Казахстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
Здоровье13 ноября 2019 3:55

Дорогу осилит идущий

В Советском Союзе массовый пеший туризм был важным элементом воспитания подрастающих поколений. Считалось, что туристические тропы — это не только верный путь к познанию родного края, но и важный момент правильного воспитания юношества, подготовки его к т
Андрей Михайлов
Фото из архива Андрея Михайлова

Фото из архива Андрея Михайлова

И такой порядок вещей сохранялся в стране практически до перестройки.

Детей приучали к походам с малых лет. «Поход с ночевкой», бывший квинтэссенцией сезона в любом нормальном пионерлагере, являл собой пролог в биографиях будущих туристов. Значок «Турист СССР», выдававшийся за первое путешествие «1-й группы сложности», можно было найти в каждом доме. Во многих его можно, если хорошо порыться, отыскать и сейчас.

«Зароди в их сердцах любовь...»

Российское общество туристов (РОТ), возникшее еще в 1901 году, в 1930-м, уже в советской стране, получило новое название — Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Оно-то и ведало на заре массового физкультурного движения активным массовым отдыхом трудящихся.

Фото из архива Андрея Михайлова

Фото из архива Андрея Михайлова

О популярности «пролетарского туризма» говорит тот факт, что уже в 1931-м ячейка ОПТЭ появилась и в Алма-Ате. Вскоре стремительно разросшуюся организацию возглавил сам Алибий Джангильдин. Тогда же в столице Казахстана появилась и первая турбаза «на 36 коек». А с 1936 года начал функционировать знаковый и всесоюзно известный «Горельник».

Из городов и сел каждое лето расходились в разные стороны группы, состоящие из счастливых и мускулисто-загорелых людей (бабушек и дедушек нынешних бледно-расплывшихся джипистов). Ведомые бывалыми товарищами и странным первобытным девизом: «Изучи свой край, посмотри своими глазами на преобразования, что произошли за годы новой жизни, расскажи обо всем увиденном своим товарищам, зароди в их сердцах любовь к путешествиям».

В СССР не все базы были военными!

Вкус к походам был утрачен у нас совсем недавно. Еще в поколении отцов и дедов трудно найти того, кто хоть раз не бывал по профсоюзной путевке на какой-нибудь турбазе, не прошел через горы на Иссык-Куль, или, на худой конец, в Левый Талгар. В районе Алма-Аты в 60-70-е годы функционировало несколько турбаз и альплагерей, которые каждый год принимали тысячи молодых людей. Секции спортивного туризма существовали в каждом уважающем себя вузе и на каждом крупном предприятии. А слова популярной песенки — «умный в гору не пойдет» — воспринимались как надо, с иронией.

Ближайшей к Алма-Ате турбазой был легендарный «Горельник», расположенный чуть далее «Медео». Но самой известной и популярной у туристов не только Алма-Аты, но и всего Советского Союза на рубеже 1950-60-х считалась турбаза «Иссык». А затем к ним прибавилась еще и «Алматау». Правда, все вместе эти базы проработали совсем немного. Пострадавший от селя «Иссык» функционировал до начала 70-х, тогда же, после селя 1973-го, закрылся и «Горельник».

Фото из архива Андрея Михайлова

Фото из архива Андрея Михайлова

Однако закрытие турбаз не привело к пустоте на горных тропах. Просто в рядах пеших туристов в те времена «дикари» стали явно преобладать над «организованными».

Девушка, пойдемте с нами в поход!

Так или иначе, но можно уверенно сказать, что массовый пеший туризм в какой-то момент занял в системе ценностей и мотиваций советской молодежи весьма важное место. В походы ходили все. И даже те, кто вообще не имел к тому никаких предпосылок и никакого желания (случались и такие). Если про кого-то узнавали, что он никогда «не был в походе», его начинали жалеть и рассказывать столько занимательных случаев, что никакой возможности усидеть дома просто не было. Нужно было собирать волю в кулак — и идти!

Все кардинально изменилось в 90-е. Никогда не доводилось мне видеть наши горные тропы столь безлюдными, как в то время. Провальное? Это как посмотреть. Для природы оно как раз было вполне благоприятным и благодатным. Но, так или иначе, я помню прогулки, когда на всем маршруте на Кок-Джайляу, от «Просвещенца» до самого Большого Алматинского ущелья, мне не встречался ни один человек! Любопытно, что период распада страны привел к ускоренной смене туристических поколений. Эпоха массового молодежного туризма, казавшегося незыблемой данностью общества, незаметно и обреченно канула в вечность, практически не оставив традиций.

Фото из архива Андрея Михайлова

Фото из архива Андрея Михайлова

Как-то стремительно утратилась потребность в студенческих «турслетах», стали немыслимыми походы «с ночевками» в пионерлагерях, прекратились традиционные «категорийные» маршруты «без границ» (на Иссык-Куль, к примеру), забылись шальные профсоюзные путевки на турбазы. На смену массовому увлечению походами пришло нечто совершенно иное...