Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Общество19 февраля 2020 6:14

Со студенческой скамьи — в карантинную палату

Бексултан Сапаров — студент 4 курса Китайского Нефтяного Университета (КНУ) в Циндао
Бексултан учится в Циндао по специальности «инженер-нефтяник».

Бексултан учится в Циндао по специальности «инженер-нефтяник».

Фото: из личного архива героя публикации.

Сейчас в вузе объявлен карантин, так как признаки коронавируса обнаружили у одного из преподавателей. На днях Бексултан прилетел в Алматы — в числе последних казахстанских студентов, покинувших Китай. О том, чем сейчас «живут и дышат» (исключительно через маски!) жители Поднебесной, как встретили наших в Казахстане, студент рассказал «Комсомолке».

Бексултан учится в Циндао по специальности «инженер-нефтяник». Так как в этом году оканчивает бакалавриат, решил после зимней сессии вместе с однокурсниками остаться в городе на каникулах, чтобы основательно подготовиться к дипломной.

— Когда начала распространяться информация о коронавирусе, мы не придали этому должного значения. Но число зараженных стало быстро расти, ведь Ухань — это крупнейший материковый город с населением более 11 миллионов человек. В Циндао вскоре все стали ходить в масках, в крупные супермаркеты без них просто не пускают. На входе стоят сотрудники и измеряют посетителям температуру. В мелких магазинах иногда не пускают на порог и выдают продукты через дверь. Начался ажиотаж и оптовый закуп масок, приобрести их стало проблематично. Начались факты спекуляции, перепродажи масок в несколько раз дороже реальной цены. Пошли рассылки по соцсетям, что с рук маски покупать нельзя, так как некоторые «особо предприимчивые» люди собирают их в мусорных баках, стирают и перепродают. Я сам видел фотографии, как женщины мешками собирают маски в мусорных баках.

— Как вообще информируют население о ситуации местные власти? Сообщают ли о предварительных причинах и симптомах коронавируса?

Бексултан Сапаров.

Бексултан Сапаров.

Фото: из личного архива героя публикации.

— Стараются не создавать панику, постоянно разъясняют правила личной гигиены, информируют о том, сколько продуктов передано в Ухань. Кстати, я сравнил подачу новостей о коронавирусе у нас и в Китае. Есть большая разница — здесь все преподносится в таком тревожном тоне, как будто вирус уже проник в каждый город Казахстана. В Китае, наоборот, стараются доносить информацию спокойно, чтобы не было лишней паники. Что касается причин, то самая распространенная и правдоподобная, на мой взгляд, это про летучих мышей.

— Это правда, что люди скупают подчистую продукты питания и прилавки магазинов пусты?

— В Циндао ажиотажа по поводу продуктов питания нет. Но регулярно в сводках новостей и в рассылках говорят, что власти Китая стабильно отправляют в Ухань продовольствие. В Циндао никто впрок не закупает. Просто очень непривычно, что улицы пустые, все сидят дома. Занятия в школах и вузах отменили, никто не работает, все заведения закрыты, кроме супермаркетов. Нам в вузе сказали, что занятия начнутся не раньше чем через месяц. Когда у нас в вузе объявили карантин, мы с друзьями переехали на квартиру. Тем, кто остался, запретили выходить из общежития.

— Когда и как решился вопрос вашего возвращения в Казахстан?

— В вузовском чате нам сообщили, чтобы все студенты предоставили полную информацию о себе в консульство Казахстана. Когда нам первый раз позвонили из консульства и предложили покинуть страну, мы с друзьями отказались. Потом ситуация начала накаляться: чаще стали ездить кареты скорой помощи и полицейские патрули на улицах, выходить из дома разрешено было только с шести утра и до двенадцати дня. В жилой комплекс, где мы живем, стали запускать только через один вход, и при этом каждый раз проверяли температуру. А когда услышали, что в соседнем районе целая семья лежит с признаками коронавируса, поняли, что нужно уезжать. Тем более родственники звонили постоянно и просили вернуться. Все уехали, кроме африканцев. Первыми своих студентов эвакуировали власти Таиланда. И когда я узнал, что наших студентов из Уханя казахстанские власти отправили домой, тоже был очень рад.

— Как проходила эвакуация?

— В консульстве нам сообщили, что необходимо прибыть 12 февраля в Пекин. Перелет в Казахстан оплачивало государство. В аэропорту собрались казахстанские студенты из всех городов Китая, примерно 200 человек. Перед посадкой у всех еще раз проверили температуру. Изначально нас должны были перевезти в Нур-Султан, и на билете столица указана как точка прибытия. Потом сказали, что полетим в Алматы, затем опять, что в Нур-Султан. В итоге выяснилось, что все-таки в Алматы. Стюардессы ходили по салону в полном защитном костюме — маски, очки, перчатки. По прибытии у нас сразу забрали ручную кладь для дезинфекции, провели в специальный автобус и в сопровождении эскорта с мигалками отвезли в больницу. Примечательно, что название больницы было прикрыто тентом, а внутри очень плохо ловил интернет, хотя за ее пределами связь была отличная.

— Персонал скрывал название больницы?

— Нет, на все наши вопросы они отвечали вежливо и открыто. В выписке указано, что это Городская клиническая инфекционная больница имени Изатимы Жекеновой. Сразу по прибытии нам сказали снять одежду для дезинфекции. Выдали пижаму, тапочки, носки, нижнее белье и прочие принадлежности первой необходимости. Взяли анализ крови, мазки из носоглотки, каждые три часа мерили температуру, делали регулярный обход, и нам категорически не разрешалось выходить из своих палат. Также в больнице были психологи, чтобы при необходимости оказать моральную поддержку. Еду приносили прямо в палату. Разносчица была в полном защитном обмундировании — специальный плащ, очки, перчатки, маска и т. д. Не могу не отметить, что очень хорошо и много кормили. Нам сказали, что если анализы будут хорошими, ни у кого не поднимется температура, то нас выпишут через три дня. Так и произошло. Первое время весь медперсонал, да и мы, были в некотором напряжении. На третий день все вздохнули свободнее. Выписали всех в один день. Тех, кто уезжал в свой город в день выписки, отвезли до вокзала и в аэропорт. Хочу отметить, что все эти дни к нам относились с большой заботой и вниманием. Это было очень приятно. Мы почувствовали себя по-настоящему дома, под защитой и опекой со стороны государства.

Между тем

По информации Управления здравоохранения, кроме студентов среди транспортированных имелись три семейные пары, среди которых двое детей девяти и шести лет. У всех при выписке состояние удовлетворительное. Для их транспортировки акиматом города было выделено 14 автобусов, предназначенных для развозки по пунктам проживания. Всего на борту было 211 человек, среди них 171 гражданин Казахстана и 40 граждан Кыргызстана, которые в свою очередь были переданы кыргызской стороне и доставлены на территорию КР.

Кстати

По сообщениям информагентств, в Китае могут казнить за намеренное сокрытие симптомов нового коронавируса COVID-19 или искажение информации о состоянии больного, говорится в опубликованном 15 февраля заявлении китайского суда. Утаивание истории своих путешествий тоже может считаться уголовным преступлением. Человек, который стал источником инфекции и привел к распространению вируса, будет обвинен в создании угрозы общественной безопасности. Он может быть приговорен к 10-летнему либо пожизненному тюремному заключению или к смертной казни. Национальная комиссия по здравоохранению Китая 15 февраля запретила жителям с кашлем, температурой и другими симптомами вирусного заболевания передвигаться по стране в автобусах, поездах и самолетах. Кроме того, все граждане, возвращающиеся домой после праздников из зоны очага эпидемии, должны оставаться дома либо под наблюдением врачей 14 дней, а те, кто откажется от карантина, будут наказаны. Многие производства в КНР так и не открылись после продленных властями новогодних каникул. Замминистра транспорта Китая Лю Сяомин сообщил, что число поездок внутри страны составляет пятую часть нормального объема. По официальным данным, на материковой части Китая от вируса скончались около 1500 человек, более 66 тысяч — инфицированы.

Тем временем

По словам и. о. руководителя Управления общественного здоровья города Алматы Тлеухана Абилдаева, все прибывшие находились трое суток под круглосуточным наблюдением медицинских сотрудников, где проводилась трехчасовая термометрия, взяты анализы: мазки из носоглотки и кровь на коронавирус, которые были отправлены в Научный центр экспертизы.

— По результатам обследования у всех пациентов анализы отрицательные, коронавирус исключен. Хотелось бы отметить, что для размещения прибывших было организовано семь отделений. Все граждане были размещены в подготовленные палаты со всеми удобствами. Личные вещи и багаж прибывших были взяты на санобработку, всем было выдано сменное белье. После трех дней карантинизации всех выписали на амбулаторное наблюдение по месту жительства. Выписки также будут отправлены в медорганизации по месту проживания. Все 14 дней они будут находиться под наблюдением участковых врачей, — отметил Тлеухан Абилдаев.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz