Звезды

Живой дневник Анны Франк

В Алматы на сцене ГАТОБ им. Абая прошла премьера спектакля-монооперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» в постановке российского режиссера Алексея Смирнова
Алма БЕЙСЕНАЛИЕВА
Иммерсивный спектакль, когда зритель окунается в атмосферу и «проживает» все моменты театрального действа вместе с артистами, — это новая форма подачи для Алматы в целом.

Иммерсивный спектакль, когда зритель окунается в атмосферу и «проживает» все моменты театрального действа вместе с артистами, — это новая форма подачи для Алматы в целом.

Фото: Фото автора.

Никогда еще зрители не были так близки к артистам: они стали непосредственными участниками действа прямо на сцене!

Иммерсивный спектакль, когда зритель окунается в атмосферу и «проживает» все моменты театрального действа вместе с артистами, — это новая форма подачи для Алматы в целом. А для классического ГАТОБа вдвойне неожиданно и революционно.

Спектакль поставлен на основе дневника 13-летней еврейской девочки-подростка Анны Франк, который стал историческим документом большой человеческой трагедии. С 1942 по 1944 год в Голландии она вела дневник, скрываясь со своей семьей от фашистов. Зрители вместе с главной героиней прямо во время постановки могли проследовать из одной комнаты в другую. Для этих целей сцену поделили на две части: жилое помещение и тайное убежище.

— На территории Казахстана моноопера звучит впервые. Более того, в странах постсоветского пространства она тоже практически не идет, так как очень сложная по исполнению. Контраст ощущается с первых нот: беззаботная болтовня героини сопровождается сложным потоком звукового поля, символизирующего предвестника близкой трагедии, — говорит директор КГАТОБ имени Абая Ая Калиева. — С Алексеем Смирновым я познакомилась в прошлом году, когда наш театр вступил в Ассоциацию музыкальных театров России. И на одном из фестивалей он показал свои проект «Дневника Анны Франк», которыи тронул меня до глубины души. Это спектакль про силу духа, мечту и веру в жизнь«.

Премьера спектакля должна была состояться еще 9 мая, но из-за пандемии ее пришлось отложить. Однако репетиции не прерывались и проходили онлайн. Режиссер и художник-постановщик приехали в Казахстан за две недели до премьеры.

— Впервые я прочитал «Дневник Анны Франк» шесть лет назад. Это история не только о трагедии войны, но и о смысле жизни. Мы постарались через личную трагедию подростка показать весь ужас войны. Для этого как нельзя лучше подходит камерная подача. Анна Франк учит нас всегда надеяться на лучшее и проживать каждый день, как последний, — размышляет режиссер.

Стоит особо отметить необычную сценографию. Художнице Елене Бодровой всего лишь при помощи двух чемоданов удалось передать не только атмосферу, но и личные душевные переживания подростка: первая влюбленность, радость отпора врагам, внутренние страхи, тоска по дому... Все атрибуты созданы на основе документальных материалов. Так, в одном из чемоданов хранится кукольный домик. Оказалось, что это подлиныи макет трехэтажного дома с чердаком, где два с половиной года пряталась семья Анны Франк. В нем есть и комната Анны, ее стол. Кстати, в Нидерландах сохранился дом, в котором пряталась семья Анны Франк. Сейчас там располагается музеи .

— Важно найти решение и показать зрителю, как из Маленького и Личного вырастает большая трагедия. В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк, — делится художник-постановщик.

Сопрано исполнили ведущие солистки оперной труппы театра Венера Алпысбаева и Надия Наденова. Репетиции начались незадолго до пандемии. И они успели пару раз встретиться с концертмейстером. Однако после введения жесткого карантина репетиции продолжились в режиме онлайн. И как признаются солистки, проходили они нелегко.

— Для меня это первый опыт инверсивного спектакля. Но страха или неловкости от того, что зритель находится буквально в двух шагах, я не испытывала. Мне важнее было передать ту сложную гамму чувств, которую испытывала моя героиня, — признается Надия Наденова.

Дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат Ахмедьяров. В составе оркестра всего 15 музыкантов. Они размещены не в оркестровой яме, а практически над сценой, создавая иллюзию парящего звучания музыки.

Ну и финал, когда открывается занавес и главная героиня уходит в зрительный зал, — это особая сцена, которую нужно увидеть самому. К сожалению, далеко не все смогли посмотреть премьеру. Моноопера «Дневник Анны Франк» в этом году была показана только два раза — 11 и 15 октября. Теперь увидеть постановку можно будет только в следующем году.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz