Казахстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды9 октября 2019 4:34

Без кисти и мольберта - как без рук

В Алматы открылась выставка картин необычного художника
Из газетной статьи

Из газетной статьи

Трудно представить, что их автор Карипбек Куюков рисует, зажав кисть... в зубах! Дело в том, что он родился без рук. Но когда внутри есть полыхающая жажда творчества и самовыражения, то возможно все. Даже без профессионального образования!

Сегодня его картины украшают многие известные музеи мира и частные коллекции. Имя Карипбека Куюкова хорошо известно за рубежом, однако в Алматы его персональная выставка проходит впервые. Это стало возможным благодаря инициативе известного общественного деятеля, журналиста Дане Орманбаевой.

Отец решил — сыну жить!

Родился он полвека назад в Семипалатинске. Карипбек был долгожданным ребенком в семье, потерявшей до него уже двоих малышей. Родители с нетерпением ждали дня, когда он появится на свет. Однако увидев сына без рук, мама была в таком шоке, что даже не смогла сразу обнять своего ребенка. Врачи роддома предложили сделать малышу смертельную инъекцию, чтобы навсегда избавить ее и Карипбека, который был обречен на несладкую жизнь инвалида, от дальнейших мучений. Для врачей это было в порядке вещей: в то время подобные случаи рождения детей с аномальными отклонениями довольно часто происходили в регионе.

Из газетной статьи

Из газетной статьи

Участь сына решил отец. Он был категорически против усыпления долгожданного сына: пусть безрукий, но этого ребенка послал Всевышний, и не им решать его судьбу...

— Спустя годы отец рассказывал, что когда впервые увидел меня, я вовсю двигал ножками, и его охватила щемящая нежность, — делится Карипбек.

Казалось бы, какая жизнь может ожидать человека, родившегося без рук: ни к чему не приспособлен, без помощи со стороны не выжить. Однако любовь близких и недюжинная сила воли помогают Карипбеку справляться с нелегкими испытаниями. Сложности начались сразу после того, как ребенок начал познавать мир, делая первые шаги по дому. Он то и дело натыкался на пороги и, не имея возможности при падении руками смягчить удар об пол, расшибал себе лоб. Увидев это, отец взял топор и срубил все пороги в доме, чтобы у сына не было препятствий при передвижении.

Когда мальчик чуть подрос, то стал объектом насмешек у всей соседской детворы. Старшему брату нередко приходилось с ними драться.

— Раз уж так произошло, то надо терпеть и стараться, — говорит Карипбек. — И я старался, как мог.

Больше всего на свете он хотел, чтобы родители видели, что он ни в чем не отстает от других. Поэтому всегда помогал по хозяйству: чистил двор, ухаживал за коровами, таскал ведра с водой и уголь зубами! Он научился вставать раньше мамы и все, что мог, делать по дому, чтобы быть полезным.

— Я не чувствовал себя ущемленным, — рассказывает Карипбек. — Все привык делать пальцами ног. Ноги и рот стали моими руками.

Отец очень хотел, чтобы Карипбек приспособился к жизни, понимая, что настанет день, когда их не будет рядом. Он возил сына на обследование в Алматы. И в один из таких приездов по счастливой случайности ребенка увидели ученые из Ленинграда. Они работали в крупном НИИ, который специализировался на протезах для конечностей, и предложили, чтобы сын какое-то время пожил в городе на Неве.

— За это время я перепробовал много различных видов протезов. Но привыкнуть к ним так и не смог.

Там же при институте функционировал интернат, где мальчик провел свои школьные годы начиная с первого класса. Здесь жили и учились ребята из самых разных уголков Союза. Карипбек до сих пор поддерживает с ними теплые дружеские отношения. Друзья в России зовут его Колей. Кстати, именно в НИИ Карипбек познакомился со своим первым наставником, который начал учить его рисовать, своим примером привил терпение и заразил любовью к творчеству.

— Это был ветеран Великой Отечественной войны, который во время сражения потерял обе руки. Чтобы не впасть в отчаяние, бывший солдат рисовал ртом. Я видел, как ему непросто, и часами находился рядом, помогая открывать тюбики с краской. Ветеран говорил, что только живопись спасает его душу.

Карипбек также посещал различные художественные кружки, часто рисовал плакаты и стенды к праздникам для интерната. А знания, которые были необходимы начинающему художнику, черпал из книг, которые брал в библиотеке.

Самостоятельная жизнь в интернате закалила характер Карипбека. Он до сих пор порой удивляется, как смог пережить все тяготы и невзгоды, которые выпали на его долю.

— Значит, нужно быть стойким и несгибаемым в любой ситуации, считает Карипбек.

Один из тех, кто закрыл полигон

Испытания на Семипалатинском ядерном полигоне принесли много горя жителям региона. О последствиях испытаний Карипбек знает не понаслышке: брат и сестра, которые родились до него в семье, умерли, не дожив и до года. От онкологии скончалась мама Карипбека. Люди с физическими аномалиями в его родном селе — привычное явление. Целую серию портретов художник посвятил инвалидам, пострадавшим, как и он сам, от ядерных испытаний на полигоне.

Неудивительно, что Куюков не остался в стороне от антиядерного движения, ведь он сам и его семья сильно пострадали от испытаний. Еще на заре становления движения «Невада-Семипалатинск», которое возглавил Олжас Сулейменов, Карипбек вошел в состав его активных сторонников. Он навсегда запомнил тот дух патриотизма, который витал над огромной толпой, собравшейся возле здания Союза писателей в Алма-Ате и требовавшей закрыть полигон. В молодости он часто приезжал в офис движения, чтобы пообщаться с активистами.

— Иногда на различных мероприятиях мы встречаемся с Олжасом Омаровичем, — говорит Карипбек. — Уважаю его как сильную личность, потому что благодаря Сулейменову весь мир узнал, что в Казахстане существует пятый по величине в мире ядерный полигон, и благодаря усилиям движения мы смогли остановить это безумие. Я — большой поклонник творчества знаменитого поэта.

Карипбек Куюков часто бывает за рубежом, где выступает на акциях, посвященных антиядерному движению. Несколько раз выступал с трибуны ООН в Нью-Йорке, неоднократно посещал Японию. Он — почетный посол международного проекта «АТОМ», цель которого избавить человечество от ядерного оружия.

Из газетной статьи

Из газетной статьи

— Если честно, я не люблю рисовать портреты. Мне больше по душе пейзажи нетронутой природы. Это так красиво! К сожалению, именно люди разрушают суть жизни. После приезда из России я в основном рисовал пейзажи русских полей, березовые рощи. А потом по просьбе матери переключился на национальную казахскую тематику.

Очень много работ художника хранится в частных коллекциях за рубежом. Раньше Карипбек часто раздаривал свои картины друзьям и родным. А потом один из зарубежных ценителей его творчества не просто приобрел много произведений, но и научил более бережно относиться к своим работам и ценить свой труд, так как картины — это хлеб художника.

Карипбек рад, что родители застали время, когда он уже стал известен и состоялся как личность.

— Мама была простой скромной женщиной, — вспоминает Карипбек. — Она не любила поездки, всю cвою жизнь посвятила семье. Мама всегда была моим самым любимым критиком. Доволен, что успел порадовать ее своими успехами.

У Карипбека есть две сестры и младший брат. Старшая Сауле — самый близкий человек в его жизни. Они живут вместе и сестра помогает ему, часто сопровождает в поездках. В этот приезд в Алматы вместе с художником находится племянница. Он признается, что очень любит свою семью и не может долго находиться вдали от дома, побыстрее хочет вернуться.

Как и любому из нас, Карипбеку иногда становится грустно на душе. Тогда он идет в караоке, потому что очень любит петь. Или звонит друзьям, и они собираются вместе, чтобы пообщаться по душам. Карипбек понимает — раскисать нельзя. Для многих он — пример жизнестойкости, оптимизма и силы воли.

— Я благодарен за все, что есть в моей судьбе. За все уроки и испытания, которые делают меня сильнее и мудрее. Да, я повидал мир, многого добился, но если бы передо мной стоял выбор, то выбрал бы судьбу обычного казахского парня, — сказал на прощание Карипбек.

P. S. Выставка открыта в Государственном музее им. Кастеева Алматы и продлится до 20 октября.

Между тем

Одним из первых посетителей выставки стал аким Алматы Бахытжан Сагинтаев. Он настолько проникся светлыми идеями художника, восхитился силой воли Карипбека и его работами, что решил купить одну из картин, которая ему сразу запала в душу. На ней изображена гоночная машина и скакун, который обгоняет железного «коня». Оказалось, что картина написана на заказ для известного французского гонщика. Однако Карипбек Куюков принял верное решение: «Чемпион подождет. У него уже есть несколько моих картин. Поэтому отдам ее акиму».