Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Досуг12 февраля 2020 4:55

Танцы-шманцы-обжиманцы

Февраль — самое идеальное время для романтических похождений и судьбоносных забав
Источник:kp.kz
Во время танцев на крыльце ДК.

Во время танцев на крыльце ДК.

Фото: Андрей Михайлов

На улице еще холодно, но в душе все уже поет и жаждет. Для умиротворения первобытной несогласованности микро- и макрокосмоса в Советском Союзе существовала целая сеть специальных заведений — клубы, Дома культуры, Дворцы культуры, в которых, по крайней мере раз в неделю, устраивались танцы.

Дом «высокой культуры быта»

Дом культуры для такого замкнутого пространства, как наш поселок Алатау, всегда соответствовал своему названию. Он появился очень скоро, вслед за школой и больницей, и прожил яркую, но, увы, скоротечную жизнь. К концу века от ДК остался уже только остов, а восстановить хоть какую-то жизнь, несмотря на все попытки, в этом «островке» культуры так и не удалось.

Наш ДК, только ещё построенный.

Наш ДК, только ещё построенный.

Фото: Андрей Михайлов

В былые времена ДК был настоящим центром нашей поселковской жизни. Мотивы, каждодневно приводившие сюда земляков, были разнообразными: поднабраться навыков в каком-нибудь кружке, просто пообщаться «по интересам», почитать книжку в библиотеке, послушать лекцию, поглядеть на приезжих актеров или циркачей (каких-нибудь «лилипутов»), посмотреть новый фильм. Это был своеобразный центр публичной жизни поселка — этакая духовная агора, куда можно было прийти и просто так, без дела (вахтеры пускали всех, не спрашивая особо про цель визита).

И не только скоротать вечер, но и найти свою судьбу. Множество моих земляков обрели свое семейное счастье именно под сводами этого типового Дома культуры. Ведь именно тут проистекало заветное молодежное действо всех времен и народов — танцы.

В 1970-е годы судьбы искали под рыдающий аккомпанемент гитар и проникновенное завывание вокалистов местного ВИА. Доморощенные участники поселкового ансамбля были узнаваемы и популярны как среди местного, так и окрестного населения. Это были настоящие региональные кумиры! Да и уровень их не был таким, каким он может показаться несведущему. В наше время на клавишах «ионики» играла Нина Брулева, которая училась в консерватории, а потом стала кандидатом музыковедения где-то в Воронеже. Но в начале 80-х «живой звук» (пусть и электронный — никакой «фанеры» тогда не знали!) пал под натиском новых музыкальных технологий. Началась «эпоха диско».

А теперь — дискотека...

Первая поселковая дискотека, под которую было отдано огромное фойе второго этажа в нашем Доме культуры и куда собирались раз в неделю любители потанцевать, не только свои, но и окрестные, была детищем Анатолия Виницкого. Молодого физика, завзятого меломана и делового человека. Ему удалось выбить деньги из поселкового бюджета, достать труднодоступное оборудование, собрать и расставить все это как нужно и сделать из архаичных танцев (с неизменным уличным мордобоем в финале) феерическое действо (мордобои, правда, никуда не делись).

Подготовка к дискотеке.

Подготовка к дискотеке.

Фото: Андрей Михайлов

Виницкий был не только движителем и организатором, но и первым диск-жокеем этого новомодного предприятия, поставившего крест на эпохе безраздельного царствования ВИА. Помню, как самостоятельно или с помощью товарищей-добровольцев Толик ночами возился со «звуком», монтировал светомузыкальное оборудование, подбирал шлягеры и слайды, которые сопровождали действо. Зато премьера прошла «на ура» и с полным аншлагом. Посетителей завораживал новый уровень «подачи танцев», сопряженный с новинками и достижениями не только эстрады, но и технологий. Мелькание цветных прожекторов, «зайчики» (от обклеенного осколками зеркала глобуса), полноценные децибелы колонок, неожиданные картинки на большом экране, звонкие комментарии ведущего — все это воспринималось новым словом в древнем процессе развлечения молодых.

Толик Виницкий.

Толик Виницкий.

Фото: Андрей Михайлов

Танцы без драки? Не смешите нашу память!

Танцы без драки были в те годы практически немыслимы. Еще когда в начале 70-;х по стране загремели жестью струн многочисленные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), к нам — в ДК, «на танцы» — потянулась и соседняя молодежь. А наши, наиболее отчаянные, с той же целью регулярно стали посещать клубы в соседних селах — в поселке Панфиловском — «СНК», Ключах, Красном поле и Табаксовхозе.

В те времена редкий бал не заканчивался дуэлью. Но дрались не только за даму, но и за оскорбленную честь. И... просто, потому что дрались. Несмотря на то, что каждый раз в ДК «на танцах» дежурили участковые милиционеры и наряд добровольных дружинников (ДНД) или пламенных юношей из школьной оперативной комсомольской дружины (ОКД), любители выяснить отношения и поддержать традицию всегда находили поблизости места, куда могли уединиться и поговорить с глазу на глаз, без свидетелей.

Требующий сатисфакции тихо подходил к обидчику с сакраментальной фразой — «Пойдем, выйдем!» После чего оба исчезали из поля зрения правоохранителей, а через некоторое время возвращались с уже измененным сознанием (и физиономиями). «Танцы» и «драка» были почти синонимами.

Но четкие «понятия» 1970-х, если сравнить с тем кровожадным беспределом, который наступил в 90-е, могут показаться невинными шалостями. Да, штакетник ломали, головы пробивали, зубы выбивали, носы квасили. Но при этом знали, что вытащить нож дозволяется только в самом отчаянном положении, бить лежачего — «западло», трогать посторонних — не стоит, огрызаться на замечания взрослых и женщин, которые пытаются урезонить, — можно (но не более!). А от милиции и дружинников нужно только бежать.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz