Касым-Жомарт Токаев с молодежью.
Фото: пресс-служба Акорды
Его двери открыты для представителей всего общества, включая молодежь. Первое совещание Совета запланировано на август.
Меры доверия
За три дня до президентских выборов Токаев сделал сразу несколько «твитов», в которых обозначил ключевые положения своей политической платформы: «Роль гражданского общества возрастает. Поэтому сильный, авторитетный и многопартийный Парламент, развитые институты гражданского общества - это магистральный путь дальнейшей политической модернизации».
«Для решения этой важнейшей задачи нужен диалог власти с обществом. Мы этот диалог обязательно наладим, чтобы обеспечить порядок и гармонию в обществе», - пообещал накануне выборов Токаев своей аудитории в популярной социальной сети Twitter.
Указ о создании Национального совета общественного доверия стал логическим продолжением президентского курса на политическую модернизацию страны и формирование Открытого общества. Состояние застоя и формат полицейского государства у людей ничего, кроме чувств уныния и протеста, не вызывают. Назрел серьезный и ответственный разговор.
Вопрос доверия к власти сейчас решается на уровне будущего «диалога» - его формата, содержания и цели. А так, конечно, идти с дубинками и щитами на людей проще, чем участвовать вместе с обществом в «мозговом штурме» о судьбах страны. В мозговом, а не в десантно-штурмовом, как повелось, к большому гражданскому сожалению.
Пока не наступил август 2019-го, можно вспомнить опыт из недавнего прошлого.
Вспомнить все
В 2003-2006 годах, сменяя друг друга, функционировали два аналогичных проекта: постоянно действующее «Совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества» и «Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан».
Эти консультативно-совещательные органы с длинными названиями давно канули в Лету, и вероятно, никто уже и не вспомнит - к каким результатам привел тот «общенациональный диалог по важнейшим вопросам политического развития Казахстана».
Стоит отметить, что с 2006 года «демократия» и «гражданское общество» выпали из активной политической лексики Акорды. Причем на фоне роста протестных настроений и активизации оппозиционных партий.
И лишь в 2016-м создается новое Министерство по делам религий и гражданского общества. Но через два года оно упраздняется с передачей функций в Министерство общественного развития Республики Казахстан. Еще через год, в феврале 2019, - новая реорганизация. В результате слияния двух ведомств образовывается Министерство информации и общественного развития.
Это своего рода структурная реинкарнация Министерства информации и общественного согласия Казахстана. Под таким названием ведомство довольно удачно просуществовало в 1997-2001 годы. Это была эпоха экономического кризиса и секвестирования республиканского бюджета, время оптимизации областей Казахстана и снижения госрасходов, период задержек пенсий и зарплат. Нефть тогда стоила 10 долларов за баррель. И в столь экономически острой ситуации казахстанцы с протестом на улицы городов не выходили.
Царило общественное согласие, хотя напряжение жизни было высоким, а ожидания тревожными. Пар социального недовольства тогда спускался на полосах негосударственных газет и в выпусках новостей первых коммерческих телекомпаний. Республиканские СМИ, включая контент некоторых аналитических программ, выходивших на государственных телеканалах, также отличались независимостью суждений и критическим мышлением.
В тот короткий, но очень насыщенный исторический отрезок времени диалог власти с обществом и «обратная связь» были налажены посредством телевидения и прессы, как в развитых демократических государствах.
За полчаса до весны
В самые кризисные годы государственные идеологи худо-бедно справлялись со своими функциональными задачами с помощью журналистов, служивших тогда своего рода посредниками между властью и народом. В тучные 2000-е идеологические работники Акорды начали подводить Елбасы и недооценивать роль и значение СМИ в современном обществе, превратившись в итоге в строгих и скучных кураторов прессы и телевидения.
Они настолько увлеклись внешним оформлением своей деятельности, госзаказами и тендерами, что внутренней политикой заниматься времени, кажется, не было вовсе.
Неумение идеологов с Левого берега НурСултана вести конструктивный диалог с людьми, говорить с ними на одном языке и находить точки соприкосновения особенно проявилось в последние месяцы и дни. Во многом из-за этого «тихая весна» казахского транзита наполнилась шумом и яростью.
В итоге у Касым-Жомарта Токаева и родилась идея создания «Национального совета общественного доверия» в качестве актуального формата для будущего диалога с обществом. Выборы состоялись, президент страны избран. Транзит остался позади, работа над ошибками сделана. Рождаются новые смыслы и задачи. В новейшей истории Казахстана ожидается эпоха политических перемен.