Казахстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Общество14 октября 2020 4:20

Рупор народной воли

В последнее время у казахстанцев особой популярностью пользуются площадки для создания коллективных петиций и сбора подписей под ними — для привлечения внимания к самым острым проблемам страны и попыток их практического решения
Петиции — явление для нас, в общем, не новое.

Петиции — явление для нас, в общем, не новое.

«Комсомолка» попыталась разобраться, какие «народные чаяния» сегодня особенно злободневны.

Для начала — небольшая предыстория вопроса. Петиции — явление для нас, в общем, не новое. Еще несколько лет назад не составляло труда наткнуться в соцсетях на просьбу подписаться под очередной гражданской инициативой.

Однако в последнее время влияние петиций — во многом благодаря выдвинутой президентом страны и достаточно активно реализуемой сейчас концепции «слышащего государства» — вышло на принципиально новый уровень. Глава государства решил не просто использовать волеизъявления соотечественников как неиссякаемый источник идей, но и легализовать на законодательном уровне сам институт онлайн-петиций.

— Благодаря социальным сетям проблемы, не находящие решения на местах, становятся известными всей стране. Надо создать единственный легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Такой механизм должен быть полностью защищен от каких-либо манипуляций. Правительству во взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта, — заявил Касым-Жомарт Токаев в начале сентября в своем Послании народу.

А заодно пожурил подчиненных на местах за нерасторопность и формализм в решении конкретных проблем. Дескать, оказавшись перед лицом даже локальных неурядиц, явно решаемых на местном уровне, казахстанцы вынуждены обращаться за подмогой к власти центральной. А все из-за «близорукости» и неповоротливости акимов и иже с ними, чудесным образом прозревающих только под давлением президентских поручений и нагоняев. В итоге люди направляются сразу в верха — так быстрее и эффективнее.

Остается только надеяться, что управленцы, работающие по принципу «если нет шумихи и президент не велел, можно не чесаться», отнесутся к предложенному легитимному институту «обратной связи» серьезно.

Не Борат ты мне больше, Саша

Говоря о петициях, невозможно не упомянуть скандальный и эстетически-сомнительный фильм британского комика о приключениях казахстанского журналиста в прогрессивной Америке. Да, «хайпанул» «Борат» еще до изобретения «хайпа», в далеком 2006 году, когда Саша Барон Коэн и компания представили миру первую часть своего творения. Как бы комик ни настаивал впоследствии на том, что высмеять пытался западные стереотипы, а не казахстанские будни, как бы ни выгораживали его наиболее лояльные зрители, большинство наших соотечественников картину бойкотировало. Да еще и зуб острый заточило...

Этим самым зубом пришлось угрожающе блеснуть в сторону Коэна, когда он припугнул киноиндустрию сиквелом — в прокат «Борат 2» должен выйти 23 октября текущего года. Не успели мы остыть от старых обид, как вы решили подкинуть свежих дров в пожар зрительского негодования? Тогда получите «наш ответ юмористу» в виде призыва немедленно запретить кинематографическое безобразие!

«Этот фильм полон расизма и ксенофобии. Он оскверняет и унижает Казахстан и достоинство казахского народа. К тому же кадры из этого фильма абсолютно не совпадают с реальностью. Хорошо, если фильм был снят о стране, которую придумал сам автор. Но нет, этот фильм высмеивает настоящую страну, где живут настоящие люди. Этот фильм создает новую проблему для граждан такой великой страны с великой историей. Иностранцам каждый раз приходится объяснять, что этот фильм был шуткой. Но, как видим, это больше похоже на неуважение к стране и ее народу, чем на шутку», — сказано в тексте петиции, которая, к слову, на момент написания данного материала собрала уже 106 955 подписей. И это не предел — «боратоборцы» надеются собрать все 200 000.

Но пока одни стыдятся низкопробной комедии, другие считают, что стыдиться нужно совершенно других вещей. Тех, которые нельзя просто не замечать, если не хочется. Тех, что окружают нас в объективной, а не киношной реальности. Например...

Сиреневый туман — совсем не обман

Экологические проблемы южной столицы — тема заезженная, но по-прежнему острая и актуальная. И с завидной периодичностью экоактивисты заполняют казнет требованиями признать загрязнение воздуха общенациональным бедствием и сделать хоть что-нибудь во имя возвращения голубого неба над головами. В начале года активные граждане вновь во всеуслышание заявили, что устали «раздвигать тучи руками» и хотят видеть реальные, а не формальные шаги к предотвращению экологической катастрофы. Заржавелые шестеренки перемен со страшным скрипом, но закрутились: акимат дымного города анонсировал перевод ТЭЦ-2 — главного загрязнителя воздуха, по мнению активистов, — на экоугодный газ.

Однако и тут нашлась закавыка, повлекшая за собой появление новой петиции:

«Самый крупный единичный загрязнитель атмосферы города — Алматинская ТЭЦ-2, принадлежащая АО «Самрук-Энерго». По плану его управленцев завершение проекта модернизации намечено на 2029 год. Нас это категорически не устраивает. В современном мире проекты газовых станций реализуются за два-три года. Четыре-пять лет задержки приведут к заболеваниям новых сотен тысяч горожан.

Мы считаем, что инвестиции в чистую станцию — это инвестиции в здоровье будущих поколений алматинцев. И справедливо, что источником этой инвестиции станет фонд будущих поколений — Нацфонд Республики Казахстан», изложили неравнодушные граждане свои предложения под заголовком «Требуем построить новую газовую ТЭЦ за счет средств Нацфонда».

Петицию подписали 5146 человек. Грязный алматинский воздух в несколько раз уступил по степени важности «грязной» киноподелке Саши Коэна.

Вот такое кино...

Недавно повод для ликования наконец получили театралы: ура, казахстанские театры открылись! Правда, Алматы понадобилось «особое приглашение» на премьеры: главный санитарный врач города Жандарбек Бекшин не сразу поддержал решение республиканского коллеги и выдержал истинно театральную паузу, прежде чем дать добро служителям Мельпомены и Талии...

А вот киноманам Казахстана так и не свезло. В темных кинозалах, по разумению чиновников от здравоохранения, по-прежнему таится скрытая вирусная угроза, масштабами превышающая опасность заражения на огромных рынках и «барахолках».

Поэтому 5 октября на официальной, легитимной платформе otinish.kz появилось «народное обращение граждан, представителей киноискусства, Ассоциации владельцев кинотеатров Республики Казахстан «Альянс Кинотеатров» к...кому бы вы думали? Естественно, сразу к главе государства. Звучит очередная «челобитная» так:

«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Практически все организации нашей страны вернулись к своей работе, кроме культурно-досуговых учреждений, в том числе кинотеатров. Учитывая показатели стабильного снижения заболеваемости COVID-19, просим Вас отменить запрет и разрешить деятельность кинотеатров с применением ограничительных мер, рекомендованных Министерством здравоохранения. Предприятия кинопроката продолжают нести бремя выплат заработной платы своим сотрудникам в период прекращения деятельности. По всей стране функционируют торговые центры, предприятия общественного питания, фитнес-центры, рынки, общественный транспорт. Кинотеатры — одно из самых безопасных общественных мест, где легко рассадить всех посетителей с соблюдением ограничительных мер. Помещение любого кинозала изначально просторное и хорошо вентилируемое, не говоря о приобретенных кинотеатрами современных устройствах защиты и профилактики», — утверждают отчаявшиеся авторы.

Опираются они на опыт других стран — России, Китая, ОАЭ, Украины, Узбекистана, где возвращение кино на большие экраны эпидситуацию якобы не подпортило. Зато, отмечается далее, карантинный простой сильно подпортил культурную жизнь страны — в особенности людям, творческая и предпринимательская деятельность которых неразрывно связана с кино:

«Судьба более 5 тысяч человек, работников сферы кинопоказа, которые на протяжении 7 месяцев находятся без работы и средств к существованию, остается под вопросом. И это только те, кто задействован в работе кинотеатров, а есть еще и актеры, гримеры, операторы, звукорежиссеры и другие, которые тоже вкладывают огромные усилия в создание фильмов и с нетерпением ждут показов. Их судьба тоже остается под вопросом. Сфера кинопоказа — это не только кинотеатры. В тесной связи с этой индустрией находятся торговые центры (фудкорты, магазины, службы клининга, охранные агентства и прочие оказывающие кинотеатрам услуги компании). Парализованное состояние кинотеатров создает эффект домино, когда вслед за одним бизнесом разрушаются и другие. Кинотеатры Казахстана закрыты с 13 марта текущего года и по сей день не могут начать свою деятельность».

Несмотря на 28 152 подписи, власти пока остаются непреклонны. Например, уже упомянутый главный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин ранее заявлял, что «вопрос кинотеатров главным санврачом республики не рассматривается», и вообще «мы не можем ослаблять мероприятия, мы можем только ужесточать в зависимости от ситуации». А министр здравоохранения Алексей Цой в начале октября говорил лишь, что «вопрос с киноиндустрией обрабатывается». О результатах «обработки», увы, ничего не слышно.

Зато уже сейчас доподлинно известно, что «Борат 2» разделит участь первой части и в казахстанских кинотеатрах его показ будет запрещен — это гарантировал заместитель директора департамента Министерства культуры и спорта РК Гани Муратов. Впрочем, давать такое категоричное обещание, близкое чаяниям «народного большинства», в условиях тотально закрытых на неопределенное время кинотеатров было, наверное, легко и приятно...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz