Казахстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:
Общество19 февраля 2020 3:37

Увидеть Алматы… и задохнуться

Проблема загрязненности воздуха в крупнейшем мегаполисе страны не нова
Ирина МИШУРА
Не так давно на просторах Казнета появилась петиция с требованием признать загрязнение воздуха главной проблемой южной столицы.

Не так давно на просторах Казнета появилась петиция с требованием признать загрязнение воздуха главной проблемой южной столицы.

Фото: yvision.kz

Однако теперь алматинскую «атмосферу» можно буквально потрогать. И неворуженным глазом увидеть то, что попадает в легкие горожан.

Автомобили или ТЭЦ: «оба хуже»

Не так давно на просторах Казнета появилась петиция с требованием признать загрязнение воздуха главной проблемой южной столицы.

— Мы — инициативная группа, которая собирает информацию о загрязнении воздушного бассейна Алматы и делает эти данные доступными каждому. Мы подробно изучили документ, который определит судьбу города на следующие 30 лет, и заявляем: стратегия акимата основывается на неверных данных по загрязнению воздуха. Акимат вводит людей в заблуждение и игнорирует прямую угрозу здоровью жителей города, — говорится в обращении.

Под словом «мы» подразумевается команда AUA Group — проекта общественного фонда Common sense. Занимается AUA, как вы уже поняли, отслеживанием состояния воздуха Алматы. О плачевной экологической ситуации активисты говорили всегда, но поводом для петиции стала обнародованная стратегия развития города. Документ, по словам экологов, основан на заведомо ложных, выгодных местным властям данных.

К примеру, в разделе «Сложная экологическая ситуация» повествуется о количестве вредных выбросов в год — их 122 тысячи тонн. Некое ТОО «ЭкоСервис» почему-то приводит данные только за 2017 год. Согласно этой ограниченной информации, самыми «грязными» оказались автомобилисты — на их долю пришлось 65% загрязнений. Еще 9% достались предприятиям и жилому сектору. Соответственно, 26% вредных выбросов остается за городской ТЭЦ-2.

Старые песни о главном

— Власти по-прежнему бездоказательно утверждают, что 80% загрязнения идет от автомобилей. Дескать, горожане виноваты сами. Но никто не может объяснить, почему загрязнение воздуха в 7-8 раз возрастает именно в отопительный сезон. И при чем тут автомобили? — говорил «Комсомолке» еще в 2018 году экоактивист Павел Александров. В свое время мужчина установил в разных точках Алматы датчики-пылемеры, предоставляя всем желающим замеры уровня загрязненности воздуха.

Тогда же он заявил, что не видит никаких позитивных изменений ни в ситуации, ни в позиции городского акимата.

— Вместо реальных действий власти занялись репрессиями автолюбителей, что создает только еще большие пробки. Ничего не предпринимается в отношении ТЭЦ, газификации частного сектора (настоящей, а не на бумаге), честного техосмотра и контроля токсичности автомобилей, увеличения парка автобусов, — говорил Павел Александров.

И вот настал 2020 год. «Старую песню о главном» завела руководитель Департамента контроля качества услуг и безопасности товаров Алматы Айзат Молдагасимова. Она подчеркнула, что превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ было установлено в 34,5% замеров на автомагистралях, на селитебной территории и в зоне влияния промпредприятий — в 0,5%:

— Превышения на автомагистралях были обнаружены во всех районах, за исключением Медеуского, по следующим ингредиентам: свинец — в 1,2-2,2 раза, азота диоксид — 1,1-2,5 раза, сернистый ангидрид — 1,0-1,2 раза; углеводороды — 1,0-1,6 раза, оксид углерода — 1,0-1,6 раза, сажа — 1,0-1,1 раза, оксид азота — 1,2-1,6 раза. Причем превышения ПДК по свинцу были обнаружены в 100% исследованных проб Алмалинского (4/4), Жетысуского (12/12) и Наурызбайского (8/8) районов. Таким образом, на основании результатов мониторинга воздушной среды города основным источником загрязнения является автотранспорт.

Остается только воскликнуть: «Что, опять?!».

Погружение в туман

В 2009 году была принята Комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды города Алматы. Документ находится в свободном доступе, ознакомиться с ним может любой желающий. На реализацию программы планировалось потратить 6 454,742 млн тенге — с припиской: мол, сумма будет уточняться по мере ее выполнения. Ожидаемый результат — постепенное снижение индекса загрязнения атмосферы.

Примечателен следующий отрывок: «Значительное воздействие на общее загрязнение атмосферного воздуха оказывают выбросы теплоэнергетического комплекса ТЭЦ-2, располагающегося вблизи западной границы города Алматы. Основным используемым топливом является экибастузский уголь зольностью 34,4%. При суммарных выбросах 39,5 тыс. т/год на территорию города с ветрами северного, западного и северо-западного направлений переносится до 15 642 т/год вредных веществ, что превышает объем эмиссий от всех стационарных источников предприятий теплоэнергетики (ТЭЦ-1, АТЭК, СВЭК и др.) и промышленности, расположенных непосредственно на городской территории».

Предложены конкретные шаги «выхода из тумана» — в частности, котельные ТЭЦ-2 планировалось перевести на природный газ. Но если важность этих мер понимали больше десятилетия назад, почему уголь и ныне там?

Ищем дальше и находим сообщение от алматинских властей, датированное 2011 годом. Тогдашний аким Ахметжан Есимов обещает направить все усилия на решение задач, связанных с оздоровлением экологии города, улучшением среды обитания и качества жизни горожан. Улучшать «среду обитания» предполагалось, опять же, переводом на газ ТЭЦ-1 и — в перспективе — ТЭЦ-2. Забегая вперед, отметим, что первую на голубое топливо действительно перевели. А вот перевод второй теплоцентрали, видимо, споткнулся о горы «слишком хорошего угля».

Так, несмотря на все благие намерения отказа от твердого топлива, в 2014 году Общий центр обслуживания по связям с общественностью Алматинского энергокомплекса назвал экибастузский уголь оптимальным для ТЭЦ-2. Свое заявление представители ОЦО мотивировали многолетним опытом эксплуатации. Энергетики, отметив свою неоценимую роль в удержании тарифов, заверили: «Расход угля в осенне-зимний период 2013-2014 года на алматинской ТЭЦ-2 составил 1 млн 376 тыс. тонн, при этом выбросы загрязняющих веществ в атмосферу не превысили лимитов, утвержденных МООС». Правда, после этого отвечающее за работу ТЭЦ-2 АО «АлЭС» неоднократно обвиняли в сознательном занижении показателей вреда. Но, как говорится, не пойман — не враг окружающей среды.

Кстати, «Алматинские электрические станции» и ТОО «Богатырь комир», на долю которого приходится 70% объемов добытого в Экибастузском бассейне угля, неразрывно связаны холдингом «Самрук-энерго», в коем оба состоят. О невыгодности газификации для всех звеньев этой «пищевой цепочки» даже говорить бессмысленно.

А газ и ныне там

После бури в соцсетях, вызванной вышеупомянутой петицией, власти вновь заговорили о модернизации ТЭЦ.

— По поручению президента в качестве одной из мер по улучшению атмосферного воздуха в городе начата разработка ТЭО, в рамках которого рассматриваются два варианта — перевод на газ или установка фильтров на ТЭЦ-2, — заявил министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев. Глава Минэкологии пообещал решить вопрос до конца апреля 2020 года.

Параллельно с этим начальник Управления охраны окружающей среды АО «АлЭС» Рамиль Галиев признал уголь «не самым экологически чистым топливом». Однако он назвал целый ряд причин, который мешает Алматы выйти к светлому, незадымленному будущему.

— Мы все понимаем, что время модернизировать станцию давно пришло: в 2020 году ТЭЦ-2 исполняется 40 лет. Когда станция строилась, в целях повышения уровня сейсмической безопасности она была заглублена на 12 метров. Не вдаваясь в технические детали, поясню, что по всем нормам техники безопасности газовая станция на таком заглублении очень взрывоопасна, — пояснил свою позицию Галиев в интервью одному из казахстанских новостных порталов.

По его мнению, голубое небо над мегаполисом может влететь городскому бюджету в копеечку. Цена модернизации — от 99 до 560 миллиардов тенге. Но таких денег у «АлЭСа» попросту нет, утверждает Рамиль Галиев. Далее он напомнил алматинцам, что реконструкцию ТЭЦ можно сделать за счет повышения тарифов. Словом, ребята, за чистый воздух придется платить нам.

Окончательный диагноз

Согласно результатам исследования Energyprom, в 2017 году болезни органов дыхания стали самыми популярными недугами казахстанцев.

В 2018 году были обнародованы результаты независимого исследования CORE — по распространенности хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) Казахстан дает фору многим партнерам по СНГ. Наиболее тревожная ситуация сложилась именно в Алматы.

Также в 2018 году от болезней органов дыхания умерли 1,9 тысячи казахстанцев. Подобные недуги оказались на пятом месте в ТОП-5 «болезней-убийц».

В прошлом году на месячнике здоровья в Алматы почти у половины обратившихся были обнаружены различные проблемы со здоровьем. Естественно, нашлось среди них место и уже знакомым заболеваниям, связанным с «дыхалкой».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz