотых медалей на ежегодной международной дегустации в Ялте. Без наших напитков фактически не обходится почти ни одно крупное торжество или праздник в нашей стране. Многие независимые эксперты отмечают, что наши коньяки являются лучшими в Казахстане и по качеству, и по оформлению.

КОЛИЧЕСТВО НЕ ВСЕГДА ПЕРЕХОДИТ В КАЧЕСТВО

— Марочная продукция не бывает дешевой. Но покупательная способность людей в этом году заметно снизилась. Есть ли у вас напитки по более доступным ценам?

— Видя состояние дел, мы стали выпускать бренди двух видов. В его основе — натуральный коньяк. Но, учитывая, что бренди можно выпускать крепостью 36 градусов, по цене они более доступны и стоят на 30% ниже по сравнению с коньяками. Кроме этого, на базе портвейна мы выпускаем два вида белого и розового вина — тоже по доступной цене. Мы также увеличили выпуск недорого портвейна, который также пользуется спросом. Эти три направления позволяют нам увеличивать объем реализации и дают возможность предприятию выстоять в этом сложном сезоне. К сожалению, неустойчивая погода, резкая смена жары и прохлады привели к тому, что урожай винограда меньше обычного. В том числе и в нашем хозяйстве в Туркестанской области.

— В Алматы у вас лишь три фирменных торговых точки. Почему вы не даете свою продукцию на реализацию в сетевые магазины?

— Потому что, скорее всего, вслед за этим появятся подделки нашей продукции. Сейчас мы реализуем ее в наших фирменных магазинах в Алматы и Нур-Султане, а также в торговых точках наших проверенных партнеров. Это позволяет нам полностью контролировать поступающую в магазины продукцию. Наш товар стоит на отдельных полках, и наш мерчендайзер постоянно проверяет их состояние и ассортимент. Несколько раз в неделю он посещает каждую точку, ведет учет, собирает отзывы. Это позволяет нам «держать марку», контролировать качество. Раз в месяц мы проводим дегустации, где также изучаем реакцию людей, оперативно исправляем недочеты.

— В начале осени обычно проводят фестивали молодого вина — божоле. Но насколько ценно такое вино, ведь этому напитку необходимо «отстояться»?

— Конечно, божоле уступает выдержанным винам. Но это, прежде всего, праздник сбора урожая, который имеет древние традиции у многих народов. В этом году подобные мероприятия в большинстве стран решили не проводить в связи с пандемией. Но прежде мы всегда до 5 сентября во время начала уборки урожая проводили расширенную дегустацию, приглашали на нее наших постоянных партнеров. Это прекрасный способ пообщаться. С широким размахом праздники молодого вина отмечаются во Франции. Причем французский президент посещает фермерские хозяйства в течение месяца, пробует божоле и по ходу дела выслушивает пожелания фермеров и решает много вопросов. Вот если бы был такой неурожайный год как у нас, во Франции, Испании и Италии, где виноград застрахован, винодельческие хозяйства получили бы компенсационные выплаты. Если, наоборот, урожай слишком велик и фермеры изготовили много вина и не могут его реализовать, государство выкупает его и хранит в своих закромах, либо «выкуривает» на спирт. Таким образом, производители не страдают от капризов погоды. У нас же виноделам приходится рассчитывать только на себя.

ПРОВЕРКА НА КРЕПОСТЬ

— На Западе регулярно ведутся торговые войны. Что стало с французскими фермерами, когда американцы ввели высокие пошлины на их продукцию?

— Это был очень тяжелый кризис. Объемы продаж резко упали. Но и в этот момент государство поддержало всех фермеров, не позволило довести до того, чтобы раскорчевали виноградники. В итоге отрасль перестроила каналы сбыта. Во Франции совсем другой подход. И их можно понять, потому что виноделие — одна из ключевых отраслей экономики.

Профсоюзы следят за каждым гектаром виноградников. Если в каком-то хозяйстве рекомендовано высаживать рислинг, то хозяин не имеет права садить другие сорта винограда. Потому что временем доказано, что именно этот сорт там хорошо растет. Государство регулирует и субсидирует винодельческую отрасль. В Германии существует строгий регламент для винных магазинов. Если на определенной площади есть такой магазин, то никто другой в этом районе не сможет получить лицензию на продажу вина. А у нас на каждом углу кто хочет, тот и торгует. Витрины забиты импортными продуктами очень часто сомнительного качества. Никакого лимита на завоз нет. То есть контроль и регулирование рынка отсутствуют.

— Из нынешнего кризиса всем нужно выйти с новым мышлением. Вы видели виноградники во многих странах. Какое устройство винхозяйства вам показалось наиболее рациональным?

— Одно из самых оптимальных я наблюдал в Австралии. Представьте: у фермера 25 гектаров. Посреди виноградника искусственная возвышенность высотой 3 метра. На ней создан небольшой пруд, дно которого укреплено водонепроницаемой пленкой. Во время дождей этот пруд наполняется. От него по каждому ряду виноградников идет капельное орошение. В итоге за воду хозяин не платит. Через этот пруд он осуществляет при необходимости подкормку удобрениями. В этом семейном хозяйстве три ветрогенератора — то есть у него свое электричество. Каждый год он берет 1 млн австралийских долларов в кредит. По закону при таком кредите он освобождается от 50% налога. Плюс отлаженная годами система сбыта. Все в округе покупают вино только у этого хозяйства, хотя бутылка стоит 50 австралийских долларов. В результате по итогам года винодел легко рассчитывается с кредитом и имеет приличный заработок. Кстати, вино отличается удивительным ароматом.

Возможно ли такое у нас? К такому устойчивому развитию надо стремиться. Можно начать с капельного орошения. У нас уникальный климат в предгорьях Тянь-Шаня, куда более выгодный, чем в Австралии. Но к этому нужно добавить новое мышление и виноградарям, и Министерству сельского хозяйства. Лишь в этом случае крепость нашего виноделия не потеряет свою марку и устоит под ударами любой стихии.

В Алматы фирменные магазины Winnac Elite находятся по адресу: ул. Райымбека, 509/1 (между ул. Момышулы и ул. Яссауи); ул. Гоголя, 2, торговый дом «Карапетян» (район Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького); ул. Розыбакиева, 289, уг. пр. Аль-Фараби, жилой комплекс «Айгерiм»; пр. Аль-Фараби, 21, уг. ул. Желтоксан, AFD Plaza, блок 2; ул. Акан-Серы, 17, супермаркет «Ак жол» (район Алматы I).

В Нур-Султане: Divino, пр. Мангилик Ел, 28, НП 25; ул. Калдаякова, д. 1, ВП 4; ElitAlco.kz, пр. Мангилик Ел, дом 48, НП 3; Flover, пр. Кабанбай-батыра, д. 46 «а», НП 5; Alco Brand’s, ул. Сыганак, д. 10, ВП 21.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz