Казахстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
Политика18 сентября 2019 3:25

«Каждый пишет, как он слышит»…

На этой неделе исполняется 100 дней президентству Касым-Жомарта Токаева
Асылбек Абдулов
В наиболее концентрированном виде его тезисы прозвучали в Послании народу Казахстана.

В наиболее концентрированном виде его тезисы прозвучали в Послании народу Казахстана.

И сегодня нам бы хотелось подвести некоторые итоги всему сказанному вторым президентом страны за этот срок. В наиболее концентрированном виде его тезисы прозвучали в Послании народу Казахстана.

Месседж о политической трансформации был отправлен в начале сентября, но его смыслы и нюансы будут еще долго задавать тон нашей жизни и формировать ее каденцию. Текст послания, на мой взгляд, - исторически фиксирует идеологический старт «либерального дискурса» в Казахстане и календарный отсчет нового этапа политической модернизации страны.

Касым-Жомарт Токаев: «Наша общая задача - воплотить в жизнь концепцию «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Именно для этого создан представительный по своему составу Национальный совет общественного доверия, который будет работать по ротационному принципу».

Национальный совет общественного доверия уже провел свое первое заседание, став первой объективацией инаугурационных обещаний Токаева. Совет доверия - хоть и консультативно-совещательный орган, но все же состоит из плоти и духа. Он несет в себе приличный интеллектуальный потенциал. Не палата парламента, конечно, по статусу, но ума палата - точно. Причем в очень хорошем смысле. Такой позитивный тренд обнадеживает и настраивает на рабочий лад.

Касым-Жомарт Токаев: «Обещанная мной политическая трансформация будет постепенно и неуклонно осуществляться с учетом интересов нашего государства и народа. Мировой опыт свидетельствует о том, что взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности. Поэтому мы будем осуществлять политические реформы без «забегания вперед», но последовательно, настойчиво и продуманно. Наш фундаментальный принцип: успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны».

Под модернизацией обычно понимают переход от традиционного общества к обществу современному. Ее политические аспекты означают переход к демократической системе со всеми ее характерными атрибутами: выборностью власти, местным самоуправлением, развитым гражданским обществом, политическими свободами.

Вопреки популярной в конце 90-х - концепции американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы никакого «конца истории» нет. Поэтому в деле политической модернизации, - а также в вопросе выбора ее вариантов главной проблемой остается соотношение универсального и национального. Баланс традиций и модерна.

Касым-Жомарт Токаев: «В нашей работе следует исходить из необходимости полной реализации Пяти институциональных реформ и Плана нации, разработанных Елбасы. Следует возобновить работу созданной им Национальной комиссии по модернизации».

Политическая модернизация на деле это:

- высокая специализация политических ролей и институтов;

- включенность в политическую жизнь социальных групп;

- возникновение рациональной политической бюрократии;

- ослабление традиционных элит и замена на модернизаторские элиты.

Баланс традиций и модерна.

Баланс традиций и модерна.

Наш тип модернизации по определению является «отраженным», то есть модернизацией «вдогонку». Такой же путь прошли или проходят Турция, Бразилии, Россия. «Первичная» модернизация в свое время пришлась на Западную Европу и США - то была еще эпоха первой промышленной революции. Время слома феодальных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав. Разделение форм собственности. В результате формируется некая горизонтальная структура из крови, плоти и капитала - гражданское общество. Под него затем и создается политическая система, основанная на представительной демократии.

Развитие общества при «вторичной» или «догоняющей» модернизации - сравнивают с «движением квадратного колеса». В разных странах может варьироваться лишь систематичность «встрясок», глубина «ухабов» да скорость движения. И успех в таких случаях зависит от эффективности общественно-политических институтов, правовой системы, партий, средств массовой информации, от практики тесных контактов руководителей страны с интеллектуалами и бизнесом.

Традиционной полосой препятствий для политической модернизации служат две крайности: технократизм, игнорирующий социальные нужды общества, и популизм, приносящий в жертву социальной политике эффективность экономического развития страны. От таких крайностей мы, судя по всему, и к большому счастью, далеки. Но остаются еще другие риски, на первый взгляд неочевидные, но вполне вероятные. Как, например, неспособность или нежелание значительной части политической элиты проникнуться идеями реформ и духом времени, рассеивать импульс модернизации (и ее плоды) с элитарного уровня на массовый.

Касым-Жомарт Токаев: «Зачастую люди вынуждены обращаться к президенту вследствие «глухоты» и закрытости чиновников в центре и на местах. Неоднократные жалобы на несправедливость решений в какой-то сфере означают системные проблемы в конкретном госоргане или регионе. Теперь к этому следует относиться именно так и принимать соответствующие решения».

Еще одним хрестоматийным барьером - для политической модернизации считается поверхностное и сугубо механическое восприятие современных политических ценностей и норм при фактическом доминировании традиционной политической культуры. Пока же у нас лучше понимают до предела зажатую и централизованную политическую жизнь.

Кто же тогда проводники реформ, «фавориты перемен» и соратники президента в этом непростом деле? Кто они - герои обновленного Казахстана? Откуда возьмется новое поколение реформаторов, готовое к ответственной работе и способное вместо культа силы предложить не бог весть какую новинку - создать страну, основанную на реальной демократии, свободе мнений, прозрачной экономике и социальной справедливости? Реформы в конечном счете должны проводить те homo politicus, кто имеет к ним политический вкус, внутренние способности и потребности.

Касым-Жомарт Токаев: «С целью повышения эффективности работы госслужащих нужно привлечь в их ряды подготовленные молодые кадры. В то же время, начиная с 2020 года, мы приступим к постепенному сокращению численности государственных служащих, а высвободившиеся средства направим на материальное стимулирование наиболее полезных работников. К 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний следует сократить на 25 процентов».

В заключение я бы хотел вспомнить строки Булата Окуджавы, которые вынесены в заголовок: «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит». Универсальное обобщение в равной степени справедливое как для автора послания, так и для его читателей.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz