Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Происшествия3 июля 2019 3:30

Сюжет существования

В аналоговую эпоху после студенческой юности приходилось жить в арендном режиме
Асылбек Абдулов
Ценность представляли тексты, служившие творческими образцами.

Ценность представляли тексты, служившие творческими образцами.

Фото: REUTERS

Кочевали из квартиры в квартиру налегке, основным грузом были связка любимых книг и ворох периодики.

Ценность представляли тексты, служившие творческими образцами. Поэтому скарб свой бумажный таскал за собой я долго. И был в одном из журналов очерк Фазиля Искандера «Сюжет существования» (1995 г.).

Он начинался так:

«Вот уже полгода моя машинка упорно молчит, как партизанка. Слова из нее не вышибешь. Что случилось? И вдруг я подумал, что страна потеряла сюжет своего существования, и поэтому я не знаю, о чем писать. И никто не знает, о чем писать. Впрочем, был у меня хороший сюжет...».

Писатель вспоминает, как после неудачной охоты в чегемских лесах они с товарищем вышли к дому последней хуторянки Чегема. Звали ее Маница. Одинокая женщина изредка приезжала в город продавать сыр, орехи, муку, но наотрез отказывалась там жить, хотя старшая замужняя дочь усиленно ее туда зазывала: «Она считала недопустимым грехом бросать дом деда».

После описания трудной судьбы и сурового быта, которые абсолютно не сказались на жизнелюбии последней хуторянки Чегема, Искандер выходит на благостную, казалось бы, ноту:

«Она была счастлива, несмотря ни на что, потому что ясно знала и следовала сюжету своего существования».

Фазиль Абдулович завершает свой очерк философским обобщением, свойственным большому художнику:

«Я видел десятки, а на всю страну их миллионы, несчастных людей.

Одни несчастны из-за своей бедности и боязни стать еще бедней, другие несчастны потому, что разбогатели, но боятся, что не смогут усторожить свое богатство, третьи несчастны оттого, что просто не знают, для чего жить, и все вместе несчастны оттого, что будущее страшит их хаосом жестокой бессмысленности».

Искандер писал текст в 1990-е годы, полные новых идей, лихих людей и обманутых вкладчиков. В эпоху внезапных перемен и тягучей неопределенности. Во времена, когда люди начали терять сюжет своего существования, а взамен ничего не находили:

«Сюжет существования важнее всяких экономических законов, вернее, сами экономические законы могут работать только тогда, когда у человека есть сюжет существования.

Если вкладчики перестают верить в сюжет существования банка - банк лопается.

Если граждане страны не улавливают сюжет существования государства - оно разваливается.

Дайте сюжет! Дайте сюжет!»

К чему такое длинное предисловие по мотивам очерка нашего великого современника и классика?

24 июня 2019 года сюжет своего существования потеряли 45 тысяч жителей города Арысь на юге Казахстана. В течение недели они пережили взрывы снарядов, эвакуацию, осиротелость, марш протеста и возвращение в разгромленный город. В родные руины вместо домов. Как после войны...

Теперь жизненно важно, чтобы люди не остались одни в руинах, за рамками сюжета своего существования. Пока он скрашен вдохновляющими примерами волонтерской помощи и самоотверженностью саперов. Теперь все в руках государства, в профессиональной пригодности и чуткости его менеджеров, отряженных на восстановление города.

Вернуть людям сюжет существования можно только через скорейшее Возрождение. Мне кажется, только так, а не иначе граждане страны могут уловить и сюжет дальнейшего существования своего государства, его приоритеты и ценности.

Арыс, как много в этом слове. В переводе с казахского - опора (несущая деталь строений и конструкций). В переносном значении - защитник. Он еще и остов арбы, без которой хода нет. И, наконец, Арыс - это фратрия - союз братских родов, дружественных народов.

Нужна опора в этом шатающемся мире. Нам нужен Арыс. Дайте сюжет. Дайте сюжет.