Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Туризм17 октября 2019 3:21

Шелковый путь - один на всех

Одно из важнейших направлений развития туризма в Казахстане связано с тематикой Шелкового пути
Олег Белов
Тема Шелкового пути в последнее время набирает большую популярность, поэтому с ней работают не только Евросоюз и ЮНЕСКО, но и другие организации.

Тема Шелкового пути в последнее время набирает большую популярность, поэтому с ней работают не только Евросоюз и ЮНЕСКО, но и другие организации.

Фото: Олег Белов

В этой сфере наша страна тесно сотрудничает с другими странами и международными организациями. В этом году началась реализация трехлетнего проекта ЮНЕСКО «Коридоры наследия Шелкового пути в Афганистане, Центральной Азии и Иране - международные аспекты Европейского года культурного наследия».

О специфике и перспективах этого проекта нам рассказала Криста Пиккат, директор бюро и представитель ЮНЕСКО в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.

Криста Пиккат.

Криста Пиккат.

Фото: Олег Белов

- Тема Шелкового пути в последнее время набирает большую популярность, поэтому с ней работают не только Евросоюз и ЮНЕСКО, но и другие организации. В связи с этим нам было важно изучить опыт предыдущих и уже существующих программ и проектов и сделать что-то новое.

Особенность нашего нового проекта «Коридоры наследия Шелкового пути в Афганистане, Центральной Азии и Иране международные аспекты Европейского года культурного наследия» в том, что он финансируется Евросоюзом и - направлен на охрану, защиту и развитие культурного наследия, а также на повышение уровня жизни местных общин. В рамках проекта мы рассматриваем, как мы можем использовать культурное наследие для того, чтобы улучшить жизнь людей в странах, где мы работаем. В нашем проекте участвуют семь стран - это все центральноазиатские страны, а также Иран и Афганистан. Это большой амбициозный проект. В долгосрочной перспективе, мы верим, он усилит вклад культуры в устойчивое развитие, в частности, через развитие туризма, основанного на объектах наследия, разнообразии туристических продуктов, а также предоставление высококачественных услуг и позитивного туристического опыта посетителям. Как мы уже отметили, все мероприятия проекта направлены на повышение уровня жизни сообществ в странах-участницах, включая молодежь и женщин, путем наращивания потенциала, создания рабочих мест и возможностей для получения дохода.

Мы считаем, что бренд Шелковый путь еще недостаточно активно используется, чтобы продвигать туризм в Центральной Азии на международном уровне. Если мы будем развивать сотрудничество между этими странами под брендом Шелковый путь, это будет полезно для каждой из этих стран. Если Узбекистан хорошо известен как страна древних городов с архитектурными памятниками, такими как Бухара, Самарканд, Хива, то в других странах, в частности в Казахстане, больше археологических памятников и их сложнее популяризировать. Нам хотелось бы продвигать идею не только отдельных объектов из списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, но и коридор Шелкового пути. Уже существует такой транснациональный коридор, который включает 33 объекта культурного наследия - Чанъань - Тянь-Шанский коридор. Он охватывает Китай, Казахстан и Кыргызстан. И этот коридор уже включен в список культурного наследия. Одновременно мы работаем еще над двумя подобными коридорами. Идея в том, чтобы развивать сотрудничество между странами и чтобы туристы могли посетить эти коридоры и почувствовать, как развивался Шелковый путь.

- Вы включили в список стран этого проекта и Афганистан. Не кажется ли вам, что здесь следует соблюдать осторожность, ведь эта страна не является привлекательной для туристов и очень небезопасна?

- Наш проект ведет индивидуальный подход к развитию туризма в каждой из стран-участниц. В странах, которые еще не готовы принимать иностранных туристов, основное внимание уделяется внутреннему туризму и сохранению наследия.

Но также в рамках проекта есть идея продвигать общее культурное наследие Шелкового пути во всех семи странах. Мы будем делать это с помощью совместной выставки, в которой будут участвовать Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Внешняя политика Казахстана говорит о важности сотрудничества на региональном уровне, включая и Афганистан, потому что это ваши географические соседи. Возможно, сейчас эта страна еще не готова для активного участия в проекте по развитию туризма. Но мы надеемся, что наступит время, когда туристы, отправляясь в Центральную Азию, смогут посетить и Афганистан.

- Если поток туристов вырастет, не будет ли угрозы для сохранности самих культурных объектов?

- Цель наших туристических коридоров - объединить страны Центральной Азии. Мы строим их на базе списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Благодаря такому подходу мы сможем не только популяризировать эти культурные объекты, но в то же время реализовать планы по их развитию. Естественно, мы должны быть готовы принимать эти потоки людей, и чтобы это соответствовало концепции устойчивого развития туризма. Это значит, что нужно создавать такие условия, чтобы потоки туристов не оказывали негативного влияния на культурные объекты.

- Какая страна Центральной Азии наиболее хорошо известна и популярна у западных туристов?

- Возможно, это Узбекистан благодаря известности его древних городов. Но и Казахстан достаточно широко известен, потому что он активно участвует на международном уровне в самых различных сферах. Мне не приходилось видеть подобных исследований. Но в целом, я думаю, нам нужно прилагать усилия, чтобы популяризировать Центральную Азию, потому что до сих пор этот регион еще мало известен в сфере мирового туризма. Наша задача - показать, что этот регион обладает богатым культурным наследием, что здесь с древних времен развивались различные цивилизации, и даже сегодня мы можем видеть следы этих культур. Одновременно это очень мультикультурный и мультиэтнический регион. И одно из главных его богатств - люди, которые здесь живут. Это особое гостеприимство, древние традиции, это уникальная нематериальная культура, которая здесь присутствует до сих пор. Поэтому я убеждена, что туризм здесь имеет очень большой потенциал.

- Если мы говорим об Узбекистане, то туристов привлекают прежде всего древние города. Что наиболее привлекательно в Казахстане - колыбель кочевой цивилизации, родина яблок, тюльпанов, главная космическая гавань планеты?

- Национальная компания «Kazakh Tourism» сегодня старается продвигать каждый регион Казахстана под определенным символом. Для Алматы - это яблоко. Для южных областей - это тюльпан. Я сама из Эстонии, и недавно мы принимали гостей из этой страны. Мы показали им Чарынский каньон, горячие источники в Чундже, Поющий Бархан, и они буквально влюбились в Казахстан. Есть еще одна вещь, которую все они отметили, - это огромные пространства, уникальные природные пейзажи. Это то, что очень сложно найти в Европе. Поэтому для них Казахстан - это в первую очередь все-таки уникальная нетронутая природа. И действительно, Казахстану есть что показать - это горы, степи, каньоны, озера.

- Что тормозит развитие туризма в Казахстане?

- Надо признать, что сервис еще не достиг высокого уровня во всех местах, но это не должно останавливать развитие туризма. Современные туристы не всегда ищут комфорт. Они больше стремятся к естественным ощущениям, девственной природе. Им хочется почувствовать, как живут местные жители. Здесь, в Центральной Азии нужно понимать, что не во всем следует соответствовать Европе. Люди приезжают сюда не из-за того, что мы создаем европейские условия, а часто как раз наоборот. Им хочется увидеть что-то совсем другое. Для них 5-звездочная гостиница - не самое важное, им хочется ощутить экзотику. Ночевка в юрте или в сельском гостевом доме, общение с местными жителями для них является куда более важной целью. То, что действительно тормозит развитие туризма - это языковая проблема, слабое распространение английского языка. Большинство приезжающих европейцев сталкивается с языковым барьером. Очень важно, чтобы английским языком владели все люди, вовлеченные в сферу туризма. Я думаю, сейчас эта проблема будет решаться, потому что правительство Казахстана взяло курс на трехъязычие. Уверена, что это положительно повлияет на развитие туризма.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz