Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика9 сентября 2015 22:00

Летающий штаб «Судного дня»

В России идут работы по созданию воздушного пункта стратегического управления третьего поколения
Михаил ТИМОШЕНКО
Михаил ТИМОШЕНКО
На борту воздушных командных пунктов нет привычных рядов с креслами. Фото: Алексей РЕЗНИЧЕНКО

На борту воздушных командных пунктов нет привычных рядов с креслами. Фото: Алексей РЕЗНИЧЕНКО

Защита - в движении

Спросим любого: что вы знаете о пунктах управления войсками и их работе? И окажется, что почти ничего. Ну разве что из кино и куцых репортажей. Вот Михаил Ульянов в образе маршала Жукова, склонившегося над картой, жестко требует от кого-то по установленному в полуразбитой избе телефону стоять насмерть.

Штабы руководят войсками с пунктов управления. Они бывают стационарные и подвижные, защищенные и незащищенные, для повседневной работы и на случай войны. Тот, что на набережной, - для работы в мирное время. Для войны нужен покрепче.

Лучше всего - глубоко под землей. Где он находится - государственная тайна. И понятно почему: разведка противника охотится за любыми клочками сведений о его местоположении. Выбить его одним, первым ударом - обеспечить себе половину успеха, лишив наши войска управления. Пусть они торкаются, как слепые котята. Но защититься можно не только земной толщей, а, например, быстро перемещаясь. Лучше всего - на самолете.

Для чего они

Так появились воздушные резервные системы управления вооруженными силами. В США подобная система встала на боевое дежурство в начале 1960-х гг., в СССР - лет на десять позже. Первоначально ее основу составляли специальные Ил-22, созданные на базе известного своей надежностью лайнера Ил-18. Но их грузоподъемность и продолжительность полета были невелики.

А потому в 80-х гг. появилось второе поколение системы воздушных пунктов управления (ВзПУ) нашего Генштаба, получившей название «Звено». Ядром ее стали четыре аэробуса Ил-86. На них установили систему дозаправки топливом в полете, и они могли висеть в воздухе до трех суток. И, конечно, комплекс средств автоматизации и бортовой узел связи. Задача таких самолетов - организация сетей связи в условиях, когда наземная инфраструктура отсутствует либо полностью разрушена.

Что внутри

Комплекс средств автоматизации предназначен для сбора, хранения, обработки, отображения и передачи информации, циркулирующей в сетях боевого управления Генштаба. Состоит из компьютера, автоматизированных рабочих мест и аппаратуры передачи данных для доведения команд боевого управления до межконтинентальных баллистических ракет, атомных ракетоносных подлодок и бомберов-стратегов. Узел связи обеспечивает многоканальную передачу данных и засекреченную связь во всех радиодиапазонах, включая каналы космической связи.

Но это не все. На борту есть выпускная антенна длиной около 8 км (!) для связи в сложной помеховой обстановке. Этот трос с вытяжным конусом и породил легенду. Дескать, самолет выпускает его для связи с подлодками, а как только он коснется воды, начинает выписывать круги над океаном.

Фюзеляж Ил-86 довольно большой и позволяет принимать на борт Верховного главнокомандующего, а также боевой расчет ВзПУ, состоящий из оперативной группы Генштаба и технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета.

ВзПУ на базе самолета Ил-86 скоро заменят летающие штабы третьего поколения. Фото: Виталий КУЗЬМИН

ВзПУ на базе самолета Ил-86 скоро заменят летающие штабы третьего поколения. Фото: Виталий КУЗЬМИН

Кроме собственно ВзПУ, в состав системы «Звено» вошли самолеты-ретрансляторы.

Во всей красе летающий Генштаб был явлен народу 9 Мая 2010 г. на военном параде в ознаменование 65-й годовщины Победы. По характеристикам и возможностям ни в чем не уступает американским самолетам «Судного дня» Boeing E-4B.

Требование времени

Но любой самолет не вечен. Поэтому-то и начаты работы по созданию стратегического ВзПУ третьего поколения. Но о характеристиках и возможностях говорить пока рановато. Ведь сейчас стратегические ядерные силы России активно обновляются. Причем не только ракеты, но и автоматизированные системы управления ими: появилась возможность в случае необходимости перенацеливать их на активном участке траектории, меняя сценарии нанесения ударов. Ясно одно: основное преимущество воздушного КП - это живучесть. А базой могут послужить грузовые Ил-96-400Т. Их у нас четыре штуки в Воронеже стоят. Что ж им пропадать без дела…

А В ЭТО ВРЕМЯ

В России появится «вертолет-самолет»

Совершенствуются не только самолеты: холдинг «Вертолеты России» объявил о намерении разработать технологию поворота воздушных винтов, которая может быть использована при создании перспективных беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов класса «конвертоплан».

Мы к этому подбираемся давно: еще в 1970-х гг. КБ Миля представило проект конвертоплана Ми-30. Два двигателя через трансмиссию должны были вращать два несуще-тянущих винта диаметром 11 м каждый. Предполагалось, что машина будет летать со скоростью до 600 км/час на дальность 800 км с грузом до пяти тонн. То есть взлетать он должен был по-вертолетному, а потом оси винтов поворачивались и аппарат превращался в подобие самолета.

Советская разработка Ми-30 так и не поступила в серию.

Советская разработка Ми-30 так и не поступила в серию.

Фото: wikimedia.org

Преимущество перед вертолетом - в больших грузоподъемности, скорости и дальности. Недостаток - в сложности узла поворота винтов и обеспечении устойчивости машины при переходе в режим полета. И в конце 1980-х проект Ми-30 закрыли, посчитав его слишком дорогостоящим. Американцы же свой проект V-22 Osprey смогли довести до серийного производства. Но тоже считали его слишком дорогим, не раз закрывали финансирование и дотащили буквально «на зубах» через 30 лет с начала разработки. Получилась неплохая машина: в самолетном режиме развивает скорость до 565 км/час и летает на расстояние до 2,7 тыс. км, что недостижимо для вертолетов.