Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды21 августа 2019 5:19

Лирики у физиков гостили

Советский Союз с полным основанием мог считаться великой театральной державой
Андрей Михайлов
Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Оперные театры работали в столицах всех союзных республик, а драматическими располагали даже некоторые райцентры. Я веду речь только о профессиональных сценических площадках, оплаченных бюджетом и обремененных штатными расписаниями. К тому же «своими» театрами располагали в СССР не только великие, но и практически все малые народы. И этот феномен глобальной театрализации еще ждет своих непредвзятых исследователей.

Особая сцена театральной державы

Разумеется, все профессиональные советские театры всегда оставались продуктом строя и выполняли четкий и ясный идеологический заказ. Их репертуар утверждался свыше, а цензура боролась с вольностями в трактовках.

Но только пользователи интернета, воспитанные на извращенном представлении о минувшей эпохе, могут считать ее чем-то сплошь негативным и мрачным. В СССР между тем случались не только ГУЛАГ 30-х, но и оттепель 60-х.

Время послаблений и реформ отражалось и на театральной жизни страны. Наряду с дежурно высокопрофессиональными «академическими» и скучновато-провинциальными областными театрами в такие моменты на небосклоне ярко возгорались коллективы молодые, бунтарские, новаторские, реформаторские. В 1960-х годах такими, широко гремевшими и безумно популярными на всем пространстве Союза, были «Современник», БДТ, «Ленком», «Таганка». Их делали идеалисты и романтики. Их почитали партократы и студенты. Попасть на спектакли, на их же собственных сценах, было практически немыслимо.

Но, по правилам игры того времени, все советские театры, независимо от статуса и популярности, каждое лето отправлялись на гастроли по стране. В 1970-м в Алма-Ату прибыл со своими спектаклями «Современник». Тот самый, ефремовский, единый, еще не «разбежавшийся» в разные стороны.

Клуб свободолюбителей

А у нас, в те же годы, существовал самобытный и весьма закрытый клуб - Дом ученых казахстанских физиков в научном городке под Алма-Атой. Вполне советский по массовому составу своих членов и вполне «ночной» по своему содержанию.

Никаких ночных клубов в СССР не водилось в принципе. Были разные клубы рабочих и крестьян, всякие отраслевые дома культуры, перманентные тусовки творческой молодежи, «огоньки» и т. п. Но все они пребывали под постоянным отеческим надзором соответствующих товарищей и не могли позволять себе того, чего вытворяли молодые ученые, собранные сюда, в Казахстан, в новый Институт ядерной физики со всей страны. Нельзя сказать, что за ними так уж никто не надзирал, но... Время соответствовало если не инакомыслию, так уж по крайней мере - свободолюбию.

К тому же партийные власти Союза были вовсе не такими поголовными дуболомами, как представляют себе многие нонешние «антисоветчики», зацепившие ту жизнь своим детсадовско-ясельным возрастом. Случались и послабления, и «упущения». А особенно - когда дело касалось интеллигенции, где методы лобовой пропаганды часто приводили к обратному результату. Дом литераторов в Москве, новосибирский Академгородок, Дом ученых поселка Алатау - примеры таких очагов свободомыслия в СССР встречались всюду.

И никаких нарочитых проявлений антисоветской направленности в них не было. Люди просто развлекались так, как им этого хотелось. Хотя иногда и «на грани фола».

Созвездие Дома ученых

Физики развлекались от души! Собираясь в своем клубе каждую ночь с субботы на воскресенье в своем помещении, которое занимало целый этаж местного Дома культуры. Свой досуг они целиком и полностью организовывали сами. Сами писали сценарии для своих «капустников». Сами выступали в своих концертах. Сами дежурили за барной стойкой и наливали при помощи лабораторной химической посуды фирменную «Кровавую Мэри». Сами приглашали гостей.

Нужно сказать, что те молодые ученые были вполне самодостаточными. И, принимая гостей любого ранга и ранжира, обращались с ними как с равными - без придыхания и раболепия. Потому-то тут, в неформальной теплоте Дома ученых, и гости чувствовали себя... как дома!

Кто только не перебывал в гостях у казахстанских физиков за пару десятков лет функционирования их клуба! Так, в один из томных вечеров здесь одновременно нарисовались Людмила Гурченко, Светлана Светличная, Нонна Мордюкова и Николай Озеров. Как вам такая компания? Бывали тут и великие шахматисты: Михаил Таль, Нона Гаприндашвили. Не только бывали, но и играли в шахматы с местными мастерами. Заезжал и Эмиль Кио (вместе с Московским цирком), и Арно Бабаджанян (вместе с Александром Арутюняном), и Юрий Сенкевич (с космонавтами). А театры? БДТ (с Юрским и Басилашвили), театр на Таганке (вместе с Любимовым, Высоцким, Филатовым и Золотухиным), театр Моссовета, и театр Вахтангова, и... «Современник»!

Все они, конечно, приезжали к физикам не специально (это было не казино какое-то), а бывая в Алма-Ате по каким-то иным надобностям и приглашениям. Но многие из тех, кто наезжал в столицу Казахстана позже, (позже «Современника») уже знал про то, что его могут позвать к себе местные физики. И был готов приехать. (Бесплатно гостей в Доме ученых лишь поили-кормили!)

«Современник» в 1970-м был одним из первых. И, быть может, одним из самых близких. Однажды вечером, после спектакля за усталыми артистами «заехали» и «позвали».

- А что, ребята, поедем? - вопросил Олег Ефремов. И они поехали.

Вечер с продолжением

Сейчас не могу назвать всех, кто прибыл в поселок Алатау в тот вечер вместе с Ефремовым. Но точно была уже такая популярная Анастасия Вертинская («Человек-амфибия», любимый советский фильм тинэйджера Тарантино, уже вышел на экраны). Присутствовал и Андрей Мягков (еще не такой популярный - «Ирония судьбы» была еще впереди). А еще - всеми и всегда любимый Евгений Евстигнеев. И более камерная Лилия Толмачева. И неожиданный Рогволд Суховерко. И Алексей Кутузов.

Вечер с шутками физиков, сценками «современников» и чарами «Кровавой Мэри» удался на славу. Когда «под занавес» гости оставляли свои автографы на гостевой стене Дома ученых (ее, увы, заставили ликвидировать, когда позже начались процессы отката к партийной кондовости), Анастасия Вертинская написала: «Спасибо! Нам очень хорошо у вас!».

И это была не простая фраза вежливости. Духовный контакт между физиками и лириками выдался таким, что на все оставшиеся спектакли в зале, где гастролировал «Современник», один из первых рядов оставался «забронированным» для гостей из поселка Алатау. А гастролировал театр в только что открытом к 100-летнему юбилею вождя Дворце им. Ленина (ныне - Дворец республики), на самой крупной и навороченной площадке того времени. После спектакля кто-то из физиков даже заходил в гримерки.

И тут родилась спонтанная идея - еще раз встретиться всем вместе в неформальной обстановке. На пикнике. Настоящем пикнике. С шашлыками, пивом (и не только), костром, гитарой, возможностью позагорать на жарком алма-атинском солнышке, всякими играми-плясками. И вот, в ближайший выходной, физики и «современники» устроили себе еще один маленький праздник.

Пикник состоялся вблизи поселка Алатау, где жили хозяева. В одном из «лесков», зажатых со всех сторон колхозно-совхозными нивами окрестных селян. Состоялся и удался.

Об этом свидетельствуют эти живые фотографии...

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.

Фото из архива Андрея Михайлова.