2019-11-08T08:36:09+03:00

Дайте детям шанс

Сегодня найти себя в профессиональном плане трудно каждому, но для ребенка с особыми потребностями специализация превращается в неразрешимую проблему
Анна Руденко
Поделиться:
Большой проблемой в развитии инклюзивного общества сейчас становятся родители обычных детей.Большой проблемой в развитии инклюзивного общества сейчас становятся родители обычных детей.
Изменить размер текста:

Тем не менее педагоги-энтузиасты считают — нужно лишь немного участия и поддержки.

«Комсомолка» решила узнать у талантливого педагога Тамары Стрельниковой, что же необходимо детям с особенными потребностями для полноценного развития.

— Тамара Сергеевна, итоги ваших усилий - живое доказательство того, как современные технологии преображают процесс образования детей с особыми потребностями.

— Я преподаю робототехнику и информационные технологии в интернате № 1 для неслышащих детей. Образовательная робототехника в разрезе подготовки инженерных кадров — новый тренд в нашей стране. Многие дети увлеклись этим направлением — здесь и программирование, и механика, и конструирование. В Алматы есть Центр социальных инклюзивных программ - одна из немногих площадок, где работа организована в комфортном для детей формате. На протяжении трех лет в нашем интернате действует клуб робототехники, неслышащие дети Алматы участвуют в различных профильных мероприятиях наравне с обычными ребятами.

В этом году мы подключили Центр инклюзивных программ, ребята приезжают к нам в интернат заниматься. Получилась новая площадка, здесь и неслышащие дети, и дети с различными диагнозами, и обычные ребятишки.

— Насколько известно, это не просто занятия, а заметные успехи?

— В этом году мы впервые «вытащили» инклюзивный формат с участием Центра социальных инклюзивных программ для представительства в алматинских соревнованиях в рамках Недели робототехники в Казахстане. Соревнования предназначены не только для студентов, но и для школьников — учащихся обычных школ. Из интерната для неслышащих детей принимали участие две команды, уже имеющие за плечами двухлетний опыт занятий и соревнований. Плюс — инклюзивная команда с творческим проектом. Эта команда заняла в своей категории первое место и теперь вышла в финальные испытания. Финал состоится 9 ноября.

— Какие дети входят в эту талантливую команду?

— В ней пять ребятишек от 12 до 15 лет. Девочка после операции, у нее онкология в стадии ремиссии, есть мальчик аутист и трое обычных детей. Их проект называется «Корпоративный робот-талисман». Ребята спроектировали робота, который может «обслуживать» любую компанию до 35 сотрудников. По замыслу, машина не только приносит кофе или распечатку из принтера, но и обладает искусственным интеллектом, производит анализ big data и так далее. Примечательно, что ребята участвовали в соревнованиях наравне со здоровыми школьниками. Безусловно, мы за них переживали и очень рады победе.

— Кроме прочего, успехи крайне показательны в плане дальнейшего развития инклюзивного образования?

— Да, это основная идея. Участие в подобных мероприятиях, увлечение современными технологиями работают на социализацию детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья. — Ред.). Таким детям должны быть доступны кружки, клубы и секции, поскольку, как мы можем убедиться, они способны показать результаты не хуже, а то и лучше обычных детей. Можно часами размышлять об инклюзивном образовании с точки зрения участия государства, можно так же долго говорить о создании инклюзивного общества, лояльного к детям с ОВЗ. Совершенно другой вопрос, как это реализуется на практике, в Центре социальных инклюзивных программ. Конечно, здесь колоссальная разница.

— Иными словами, у нас еще очень мало мест, где особые дети могут социализироваться?

— Как показывает зарубежный опыт, например, Финляндии, в некоторых странах уже нет понятия инклюзивный формат. Там просто все дети учатся вместе, нет никакого разделения. Соответственно, подготовлены и педагоги. Тем не менее мир меняется, меняется общество. Мы можем наблюдать, что обычные дети становятся более лояльными к детям с особенностями, возрастает лояльность и у родителей.

— Основная проблема принятия именно у родителей здоровых детей?

— Я бы сказала, что очень много преград существует у родителей в головах. Когда мы реализуем инклюзивные проекты дополнительного образования, то можем воочию наблюдать, что даже неподготовленные обычные дети проще адаптируются к смешанной системе обучения. Они находят общий язык, спокойно контактируют. Напротив, большой проблемой в развитии инклюзивного общества сейчас становятся родители обычных детей. Многие «программируют» детей, тормозят взаимодействие и возникновение лояльности. Бывают случаи, когда обычные дети заинтересованы в инклюзивных проектах, рвутся позаниматься, но кого-то родители отпускают, а кому-то запрещают даже прийти в центр. О чем думают эти мамы и папы — вопрос для меня открытый.

— Но ведь взаимодействие с социумом — обязательное условие адаптации?

— Конечно. Маленькие дети, даже если у одного из них проблемы со зрением или слухом, не видят барьеров, точнее, для них барьеров просто нет. Они хорошо играют вместе, находят способы общения. В дальнейшем подобные отношения помогут ребенку с ОВЗ проще влиться в социум, а обычного ребенка обогатят полезным опытом. Но если родители вмешиваются с негативными комментариями, запрещают играть... к сожалению, у нас это явление очень распространено.

— Насколько существование инклюзивных клубов и центров, ориентированных именно на техническую подготовку, помогает в выборе будущей профессии детям с особыми потребностями? Возможно, они облегчат им поступление в профильный вуз?

— Это сложный момент. Дети с ОВЗ, как правило, поступают в вузы по квотам. Квоты небольшие, поэтому студентами становятся немногие. Кроме того, здесь нельзя обобщать. У детей с ОВЗ разные способности, разный уровень интеллекта. В любом случае, глухим детям учиться в вузе сложнее в интеллектуальном плане. А, например, у детей с ДЦП интеллектуальных преград нет. Тем не менее большой процент людей с ОВЗ ориентирован на колледжи, на практическую трудовую деятельность. Им нужна конкретная специальность, с которой легче получить работу. Поэтому здесь важна в первую очередь социализация и возможность для ребенка, будущего взрослого с особенностями адаптироваться к современному технологичному миру. Шанс именно с учетом его индивидуальных способностей занять в этом мире свою нишу.

— То есть речь идет скорее о подготовке технических специалистов среднего звена, каких особенно не хватает на рынке труда?

— Да, кто-то, например, сможет обслуживать систему «умный дом», любые электронные системы, кто-то может стать программистом определенного уровня. Допустим, глухие дети легко обучаются программированию. А у слабовидящих, например, конек — механика и конструирование, когда нужно что-то делать руками. Мир идет к тому, что многие профессии - повар, швея, уборщик и так далее — постепенно замещаются роботами.

— А современное образование перестраивается медленно?

— К сожалению, колледжи до сих пор ориентированы на специальности, которые в ближайшие десятилетия могут попросту исчезнуть. Поэтому техническое творчество, компьютеры, 3D-моделирование, робототехника, электроника — это то, что может дать детям с ОВЗ шанс найти работу, невзирая на недостатки в системе образования.

— Тогда подобных IT-клубов и центров, особенно с инклюзивным уклоном, должно становиться больше. Как решается эта проблема в нашей стране?

— Наш алматинский клуб робототехники работает третий год и уже готов масштабировать. Я ездила по регионам, побывала в нескольких интернатах для неслышащих детей и увидела, что ситуация постепенно меняется. В Кызылорде, Караганде открываются такого рода кружки, педагоги просят консультаций и рекомендаций. Как всегда, нужно сказать о необходимости материальной поддержки. Основные затраты технического кружка - это оборудование. В Казахстане есть педагоги, желающие и умеющие заниматься с особенными детьми, но вопрос упирается в покупку оборудования, которого здесь нужно гораздо больше, чем для гуманитарного кружка. Хотелось бы привлечь внимание не только государства, помогающего в меру возможностей, но и частного бизнеса, крупных компаний и банков. Важно, чтобы бизнес подключался к социальным программам, принимал активное участие в оборудовании школ необходимым для кружков инвентарем и материалами. Сегодня такие инициативы держатся в основном на средствах родителей, плюс что-то покупает государство, но государство не может оплатить всё и всем.

ДОСЬЕ «КП»

Тамара Стрельникова — представитель республиканской федерации образовательной робототехники «КазРоботикс» по реабилитационному направлению.

Тамара Стрельникова — представитель республиканской федерации образовательной робототехники «КазРоботикс» по реабилитационному направлению.

Тамара Стрельникова — представитель республиканской федерации образовательной робототехники «КазРоботикс» по реабилитационному направлению, педагог дополнительного образования школы-интерната для неслышащих детей № 1 в Алматы. Несколько лет назад она организовала IT-клуб при интернате буквально на общественных началах. Сейчас ее воспитанники гордятся научными достижениями и побеждают на соревнованиях.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также