Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
ЗДОРОВЬЕ17 июля 2019 4:30

В зоне риска и внимания

В Алматы прошло совещание по итогам проекта «Улучшение профилактики и лечения ТБ/ВИЧ - создание моделей будущего»
Ирина Мишура
По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан входит в список 30 государств с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан входит в список 30 государств с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом.

Проект осуществлялся в трех странах - Казахстане, Филиппинах и Нигерии - в течение четырех лет. Но даже за столь непродолжительное время были достигнуты впечатляющие результаты. Другой вопрос: почему мировое сообщество озабочено ситуацией с туберкулезом и ВИЧ именно в Казахстане? Что заставляет наших специалистов и активистов обращаться к опыту других стран?

История болезни

По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан входит в список 30 государств с высоким уровнем заболеваемости туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью. За пояснением обратимся к официальному сайту ВОЗ, где сказано примерно следующее: «у бактерии, вызывающей ТБ, может вырабатываться устойчивость к противомикробным препаратам, причем реагировать она зачастую перестает на изониазид и рифампицин - два самых мощных противотуберкулезных средства».

Основной причиной такого развития событий является неправильное лечение болезни. Хотя большинство случаев туберкулеза излечимо, для успешного избавления от него необходим полугодовой курс лекарственной терапии под наблюдением врачей. В случае ненадлежащего обращения с лекарствами или раннего окончания лечения появляется риск развития и передачи другим людям устойчивых форм болезни. Особенно остро проблема стоит в стесненных условиях тюрем и больниц.

Кстати, туберкулез и ВИЧ рассматриваются международными организациями в совокупности. Дело в том, что при наличии вируса иммунодефицита человеку заразиться ТБ гораздо проще, а последствия - гораздо тяжелее. Часть пациентов страдает от так называемой ко-инфекции, то есть ВИЧ в сочетании с туберкулезом, стремительно развивающимся на фоне сниженной сопротивляемости иммунной системы. В этой связи закономерно, что среди ко-инфицированных пациентов наблюдается значительно более высокая смертность.

Нидерланды нам в помощь

Финансируемый правительством Нидерландов проект «Улучшение профилактики и лечения ТБ/ВИЧ создание моделей будущего» в Казахстане реализовывался компаниями KNCV и AFEW Kazakhstan. Правда, в фокус внимания попал лишь Алматы. Оно и понятно, ведь южная столица мегаполис с «разношерстным» населением, где широко представлены ключевые группы: люди, живущие с ВИЧ, наркозависимые, мигранты, бывшие заключенные.

Даже исключительно примера «города яблок» хватило для понимания того, что печальная статистика ТБ обусловлена не только несознательностью пациентов или социальной дискриминацией, но и низкой вовлеченностью медицинских организаций, в особенности частных.

- Все мы понимаем, что выявление туберкулеза значительно повышает успех лечения и исход самого заболевания. Медицинские работники всех организаций неважно, частных или государственных должны быть всегда бдительны в отношении лечения туберкулеза и других социально значимых заболеваний, особенно среди уязвимых групп населения, заявила представитель Управления общественного здоровья Алматы Майя Шегебаева.

При этом, как было озвучено в ходе обсуждения, ранее ответственность на себя брали только противотуберкулезные службы. «Частники» тем временем отказывались от любых взаимодействий с пациентами с подозрением на ТБ.

Получалась следующая картина: человек приходит в клинику, например, с болями в грудной клетке, свойственными, помимо туберкулеза, еще бронхиту, пневмонии и пр. В случае выявления подозрений на ТБ стены частного учреждения он покидает и уходит, по сути, в никуда. Не было налаженной системы перенаправления, обратной связи, отслеживания перемещений пациента. Простой эксперимент показал, что лишь три частных клиники во всем городе отчитывались о подобных случаях перед Центром фтизиопульмонологии и только одна - перезванивала и узнавала, куда делся больной.

- Нам нужно было посмотреть, какие в нашей стране существуют юридические, нормативные рамки, устанавливающие ограничения для работы частных клиник. Изучив нормативную базу, мы начали искать программы, способные вовлечь частные клиники в оказание услуг по туберкулезу. Такой механизм есть - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи для медучреждений, выбирающих себе амбулаторно-поликлинический пакет. Этот пакет как раз предполагает, что они, как часть сети первичной медико-санитарной помощи, обязаны оказывать в том числе и услуги по выявлению, скринингу, лечению туберкулеза, - разъяснила директор KNCV Светлана Пак.

Впрочем, к дополнительному объему работ медорганизации оказались не готовы. Во-первых, персонал банально не знал, что делать с туберкулезными больными. Во-вторых, не хватало ресурсов: рентген, ФГ и УЗИ-аппаратов, комнат сбора мокроты. Посему приходилось либо оказывать поддержку, либо - через заключения договоров с государственными клиниками - создавать отлаженную систему перенаправления. Параллельно с этим для докторов проводились тренинги и лекции.

На сегодняшний день среди главных достижений участники проекта называют улучшенную систему перенаправления пациентов с подозрением на ТБ между частными и государственными организациями, интеграцию «частников» в систему мониторинга и надзора, а также положительные результаты обучения руководителей клиник и врачей.

«Все в твоих руках»

Не медиками едиными решаются проблемы пациентов. Больные зачастую не знают, куда им обращаться, где просить помощи и на кого надеяться в сложной жизненной ситуации. Вдобавок они подвержены социальной дискриминации, стигме и самостигме, а это тоже усложняет процесс лечения и адаптации. Казалось бы, исправить положение может неправительственный сектор: через консультативную, материальную или юридическую помощь. - Но еще совсем недавно он был практически неразвит в Алматы, по крайней мере, в сфере борьбы с туберкулезом.

По словам проектного менеджера AFEW Kazakhstan Кристины Жораевой, в городе до запуска проекта работающие только для ТБ-пациентов НПО напрочь отсутствовали. Ситуацию усугубляло и то, что бывшие пациенты отнюдь не рвались в активисты и проповедники терапии, лечения и борьбы со стигматизацией.

- У НПО не было ни развитой системы информационного обмена друг с другом, ни налаженных связей с больницами и Управлением общественного здоровья. В лучшем случае они работали с Центром СПИД и ТБ-диспансером, - подчеркнула Жораева.

Пробел восполнили созданной в рамках проекта организацией «Санат алеми», примечательной еще и тем, что в ней состоят перенесшие туберкулез люди.

- Наше главное достижение - создание группы взаимопомощи пациентов. Сначала было два-три человека, но мы понимали, что это нужно нарабатывать. На сегодняшний день функционируют две группы взаимопомощи общей численностью более 50 пациентов. Кто-то выздоравливает, уходит, их место занимают новые, - поделилась директор фонда Роза Идрисова. - По инициативе больных мы создали пациентский совет. Он состоит из пяти человек, один из которых - социальный работник и четверо - пациенты. В Совет обращаются со сложными вопросами.

«Санат алеми» не только консультирует и оказывает психологическую поддержку - он также заботится о юридической и материальной помощи для ТБ-пациентов.

- Что очень важно для людей, впервые столкнувшихся с этой болезнью, выпущена брошюра «Все в твоих руках». Это было сделано по инициативе пациентов, которые решили поделиться своими историями успеха, победы над болезнью. В брошюре собрано 50 историй - 25 на русском и 25 на казахском языках, - добавила Роза Турагуловна.

Излечи себя сам

«Улучшение профилактики и лечения ТБ/ВИЧ - создание моделей будущего» официально завершается в августе текущего года. В период с 2015-го по 2019-й в Алматы была установлена настолько высокая планка, что казахстанский опыт задокументировали представители Всемирной организации здравоохранения. Однако после завершения проекта прервется и денежный поток из Нидерландов, а это значит, что дальше уровень придется держать самостоятельно. Остается надеяться, что энтузиазм городской администрации, «белых халатов» и волонтеров не иссякнет сразу после позитивной отчетности о результатах проекта.