Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика13 декабря 2015 22:00

Чтобы не платить кредиты, россияне подделывают справки о смерти и меняют прописку

Странная тенденция обнаружилась в российских городах [инфографика]
И чего только не придумает народ, чтобы каждый месяц не относить ползарплаты в банк.

И чего только не придумает народ, чтобы каждый месяц не относить ползарплаты в банк.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Люди, понабравшие кредитов, вдруг начали внезапно умирать, а потом так же внезапно воскресать, но уже фигурантами уголовных дел. И чего только не придумает народ, чтобы каждый месяц не относить ползарплаты в банк.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: Женщина-зомби берет ипотеку...

Еще в 2007 году 28-летняя риэлторша Мария Кожевникова взяла в ипотеку трешку. Кредит по тем временам приличный - 600 тысяч рублей. Сначала долг исправно гасила, но потом угодила в тюрьму (сдавала в аренду несуществующие квадратные метры). Два года, что она была за решеткой, кредит платил ее гражданский муж. А сама Кожевникова ломала голову над новой мошеннической схемой.

И вуаля! Вышла на свободу, якобы потеряла паспорт, получила новый. Вышла замуж, поменяла фамилию. Так она стала владелицей двух паспортов - на Кожевникову и Пастухову. Под старой фамилией завещала ту самую трешку брату Александру Василькину. Застраховала жизнь в компании «Сургутнефтегаз». В договоре был важный пункт: в случае ее смерти именно эта фирма (а не брат) должна была гасить долг по ипотеке. А через полгода в офис к страховщикам пришел убитый горем Василькин, выложил на стол свидетельство о смерти сестры и даже акт вскрытия тела: женщина скончалась из-за сердечного приступа. Страховщики возместили банку оставшиеся 522 тысячи. А Пастухова-Кожевникова тихо жила в своей трешке, ребеночка родила.

Обман раскрылся лишь в 2012 году: Мария торговала поддельными санкнижками и снова попалась. Во время обыска силовики нашли ее свидетельство о смерти. Завели уголовное дело, но из-за маленького ребенка Марию оставили под подпиской о невыезде. Но аферистка дала деру. Три года скрывалась, но в 2015-м вернулась в родной город и сдалась. Говорит, совесть замучила, но верится с трудом.

Сейчас Кожевникова ждет суда. Грозит ей до 4 лет. И отдать долги все же придется.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: Покойник явился за материнским капиталом

Супруги Оксана и Дмитрий из Воронежа - обоим немного за 30 - несколько лет назад взяли кредит на бытовую технику, потом еще один, и еще. Погасить не смогли, их уже стали терзать коллекторы. И тогда Дмитрий решил «умереть». А для верности на «тот свет» вместе с ним отправилась и жена. В аферу втянули и свою дочку-подростка. Подделанную справку из морга о смерти родителей ребенок отнес в загс: в ней значилось, что оба они попали в страшное ДТП и скончались на месте. Фальшивую справку купили по интернету за 25 тысяч рублей.

- Они думали, дочь не унаследует долги и их просто спишут. Но это не так, - комментирует юрист Игорь Боков. - После своего совершеннолетия девочка была бы обязана расплачиваться по долгам родителей, если бы банк заявил свои претензии.

Обман раскрылся спустя год, когда «умершее» семейство переехало в Липецкую область. Родили второго ребенка, и папаша помчался в Пенсионный фонд писать... заявление на материнский капитал. Под своим именем! Сотрудники тут же обнаружили: ребеночек-то родился у покойников! Сейчас папаша под подпиской о невыезде, ему светит два года и штраф в 80 тысяч рублей. И долги банку тоже отдать придется.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: Ты жива еще, моя старушка?

Суровые в Челябинске не только мужики, но и бабушки. В 77 лет решиться на авантюру со сменой имени, фамилии и похоронами, только чтобы не платить долг в 250 тысяч! Кредит старушка взяла два года назад на личные нужды, но почти сразу платить перестала. Дело дошло до суда, на который она не явилась. Не могли ее найти и судебные приставы. По адресу, который значился в документах, ее и след простыл. Запрос приставов в Пенсионный фонд тоже результатов не дал - в базе данных такой нет, и все. А потом в управлении судебных приставов раздался звонок.

- Что же вы творите, человек умер давно, а вы все ходите, листы приносите! - рыдала в трубку женщина, представившаяся родственницей покойницы.

Начальнику даже извиняться пришлось - мол, не знал, разберемся... Ну и разобрались. Отправили запрос в загс. А там огорошили: есть такая бабушка, просто недавно сменила фамилию. В Пенсионном фонде подтвердили - жива старушка! А еще оказалось, что прописку она тоже меняла, причем трижды с того времени, как взяла кредит.

Теперь каждый месяц из ее пенсии в 15 тысяч рублей будут вычитать половину в счет долга.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Счет в конце тоннеля

Елена АРАКЕЛЯН

Вот и до нас добралась эта беда, раньше знакомая только по зарубежным фильмам. Когда выясняется, что за «красивую жизнь» в виде новой квартиры, машины или хотя бы телевизора, радостно купленных в долг, ох как нелегко платить... Не рассчитали силы, а тут еще кризис - и вот на пороге уже маячит судебный исполнитель...

С середины 2000-х, с небольшим перерывом на кризис 2008 - 2009 годов, Россия переживала потребительский бум. Да, магазины и банки обычно не акцентируют внимание клиентов на том, что за радостью покупки последует совсем не радостный период расплаты. А делать самим расчеты и приобрести привычку читать банковские договоры - этому нашим гражданам еще только предстоит научиться.

Россиянам не откажешь в изобретательности. Это на Западе, чтобы отбиться от долгов за дом, в лучшем случае придумают сыграть в рулетку и откликнуться на «непристойное предложение». У нас размах фантазий - сценаристам триллеров на заметку. Но вот беда - платить все равно придется. И учиться помнить об этом, когда вам предлагают «унести сейчас этот телевизор домой всего за 3 тысячи рублей» - а остальное потом.