2020-01-09T11:33:52+03:00

Клоунесса Оксана НЕСКЛАДНАЯ: «Многие клоуны с годами становятся философами»

На манеже Алматинского цирка все зимние каникулы с большим успехом идет новогоднее представление «Щелкунчик и Мышильда»
Поделиться:
Фото Бориса ЮРЬЕВАФото Бориса ЮРЬЕВА
Изменить размер текста:

В нем задействованы местные артисты, самому юному из которых четыре года. В программе: воздушные гимнасты, акробаты, эквилибристы, дрессированные животные и многое другое. Однако изюминкой новогодней сказки стала приглашенная из Большого Московского цирка клоунесса Ксения Зубова.

На фоне лиричного представления, где классическая музыка задает минорный тон, ярким «пушечным выстрелом» выделяются номера клоунессы, выступающей сольно, что само по себе большая редкость. Ее творческий псевдоним Оксана Нескладная как нельзя лучше подходит к образу наивной женщины, мечтающей о простом человеческом счастье. Желание пойти под венец настолько сильно, что она первая бежит спасать принца, учит его уму-разуму, создает все условия, чтобы жених поцеловал ее. При этом активно привлекает зрителей из зала, заставляя их сражаться за свое сердце.

А какая клоунесса в жизни? Насколько женщине легко смешить и взрослых, и детей? Когда и почему возникло желание стать именно клоунессой? Ведь в основном девушки хотят стать звездами не на арене цирка, а в кино или театре... Об этом и многом другом «Комсомолка» решила узнать у самой Оксаны Нескладной.

Фото Бориса ЮРЬЕВА

Фото Бориса ЮРЬЕВА

— Девушки не идут в клоуны, потому что не хотят выглядеть смешно и нелепо, а я этого не боюсь (улыбается). Ну а если серьезно, то с детства посещала театральный кружок при школе. Настолько понравилось, что окончила театральное училище им. Е. Евстигнеева в родном Нижнем Новгороде. Училась на кукольном отделении, которое мне очень многое дало — умение обращаться с предметами и одухотворять их. Думаю, это помогло мне в будущем быстрее овладеть хула-хупами, хлыстом, тарелочками и т. д. Но мне всегда нравилось смешить людей, хотела быть комической актрисой и не понимала, почему в театральном училище есть драматическое, кукольное, танцевальное отделения, а комического нет. Еще студенткой познакомилась с будущим супругом, и мы вместе придумали парный номер клоунов. С большим успехом выступали вместе в разных странах. Но когда наши пути разошлись, передо мной встал выбор — поменять профессию или продолжить выступать одной. Это был вызов судьбы. Несмотря на страх и волнение, желание расти профессионально победило. Я переехала в Москву и благодаря режиссеру Большого Московского цирка Андрею Шарнину родился образ Оксаны Нескладной. Недавно Фэйсбук напомнил, что этой зимой моему сольному образу «стукнуло» уже семь лет.

— Сколько сейчас в вашем репертуаре номеров и как они рождаются?

— Роды происходят в совместном обсуждении с режиссером. Порой из одной идеи они перерастают в совершенно другие номера и темы. И это нормальный творческий процесс. Сейчас у меня в репертуаре семь реприз. Готовлю еще две новые, они более лиричные. Считаю, чтобы номер не просто родился, а состоялся, он должен пройти многолетнюю «обкатку», так как только по реакции зрителя можно понять, удался он или нет, что нуждается в доработке.

Фото Бориса ЮРЬЕВА

Фото Бориса ЮРЬЕВА

— Сегодня вы единственная клоунесса на постсоветском пространстве, работающая сольно?

— Долгое время так и было. Но недавно появилась еще одна юная клоунесса. Рада, что есть преемница. Вообще в мире мало женщин клоунесс-соло. Обычно выступают в паре с мужчиной и, как говорится, на вторых ролях, которые можно сравнить с образом «вечного мальчика» в театре. Часто слышала в интервью коллег, что клоунада — это чисто мужская ниша, так как женщины смешить не могут. Я с этим не согласна. Поэтому появление любой новой клоунессы — это всегда радость.

— Образ женщины, ищущей свое счастье, сам по себе вечен и актуален. Вы будете ему верны всегда? И есть ли какой-то возрастной «лимит» у женщин-клоунесс?

— Образы и темы нам всегда подсказывает зритель. Тема взаимоотношений, женских грез в частности, действительно вечная, поэтому думаю, что ближайшие десять лет еще буду выступать в этом образе. А дальше время покажет. Если в социуме назреет что-то новое, то обязательно отражу это в своих репризах. Что касается возраста, то, наверное, на старости лет буду играть смешных бабушек (улыбается).

Фото Бориса ЮРЬЕВА

Фото Бориса ЮРЬЕВА

— Насколько вы схожи с образом Оксаны? Не ждут ли от вас как от клоунессы неизменного образа смешной и забавной, особенно на вечеринках и корпоративах?

— В жизни я, конечно, немного другая. Не такая эпатажная и наглая. Оксана — это собирательный образ о главных радостях и печалях любой женщины. Но что-то от меня в Оксане, конечно, есть. Что касается выступлений на вечерниках, вы правы, люди часто ждут «продолжения банкета», чтобы я смешила публику. Но я больше люблю понаблюдать за другими и дать им возможность проявить свои таланты. Кстати, умение наблюдать очень важно для любого артиста. Вне сцены мы созерцатели, впитываем в себя все, что может потом пригодиться для репризы. Наверное, поэтому многие клоуны с годами становятся философами.

— Вы часто задействуете в своих номерах зрителей. Наверняка были какие-то неожиданные забавные случаи, связанные с ними.

— Да, так как я выступаю соло, то мои главные помощники — это униформисты и, конечно, зрители. Чаще всего — мужчины, которым отводится роль принцев. Помню, однажды в репризе «Белоснежка» униформист должен был «отдубасить» зрителя. Но не успела я оглянуться, как все произошло с точностью до наоборот. Зритель попался не простой, а настоящий боец. И он в секунду уложил моего помощника на лопатки. Зал смеялся, а мне в тот момент было не до смеха, так как всерьез опасалась, чтобы с униформистом ничего не случилось.

Фото Бориса ЮРЬЕВА

Фото Бориса ЮРЬЕВА

— Вы выступали во многих странах мира. Зрители как-то отличаются друг от друга по восприятию?

— Да, наверное, артисты цирка как никто другой чувствуют разницу в менталитете. Например, в Англии очень сдержанный зритель. А в Америке — наоборот, не успеешь начать номер, они уже смеются, подбадривают и сами заряжают. Точно так же в разных городах одной страны разное восприятие. Например, в Алматы за счет того, что это юг, зритель очень теплый и солнечный. Все шутки считывают сразу, активно и с охотой откликаются на то, чтобы выступать вместе со мной. Я второй раз в Алматы, и мне очень нравится здесь. Надеюсь, что в следующий раз покажу уже новые номера. После этого в феврале лечу на фестиваль в Испанию, где буду выступать впервые. И это очень волнительно: как примут? Потому что новый зритель — это всегда новый опыт.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также