Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
В мире16 июля 2016 15:41

Эксперт: Американцы стояли за путчем в Турции — и они же помогли его подавить

Специалист по Ближнему Востоку Таймур Двидар рассказал «КП» о подоплёке путча против Эрдогана [видео]
"Противостояние между Эрдоганом и военными зрело уже несколько лет — и в активную фазу вошло после включения Турции в сирийскую кампанию."

"Противостояние между Эрдоганом и военными зрело уже несколько лет — и в активную фазу вошло после включения Турции в сирийскую кампанию."

Фото: REUTERS

Вечером в пятницу в Турции случился военный переворот. Как показало утро субботы — неудачный. Бунтовщиков блокировали, а пропавший на несколько часов президент Реджеп Тейип Эрдоган прилетел в Стамбул, встреченный ликующим народом. Но кто мог стоять за попыткой путча — и был ли мятеж офицеров обречён на провал? Об этом в эфире Радио «Комсомольска Правда» рассказал специалист по Ближнему Востоку — египтянин Таймур Двидар.

Гнев армии копился давно

— Таймур, что могло случится, если бы переворот всё-таки увенчался успехом?

— Полагаю, США и Великобритания начали бы бойкотировать Турцию: их законы запрещают взаимодействие с государствами, где произошёл госпереворот. Равно как и союзники по блоку НАТО. Безусловно, усилилась бы неопределённость в курдском вопросе. Разумеется, я не могу утверждать, какие именно меры предприняли бы «новые власти» в случае успеха путча, но военных определённо не устраивает нестабильная обстановка внутри страны, в том числе на «курдском фронте». И, конечно, они бы точно начали сглаживать конфликт в Сирии.

— Почему?

— Дело в том, что противостояние между Эрдоганом и военными зрело уже несколько лет — и в активную фазу вошло после включения Турции в сирийскую кампанию. Двусмысленная история с ИГИЛ (запрещённая в РФ организация — ред.) и торговлей нефтью, попытки Эрдогана заставить военных физически вмешаться в сирийский конфликт — всё это ставило армию в сложное положение. Высшие офицеры постоянно конфликтовали с президентом, пытались уйти от открытой конфронтации с боевиками и силами регулярной сирийской армии, поскольку в таком случае они оказались бы между нескольких огней.

— Какого вы имеете в виду?

— Во-первых — это сирийская армия и непонятные группировки, которые там друг с другом воюют. Во-вторых — ИГИЛ. И в-третьих — в случае наземной операции в Сирии армия получали бы удар в тыл от курдов — которых, по самым скромным подсчётам, в Турции 15% населения. Вот на этой почве, очевидно, и возникла нынешняя попытка переворота. И, честно говоря, я несколько удивлён, почему путчистов поддержала лишь малая часть военных. Объективные предпосылки для «бунта офицеров» копились давно.

Вертолёт с мятежниками был сбит с помощью НАТО?

— Кто из внешних игроков может стоять за путчистами?

— С одной стороны, события разворачивались в течение всей ночи. С другой стороны, с самого начала было очевидно, что свалить Эрдогана одним ударом не удалось. Тем не менее, Америка в лице Барака Обамы, Евросоюз в лице Дональда Туска, а также НАТО крайне поздно отреагировали. То есть выжидали.

— Очень странно!

— Вот именно. Через несколько часов, когда отмалчиваться уже стало глупо, от них, конечно, последовал некий отклик. Но это были не столько слова поддержки в адрес Эрдогана, сколько призыв «между строк» к турецким военным: хватит. Видимо, что-то пошло не так.

— Президент их переиграл?

— В какой-то мере да. Эрдоган призвал своих сторонников выйти на улицы, и, безусловно, низовая поддержка ему помогла. Хотя основную роль сыграло, конечно, сохранившее верность режиму силовое крыло: спецслужбы, полиция, жандармерия, значительная часть армии.

Но, ещё раз подчеркну, — что-то произошло именно внутри путчистов. Судя по всему, вертолёт, который в ночь на субботу был сбит в Анкаре истребителем F-16, перевозил штаб мятежников, их высший командный состав. И, очевидно, рядовые бунтовщики потеряли связь с руководством.

— Кто мог отдать приказ об уничтожении этого вертолёта?

— Формально — турецкие военные, сохранившие верность режиму. Но не исключаю, что определённая оперативная информация к ним пришла по линии НАТО. Вряд ли боевой истребитель F-16 без указания НАТО стал бы подниматься в воздух, целенаправленно искать конкретный вертолёт и сбивать его над городом.

Общественный конфликт сохранится

— Как отреагировали на путч соседи Турции?

— В Сирии и в Египте народ восторгался и рукоплескал: дескать, «султан Эрдоган» смещён наконец-то. Потому что эти страны довольно-таки сильно нахлебались от политики этого господина с его идеологией пантюркизма. Именно Анкара поддерживала «Братьев-мусульман» (запрёщенную в России экстремистскую организацию — ред.), не говоря уже у мутных делах с ИГИЛ. Он очень много дров наломал на Ближнем Востоке. И люди восприняли первые известия о перевороте как спасение от катастрофы, которая продолжается в регионе.

— Но путч всё-таки провалился. Что теперь?

— Полагаю, внутри самой Турции каких-либо масштабных потрясений не будет. И слава богу: простые турки — хороший, добрый народ. Но чистка в армии идёт семимильными шагами. 1600 офицеров и десятки генералов арестованы. Тем не менее, вряд ли это отразится на боеспособности — это пятый военный переворот в Турции, и все предыдущие и страна, и армия как-то пережили. В экономике тоже вряд ли будут потрясения, особенно если турпоток из России возобновится.

— А в политическом плане?

— Здесь, безусловно, Турция очень сильно пострадала. Даже попытка переворота —удар по престижу и власти, и армии. Я надеюсь, Эрдоган кое-что переосмыслит. Думаю, он уже для себя очень многое осознал в те тяжёлые часы, когда прятался, перемещаясь по стране.

Он ведь много лет обвиняет египтян в том, что они совершили в 2013 году военный переворот. В то время как армия Египта просто спасла государство и народ от катастрофы из-за неумелого правления «Братьев-мусульман», которых Турция поддерживала.

— Тогда где логика? В одном случае народ «Братьев-мусульман» сверг, а в другом — исламиста Эрдогана поддержал?

— Всё несколько сложнее. В ночь на 16 июля Эрдоган смог мобилизовать своих сторонников и вывести их на улицы, это правда. Но занявшие площади активисты его партии — это далеко не весь народ. Не будем забывать, что авторитет армии как института в Турции намного выше, чем авторитет любого из политиков.

— Почему?

— Военные считают себя продолжателями дела Ататюрка, хранителями Конституции, целостности государства и основ демократии. Мятежники выступали именно с этими лозунгами. А Эрдоган стремится превратить Турцию из парламентской республики в президентскую, заигрывает с религиозными радикалами. Посмотрим, чем это кончится.

Анкара сверяет часы по московскому времени

— Как изменятся отношения с Россией?

— Поскольку у власти по-прежнему Эрдоган — скорее всего, никак. Думаю, договоренности между ним и Путиным остаются в силе. Надеюсь, Эрдоган станет нашим союзником в сирийском урегулировании и борьбе с ИГИЛ. Напомню также, что между РФ и Турцией подписано соглашение: к 2023 году поднять ежегодный товарооборот до 100 млрд долларов.

— А что касается Анкары и США?

— Я не исключаю, что не возражавшие против путча американцы, поняв, что тот провалился, помогли его быстро подавить: полная дестабилизация ситуации и утрата контроля над Ближним Востоком им, конечно, не нужна. В ночь переворота Эрдогана поддержали курды, существенно усилив его позиции. А Курдская демократическая партия находится в хороших отношениях с Вашингтоном и, уверен, поступила так по его рекомендации.

В любом случае, рабочие отношения Анкары с Белым домом восстановятся достаточно быстро.

ХРОНИКА ВОЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ТУРЦИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ МЯТЕЖНЫХ ГОРОДОВ

КОММЕНТАРИИ ПОЛИТОЛОГОВ

МЕЖДУ ТЕМ

Все, что нужно знать о попытке переворота в Турции

Ночь с 15-го на 16-е в Турции, да и во всем мире, запомнят надолго. Военные попытались захватить власть в стране. Они ввели в Стамбул и Анкару танки и военные самолеты, взяли под контроль самые важные объекты инфраструктуры и СМИ. Обрадовало это не всех. Тысячи жителей вышли на улицы протестовать против бунтарей в форме. Начались столкновения, стрельба, на здание парламента сбросили бомбу. Погибли более 160 человек. В конце концов власти сумели подавить мятеж и президент Эрдоган вернулся в Стамбул (подробности)

КСТАТИ

Чьи уши торчат из турецкого бунта

В первые же мгновения мятежа Реджеп Эрдоган проговорился, что считает организатором переворота - Фетуллу Гюлена - опального турецкого политика и проповедника, который бежал в США и живет там уже 17 лет. Считается, что не просто так Гюлен, сидя в Америке, все эти годы дергал за нити влияния тюркского мира. Многие прямо говорят, что он под колпаком ЦРУ и выполняет то, что скажут ему кураторы из этой прекрасной, мирной и открытой организации. Если это так, то ЦРУ не могло не знать о готовящемся в Турции госперевороте. Получается, что знало, но ни словом не предупредило своего верного союзника по НАТО (подробности)