Казахстан
+16°
Boom metrics
Сегодня:
ЗДОРОВЬЕ27 ноября 2019 3:29

Простить нельзя наказывать

В начале прошлой недели министр здравоохранения Елжан Биртанов выступил с неоднозначным предложением в адрес казахстанской общественности
Ирина МИШУРА
Понятия «врачебная ошибка» в законодательстве нет, этот термин носит чисто бытовой характер.

Понятия «врачебная ошибка» в законодательстве нет, этот термин носит чисто бытовой характер.

Главный медик страны заявил, что «белые халаты» нельзя наказывать за врачебные ошибки, поскольку от них никто не застрахован. Так-то оно так, только что если врачебный страх перед судебной карой на сегодняшний день чуть ли не единственная гарантия качественного лечения для пациента?

- Врача преследуют уголовно и лишают его права заниматься медицинской деятельностью. Это при нынешней нехватке врачей. Поэтому мы говорим: когда есть халатность - это одно. То есть он мог, но не сделал. А когда он сделал, но не смог, и пошли нежелательные последствия? Они могут быть с тысячей причин связаны. И очень часто даже не знаешь, с чем они связаны, - заявил министр.

Этот больной вопрос глава Минздрава поднимает уже не впервые. Еще в сентябре им было предложено декриминализовать так называемые «медицинские инциденты», чтобы дать врачам работать спокойно, без страха в любой момент оказаться в СИЗО.

Без права на ошибку?

Признаемся, мы так и не сумели разглядеть разницу между вышеупомянутыми «мог, но не сделал» и «сделал, но не смог», «медицинским инцидентом» и «преступной халатностью».

Как отметили в профильном министерстве, понятия «врачебная ошибка» в законодательстве попросту нет, этот термин носит чисто бытовой характер. Соответственно, обращаться с ним можно, как душе угодно, приписывать везде и всюду. Критерии-то отсутствуют. Отсюда и непонимание - причем как среди обывателей, так, судя по всему, и среди профессиональной элиты. Для примера - сентябрьские рассуждения Елжана Биртанова:

- Мы в кодексе предлагаем прописать термин «медицинский инцидент» - когда в результате проведения лечения произошли неожиданные осложнения, и неблагоприятные исходы связаны именно с особенностями организма человека.

«Неблагоприятные исходы связаны именно с особенностями организма человека». Запомнили? Забудьте. Потому что далее министр говорит: «Можно случайно ошибиться, принять неправильное решение».

Так все-таки организм был особенным или решение неправильным? Справедливости ради отметим, что однозначного толкования термина «врачебная ошибка» не дает не только Елжан Биртанов, но и всезнающий интернет.

Откуда ноги растут

Разговоры о декриминализации начались после бума уголовного преследования казахстанских эскулапов. Особенно широко обсуждались два резонансных события. Оба еще достаточно свежи в памяти.

В конце августа текущего года в стенах немецкой клиники скончался сын начальника алматинского ДП Серика Кудебаева Нурсултан. На родине 29-летний парень попал в аварию на квадроцикле - не погиб, но травмировался. Полученные повреждения в дальнейшем привели к смерти, не спасло даже вмешательство забугорных спецов.

Однако через некоторое время в связи с этим за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей внезапно арестовали анестезиолога и главврача алматинской четвертой горбольницы. Как сообщили СМИ, после случившегося в Алматинской области ДТП Нурсултан Кудебаев был госпитализирован в седьмую больницу Алматы, а оттуда перевезен в четвертую, где и перенес операцию на пострадавшие ключицу и лопатку. Под наблюдение германских врачей казахстанский пациент попал уже после операционного вмешательства наших специалистов.

Через месяц после трагедии комментарий дал двоюродный брат умершего Бахтияр Аббраимов. По его словам, родственник на своих двоих пришел в 7-ю ГКБ, услышал диагноз - перелом суставной впадины лопатки, перелом левой ключицы, закрытый неосложненный перелом трех ребер и получил направление на операцию. Вот только после наркоза что-то пошло не так: хирургическое вмешательство отменили, пациента разбудили. Если верить Аббраимову, специалисты «семерки» по каким-то причинам не смогли установить интубационную трубку.

После неудачной попытки семья начала консультироваться с другими врачами. На помощь пришел главврач 4-й больницы Канат Тезекбаев: лично осмотрел больного, ознакомился с осложнениями и настоял на транспортировке в свою клинику.

В «четверке» переломанный пациент, по свидетельствам родных, дожидался операции еще сутки. При этом он был в сознании, самостоятельно передвигался и общался с посетителями.

1 августа во время операции у Нурсултана произошла остановка сердца. 40 минут проводилась реанимация. Сердце запустить удалось, но больной впал в кому.

Не приходя в сознание, на аппарате искусственной вентиляции легких парень пролежал 21 день. Принять коматозного пациента согласились лишь в одной из зарубежных клиник - той самой, в которой он впоследствии умер. Ожесточенные споры на тему «кто прав, кто виноват» ведутся до сих пор. Точка в расследовании не поставлена.

Продолжается следствие и по другому «делу врачей», на сей раз атырауских. Страшная весть пришла откуда не ждали - со стороны Агентства по противодействию коррупции. О криминальной смерти новорожденного они узнали случайно. Ведомство подозревало директора местного перинатального центра Куаныша Нысанбаева во взяточничестве и прослушивало его телефоны. Во время одной из таких прослушек санитарка центра позвонила начальнику и сообщила, что оформленный как мертворожденный малыш пошевелил ножкой. В ответ на это, как уверяют антикоррупционщики, Нысанбаев во избежание проблем с документацией и родственниками распорядился оставить ребенка в холодильнике.

«Что не сможем - сделаем»

На волне двустороннего негодования - медиков и их пациентов - казахстанский хирург с почти 30-летним стажем работы написал в соцсети открытое письмо, где поведал о трудностях, с которыми приходится регулярно сталкиваться в работе.

- Только у незамысловатого, казалось бы, аппендикса имеется семь типичных вариантов расположения в брюшной полости. А еще учитывайте различные аномалии кровоснабжения, особенности выделения аппендикса при различной степени выраженности воспалительного процесса в нем. А еще необходимо обращать внимание на изменения в близлежащих органах и тканях и соответственно предпринимать определенные меры в случае необходимости. А еще надо учитывать конституциональный тип сложения пациента при выборе линии разреза, способа разреза и в последующем ушивания. Короче говоря, много чего учитывать надо, чтобы в итоге пациент не страдал ни во время операции, ни в раннем и позднем послеоперационном периодах, - написал он, подчеркнув, что это только аппендикс - о более «сложных» органах и речи не идет.

Свое послание мужчина завершил словами: «С таким отношением к нам со стороны народа и правительства некому вас будет лечить». В очередной раз посетовал на отсутствие уважения к профессии, обмолвившись, однако, что конфронтация - примета сегодняшнего дня, а вот раньше врачей любили.

И вот это загадочное «раньше» вызывает много вопросов. Допустим, среднестатистический современный казахстанец - существо на редкость капризное и скандальное. Чуть что - топает ножкой и пишет кляузы в соцсетях. Но почему тогда так громко он топает именно в сторону здравоохранения?

Заинтересовавшись темой врачебных ошибок, мы пролистали связанные с этим новости последнего времени. Даже неуглубленного, «по верхам» изучения хватило для того, чтобы тоже начать нервно притопывать. Здесь вам и кипяток в клизме, поставленной 10-месячному малышу. И смерть пациентки от разрыва легких в ходе операции по удалению опухоли яичника. И гибель пришедшей на липосакцию дамы от потери крови. Так далее и тому подобное. Впрочем, для того чтобы на всю жизнь заработать страх перед казахстанскими лечебницами, не нужно даже мониторить сводку - достаточно иметь уши.

Представьте Казахстан, в котором при нынешнем уровне медицины у врачей не осталось даже страха уголовного преследования. Ошибся - ну и ладно, с кем не бывает. А ведь медицина - дело тонкое. Не владея темой, отличить так называемую случайную оплошность от преступной халатности или проявления низкой квалификации практически невозможно, а значит, у горе-специалистов появится замечательная лазейка в законе. Плюс, кто может гарантировать, что и без того ощутимый уровень коррупции в отечественной медицине после столь лояльных по отношению к врачам поправок не взлетит до небес? Допустим, приходите вы к доктору на прием, а он вам: «За денежку - сделаю, без денежки - как завещал министр, сделаю, но не смогу».

У нас есть хорошие специалисты, которым подобные послабления действительно пошли бы на пользу. Вот только новый закон будет распространяться не только на них, а на все медицинское сообщество. И тогда каждый поход в больницу, пусть даже с насморком, превратится в лотерею. А тем временем станет анахронизмом старейший принцип медицинской этики - «не навреди».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz