За 33 года мастер создал более тысячи работ.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Много лет назад Хашим Курбан открыл для себя тему фольклора и с тех пор верен своему выбору. В числе его новых работ — кукольный театр, отображающий жизнь старинного Востока. Корреспондент «Комсомолки» побывала в необычной мастерской, чтобы соприкоснуться с этим волшебством.
Маленькая комнатка на первом этаже одного из алматинских общежитий. От пола и до потолка на стеллажах, шкафах и подставках стоят высушенные декоративные тыквы-горлянки, ожидая своего часа для перевоплощения.
— Некоторые думают, что это оранжевые тыквы, которые добавляют в манты и каши, — смеется мастер. — Но они несъедобные, так как это декоративные тыквы. Хотя, если их сорвать совсем зелеными, то можно использовать как лекарство. По-тюркски называются «кабак», по-русски — «тыква-горлянка». Я называю «тыквянкой». Это растение произрастает в Центральной Азии уже несколько тысяч лет. В старые времена оно росло во многих аульских дворах. Наши предки использовали его в качестве посуды — делали ковши, кувшины, черпаки, табакерки и даже термосы, пока им на смену не пришли более практичные изделия из кожи.
Хашим Курбан работает с декоративными тык-вами с 1987 года. За эти годы он создал более тысячи экспонатов, благодаря чему вошел в Казахстанскую книгу рекордов КИнЭС. Многие его работы хранятся в музеях и частных коллекциях Казахстана, России, Японии, США, Англии, Италии. В 2008 году Хашиму Курбану было присвоено звание заслуженного деятеля РК.
А началось все с неожиданной просьбы друга.
— После окончания театрально-художественного института я преподавал в художественном училище, работал художником-оформителем. У меня была большая мастерская, где я рисовал плакаты, лозунги и т. д. Как-то товарищ попросил сделать оригинальный подарок, чтобы был «не как у всех». В мастерской в углу висели тыквянки. Я взял одну из них, вырезал отверстие, отшкурил, нарисовал орнаменты, покрыл лаком и получился красивый старинный черпак.
Картина - Улица моего деда.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Вскоре об оригинальном сувенире заговорили в округе. Люди даже стали приходить со своими тыквами разных форм и размеров за «спецзаказом». С тех пор Хашим уже целенаправленно стал обращать внимание на тыквянки, пробуя делать из них фигурки, куколки, игрушки и другие изделия. Постепенно этот процесс захватил мастера.
— В первое время разрисовывал работы яркими красками, покрывал лаком, добавлял ткань, украшения, но с годами стал больше ценить натуральность и уникальность природного материала, — говорит Хашим. — Предпочитаю естественный цвет — фигурки от этого для меня теплее, роднее и душевнее. Многие художники поначалу смеялись надо мной, мол, зря тратишь время. Но за тридцать с лишним лет я доказал обратное — это самое что ни на есть прикладное искусство.
Задумка во многом зависит от формы тыквянки.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Созвездие Шелкового пути
Яркое подтверждение его слов — историческая стела «Созвездие Шелкового пути». Над ней мастер трудился полтора года. Стела состоит из пяти тыквянок, каждая из которых отражает историю тюркского народа с древних времен: каменный век, сакский период, буддизм и ислам. Высота тыквенной скульптуры — 1 метр 75 см. На ее верхушке находится солнце, которое одновременно символизирует шанырак. Чуть ниже расположены мужская и женская фигуры, символизирующие процветание и продолжение рода, а также изображения наскальных рисунков, древних знаков тенгрианства и Золотого человека. Особое место на стеле занимают видные исторические персонажи — Томирис, Атилла, Чингисхан, Абылайхан, Керей, Джанибек, Тамерлан, Махмуд Кашгари, Абай. Вся эта древняя историческая мозаика возлежит на черепахе. И здесь кроется еще один глубинный подтекст — наши далекие предки верили, что мир держится на ее панцире. Путешествуя по Центральной Азии, Хашим не раз видел в степях древние стелы с руническими надписями, постаментом для которых служит черепаха.
В этой работе искусство синтезировано с наукой. В процессе ее создания художник консультировался с историками. «Созвездие Шелкового пути» было представлено в 2015 году на выставке-конкурсе, посвященном 550-летию Казахского ханства, в Музее им. Кастеева и заняло второе место. А искусствоведы очень высоко оценили его работу.
Золотой человек отражен в стеле , как символ сакского периода.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Театр оживших кукол
Одна из последних и любимых работ мастера — кукольный театр. В ней отражены эпизоды из жизни обычных людей. На ее создание ушло около двух лет. В отличие от исторической стелы, где акцент сделан на легендарных личностях, в театре показана жизнь простых сельчан. Здесь каждая деталь проработана до мелочей, и благодаря этому картина оживает. Под крышей свито ласточкино гнездо, двери и ставни открываются, на улице стоит кувшин с молоком, аксакал выводит барашка на пастбище, женщина собирается на базар, влюбленные тайком общаются друг с другом у ворот, договариваясь о свидании, а с балкона за ними наблюдает строгий отец девушки. За каждой дверью кроется своя история.
Философский смысл работы в том, что мы приходим в этот мир через одни двери, проходим коридор жизни и выходим в следующую дверь.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
— Обычно на выставках не разрешают трогать экспонаты, а я наоборот — не был против. Говорю — трогайте, смотрите, и посетители с удовольствием открывали все ставни, калитки, двери, трогали куколок. Я только рад этому, пусть проникнутся историей, — улыбается мастер. — Тем более, что сам с детства рос в селе, общался с аксакалами, любил слушать их рассказы о том, как они жили. И все это отразилось во многих моих работах — в графике, живописи и прикладном искусстве.
Танцовщица в пещере - прототип пещеры, расписанной уйгурскими монахами в период буддизма.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Поездка в Кашгар
На эту и многие другие работы о сельской жизни художника вдохновила поездка на родину деда в Кашгар.
— Об этом городе в детстве мне рассказывала мама. Там родился мой дед, он был кашгарским «акимом». Я его никогда не видел, но мечтал побывать в Кашгаре. Так сложилось, что был там проездом — всего один день, а потому жадно впитывал атмосферу: звуки, музыку, традиции, запахи, говор людей, их настроение. Все было мне родным, как будто бывал здесь раньше. Фотографировал все детали быта, интересных ярких персонажей, чтобы впоследствии запечатлеть в своих работах. Нашел могилу деда, как полагается — прочитал суры Корана, и после этого почувствовал облегчение, словно дед благословил меня. Таких мощных душевных переживаний от встречи с древним краем я не испытывал за всю жизнь.
По возвращении Хашим Курбан первое время никак не мог остановиться — все время рисовал и вырезал кашгарские ворота. Он испытывал настоящее вдохновение.
Наши далекие предки верили, что мир держится на панцире черепахи.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Ручная работа
Работать с тыквянками непросто — это тяжелое и трудоемкое занятие. Сначала еще зеленый плод сушится под навесом во дворе в естественных условиях не менее полугода, затем растение переносится в мастерскую. Здесь художник изучает форму, делает эскизы и надрезы бормашиной, пилой или ножом.
У Хашима Курбана есть несколько учеников, с которыми он делится своими секретами, но при этом хочет, чтобы они не копировали его, а искали собственный стиль.
Свой он уже давно нашел. Например, на многих работах мастера выполнены две двери — за одной дверью таится другая. И в этом заложен глубокий философский смысл.
Стела отображает историю тюркского народа.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
— Мы приходим в этот мир, встречаем людей, проходим, как по коридору, свой жизненный путь, а потом идем дальше, выходя в следующую дверь, — делится мудрый художник. — И каждый должен оставить после себя какой-то важный след для потомков, иначе это будет пустая, никчемная жизнь.
Между тем
Благословление Абылхана Кастеева
— Абылхан Кастеев был родом из Жаркента. Приезжая на родину, в поселок Чижин в горах, он рисовал пейзажи. Художника часто сопровождал отец Хашима, и как-то показал великому художнику работы сына. Увидев их, Кастеев сказал: «Мынау баладан бырдене шыгады» («Из этого мальчика выйдет толк»), и передал в дар для Хашима книгу с рисунками художников-передвижников.
В 2017 году в Союзе художников мне вручали золотую медаль имени Абылхана Кастеева. Когда во время награждения я рассказал эту историю, все очень удивились, и увидели в этом знак того, что спустя многие годы Кастеев вновь одарил меня своей наградой, — рассказал Хашим Курбан.
Кстати
Первая выставка из работ с тыквянками была у Хашима в 1993 году в галерее «Тенгри-Умай». На ней он выставил более 50-ти своих работ, и тогда о художнике впервые заговорили не только в родном поселке, но и на всю страну. После этого художника стали приглашать во многие города Казахстана и зарубежные выставки. Он побывал в России, Объединенных Арабских Эмиратах, Венгрии, Австрии. В 2018 году в Стокгольме (Швеция) прошла персональная выставка Хашима Курбана, а в ноябре прошлого года художник принял участие в международном симпозиуме на Кипре.
На создание кукольного театра ушло около двух лет.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Хашим Курбан часто изображает дервишей на крыше, потому что считает их возвышенными людьми, которые ближе к Богу.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Художник делает акцент естественный природный цвет.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
Элемент картины Улица моего деда.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
На создание кукольного театра ушло около двух лет.
Фото: Карлыгаш НУРАЛИЕВА
У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.
Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.
Перейти на канал: https://t.me/kp_kz