Казахстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Происшествия15 января 2020 4:02

Точки над «i». Обледенение безопасности

Разбившийся самолет авиакомпании Bek Air был обработан противообледенительной жидкостью лишь частично. Это, по предварительной версии, и привело к катастрофе. К таким выводам пришли члены правительственной комиссии
Оксана ХЕН
Из газетной статьи

Из газетной статьи

Роковое решение

По информации вице-премьера РК Романа Скляра, крылья Fokker 100 не подвергались процедуре специальной обработки — жидкостью был обработан только стабилизатор воздушного судна. Такое решение принял командир экипажа, отметил чиновник.

— Отложение льда на поверхности судна, простоявшего на стоянке около двух суток, — рассматриваемая версия крушения. Основная версия — обледенение воздушного судна, — рассказал заместитель премьер-министра на брифинге в Службе центральных коммуникаций.

Вместе с тем, по словам Скляра, в ночь на 27 декабря прошлого года в международном аэропорту Алматы антиобледенительной обработке подверглись пять бортов, еще пять судов не обрабатывались вовсе. К примеру, вылетевший в 5.30 утра самолет Bek Air благополучно приземлился в Атырау, не будучи «облит» жидкостью.

Всего правительственная комиссия рассматривает четыре основных версии трагического инцидента. Первая — нарушение коммерческой загрузки и центровки воздушного судна, вторая — воздействие внешних факторов, таких как метеоусловия, сдвиг ветра, спутная струя и обледенение, третья — ошибка экипажа в технике пилотирования, четвертая — отказ авиационной техники.

Однако в процессе расследования стало ясно, что Fokker не был перегружен. Не подтвердилась и гипотеза о технической неисправности самолета. До момента ударов о взлетную полосу хвостовой частью и консолями крыльев техника была вполне исправна — нештатной работы систем не наблюдалось. Также выяснилось, что члены экипажа не испытывали каких-либо «трудовых перегрузок». Перед выполнением полета они отдохнули согласно действующим нормативам.

Члены правительственной комиссии опровергли версию «спутного следа», якобы оставленного ранее взлетевшим самолетом. Напомним, именно на этом «варианте» развития событий настаивали представители перевозчика Bek Air.

— Ветер был устойчивый. Спутный след при данных условиях сместился влево на расстояние не менее 5 метров. Он не мог оказать влияния на возникновение особой ситуации, — отметил Скляр.

Трагедия по минутам

Данные средств объективного контроля и информация с «черных ящиков» позволили восстановить хронологию авиакатастрофы буквально по минутам.

«В 07:20:02 был начат взлет. В 07:20:41 при скорости 140 узлов экипажем были начаты действия по подъему передней стойки шасси. В 07:20:45 — отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы, на приборной скорости 148 узлов, это максимально достигнутая скорость. После отрыва произошло сваливание самолета с развитием крена — вначале левого до 5 градусов, затем правого до 19 градусов и опять левого до 15 градусов кренов», — говорится в сообщении специальной комиссии.

После «рыскания» экипаж пытался удержать судно на заданной траектории. Однако это ему не удалось, и «произошло касание взлетно-посадочной полосы основными стойками шасси и левым крылом».

Роман Скляр утверждает, что второй пилот предпринимал попытки остановить набор высоты, уменьшив тягу. Но через несколько секунд режим работы двигателей был увеличен до 93-95% и взлет был продолжен. На высоте пяти метров от земли командиром корабля была дана команда на уборку шасси.

Fokker стало «тянуть» к земле — борт многократно ударился о взлетную полосу: 6 раз хвостовой частью, 4 раза основными стойками шасси, 1 раз крылом. Выкатыванием самолета на левую полосу безопасности повреждены 38 огней «взлетки». Что происходило далее, казахстанцы могли видеть на видео с камер наблюдения аэропорта. Судно легло на грунт и, сбив бетонное ограждение, врезалось в двухэтажный дом.

Кстати, Антикоррупционной службой уже начата проверка по факту выдачи земельных участков в районе алматинского аэропорта. Правительственная комиссия выяснила, что четыре года подряд администрация Талгарского района, злоупотребляя своими полномочиями, выносила незаконные решения о предоставлении территорий под жилое строительство. Вице-премьер РК пообещал, что в ходе расследования будет рассмотрена ответственность виновных лиц.

— Комиссия планирует дальнейшую работу по проведению полного анализа действий экипажа и персонала авиакомпании, служб обеспечения полетов в процессе подготовки к полетам, а также возникновения и развития особой ситуации. Продолжить углубленный анализ и синхронизацию параметрической речевой информации. Определить состояние авиационной техники до и после происшествия, изучить характер эксплуатации авиационной техники на соответствие качества техобслуживания и выполнение периодического технического обслуживания, — проинформировал Роман Скляр.

Следователи намерены изучить противообледенительную жидкость на предмет соответствия установленным требованиям в независимых лабораториях. Кроме того, совместно с международными специалистами будет проведено компьютерное моделирование инцидента.

Экономия на жизни?

Приходится признать, что предварительные выводы комиссии оставляют очень много вопросов. Еще до официальных заявлений ряд экспертов выразили сомнения в соблюдении всех протоколов безопасности компанией Bek Air. Высказывались мнения, что перевозчик, возможно, банально сэкономил на обработке самолета. Впрочем, сам глава Bek Air, похоже, готов к любому развитию ситуации. Ранее Нурлан Жумасултанов заявил в интервью одному из YouTube-каналов, что готов понести наказание за авиакатастрофу лично. Дескать, он не даст в обиду своих подчиненных.

Версия с обледенением воздушного судна, выдвинутая госкомиссией, вполне «объяснима», считают специалисты в области авиации. При нахождении на несущих плоскостях «посторонних наростов» резко ухудшаются все характеристики самолета. В мировой практике немало случаев, когда небольшие компании игнорируют антиобледенительную обработку, ссылаясь на ее дороговизну. К примеру, в России за последнее десятилетие произошло сразу несколько авиакатастроф, так или иначе связанных с подобным проколом. В 2012 году самолет авиакомпании UTair ATR 72-201 упал после 42 секунд полета. Трагедия унесла жизни 31-го человека. Основной причиной катастрофы было названо обледенение.

«Непосредственной причиной катастрофы самолета явилось принятие КВС решения на вылет без проведения противообледенительной обработки. Это привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолета на режим сваливания», — говорилось в официальном заключении Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Любопытно, что в 2007 году Fokker-100 уже падал из-за обледенения. Правда, произошло это во Франции. Генеральный директор МАК Виктор Сороченко увидел схожесть французского происшествия с алматинской катастрофой.

— Высокую сходность динамики полета и развития особой ситуации мы отмечаем в авиационном происшествии, которое произошло, в частности, во Франции в 2007 году и в Югославии в 1997 году. Комиссией бюро расследования Франции определено, что причиной авиационного происшествия с самолетом Fokker-100 в 2007 году явилось его обледенение.

Мы запросили у Франции материалы расследования для проведения детального анализа. После получения этой информации проведем синхронизацию двух полетов и сделаем соответствующие выводы, — сказал глава международной организации на брифинге в Нур-Султане.

ПОСЛЕДНИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПИЛОТОВ

07:20:53 — Начал развиваться правый крен воздушного судна. Командир воздушного судна (КВС): Что такое?

07:20:54 — Второй пилот: Не знаю, что такое, стабилизатор, тормози... (Следует ненормативная лексика). Второй пилот, вероятно, переводит рычаги управления двигателя на малый газ.

07:20:57 — КВС: Не нужно, что ты делаешь?! Поехали, ушли, ушли. КВС перемещает рычаги управления во взлетный режим.

07:21:04 — КВС: Убирай шасси.

МЕЖДУ ТЕМ

В РК приостановлены деятельность и сертификат летной годности самолетов Fokker-100, принадлежащих авиакомпании BekAir.

По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития РК Берика Камалиева, в настоящее время проводится проверка всех отечественных авиаперевозчиков.

— Авиационной администрацией Казахстана в настоящее время осуществляется проверка компании BekAir с участием представителей британского агентства гражданской авиации и европейского агентства гражданской авиации. По результатам проверки будет принято решение о дальнейшей работе авиакомпании. В ближайшее время результаты проверки будут опубликованы, — проинформировал Берик Камалиев.

В свою очередь вице-премьер РК Роман Скляр напомнил, что сейчас покупать билеты на маршруты Bek Air рискованно, поскольку им приостановили полеты на неопределенный срок.

— Проверка авиакомпании закончится тогда, когда для этого будут все основания. Проверка должна быть проведена тщательно и качественно. Еще раз хочу вам сказать: на неопределенный период приостановлена деятельность авиакомпании Bek Air, все были об этом предупреждены.

Если билеты были куплены заранее, то есть судебные органы и сама авиакомпания, которая должна их возвращать. Есть утвержденные законодательством правила, которые регулируют гражданско-правовые отношения, — сказал Скляр, отвечая на вопросы журналистов.