Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Досуг14 августа 2019 3:40

Родом из беззаботного детства

Во второй половине прошлого века центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького в Алма-Ате был главным местом паломничества для казахстанских детей
Андрей МИХАЙЛОВ
Историческая арка, пережившая реконструкции и реставрации - единственное узнаваемое сооружение, оставшееся от ЦПКиО советского периода.

Историческая арка, пережившая реконструкции и реставрации - единственное узнаваемое сооружение, оставшееся от ЦПКиО советского периода.

Фото: Архив автора

Многие ребятишки из дальних аулов и сел, попадавшие сюда всего один-два раза за все детство, от души завидовали своим сверстникам-алмаатинцам, для которых походы в парк были куда более доступными и почти повседневными.

Историческая арка, пережившая реконструкции и реставрации - единственное узнаваемое сооружение, оставшееся от ЦПКиО советского периода. Совсем недавно здесь была уничтожена историческая клумба, на фоне которой сфотографировались несколько поколений казахстанцев. Втихаря вывезен на «свалку истории» гранитный Горький, чье имя традиционно носили подобные парки по всей стране.

Сразу за аркой располагалась дорога посетителей, которые в былые времена сплошным потоком каждое воскресение стекались к парку. Затем вереница расходилась веером. Самых малых неодолимо тянуло направо - к детскому городку. Путь туда пролегал мимо публичных беседок-читален, шахматных павильонов, по Березовой аллее. Дорога приводила аккурат к вожделенному оазису, приближение которого определялось издали по тепловозным гудкам и звонким крикам отдыхающих.

Современных сверстников советской ребятни вряд ли бы вдохновили аттракционы, которые влекли сюда бабушек-дедушек в их юном возрасте. Тот городок был непритязательным донельзя: неповоротливые педальные машинки, бесхитростные карусели, «бронетанковые» качели-качалки...

Сразу за аркой располагалась дорога посетителей, которые в былые времена сплошным потоком каждое воскресение стекались к парку.

Сразу за аркой располагалась дорога посетителей, которые в былые времена сплошным потоком каждое воскресение стекались к парку.

Фото: Архив автора

Чтобы сдвинуть с места железную детскую машинку, неизменно требовалась помощь взрослых. Ногам юных водителей педали не поддавались. Судя по всему, эти машинки изготавливались на каком-нибудь оборонном предприятии вроде завода им. Кирова. А может, и АЗТМ (Алмаатинский завод тяжелого машиностроения). Такими же «танкообразными» в те годы делали детские качельки, сваренные умельцами из листовой стали и арматуры.

Любопытно, но никаких особенных аттракционов, которые бы двигались автоматически, в детском городке вообще не было. Любое движение подразумевало усилие своих мышц и запас собственной энергии. Однако желающих «прокатиться» или «поиграться» не убавлялось и очереди стояли всюду: и в песочницу, и в «Сказочный замок», и под деревянный навес, разрисованный изнутри всякими страшилищами вроде Бабы-яги и Змея Горыныча. Нет, тот детский городок никогда не представлял собой такую печальную картину запустения, что его нынешний продолжатель!

Чтобы сдвинуть с места железную детскую машинку, неизменно требовалась помощь взрослых.

Чтобы сдвинуть с места железную детскую машинку, неизменно требовалась помощь взрослых.

Фото: Архив автора

И, судя по воспоминаниям, счастье было не в том, на чем тогда катались малыши. Такой вот казус, отличающий общество дефицита, от общества изобилия. Это - как с игрушками. Пока они были редкостью - их любили. Все детство. Любили и дорожили. Но лишь только спрос был перенасыщен (с помощью чудесной китайской предприимчивости) и любимых отпрысков засыпали игрушками выше их детского роста, понятия «любимая машинка» или «любимая кукла» стремительно превратились в архаизм.

Главным магнитом детского городка была детская железная дорога, без катания на которой вообще не обходился ни один полноценный семейный визит в ЦПК и О. (Как, впрочем, и без зоопарка, колеса обозрения, «кривых зеркал», мороженого и катания на лодках.)

Такой вот казус, отличающий общество дефицита, от общества изобилия.

Такой вот казус, отличающий общество дефицита, от общества изобилия.

Фото: Архив автора

Особо привлекательным для юных (и взрослых!) пассажиров было то, что эта железная дорога, в отличие от всех остальных аттракционов парка, была абсолютно настоящей. Локомотив ТУ-2 (позже замененный на ТУ-7), три вагона польского производства на 38 мест, семафоры, шлагбаумы, две станции («Комсомольская» и им. Павлика Морозова), диспетчерская связь. Расписание движения, объявления по громкоговорителю и... очередь в кассу - за картонными билетами, абсолютно сходными с теми, что продавали на пригородные поезда всех прочих станций и платформ страны.

Хотя железнодорожный путь и замыкался полуторакилометровым кругом - здесь по всем правилам была установлена полноценная «узкая колея» (шириной 750 мм). По ней до сих пор движется какой-то размалеванный эрзац, знаменующий новую эпоху детских развлечений. Кусающий посетителей своими тарифами. Как, впрочем, и цены на все остальные аттракционы для детей, пришедшие на смену той архаике.

По ней до сих пор движется какой-то размалеванный эрзац, знаменующий новую эпоху детских развлечений.

По ней до сих пор движется какой-то размалеванный эрзац, знаменующий новую эпоху детских развлечений.

Фото: Архив автора

Советский Союз был странным образованием. Все, что предназначалось детям, было заметно дешевле, нежели для взрослых. Потому-то сводить отпрысков в детский городок могли позволить себе все семьи - и «богатые» чабанские, и «бедные» студенческие. Большинство радостей там вообще были бесплатными. Если бы в то время додумались до простой мысли, что из родителей можно, не мучась совестью, «доить» и «доить» деньги - все равно от рыночных законов они никуда не денутся - может, Союзу хватило бы средств протянуть еще несколько лет.